Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Одобрение и критика – ну как без них прожить?

Критика – популярное средство воспитания.

Она поддерживается иллюзией– убеждением в том, что критика полезна.

Чем больше ребенку указывать на его недостатки, чем лучшим человеком он вырастет.

И подготовится к «тяжелой» реальной жизни.

А, если хвалить ребенка, это его испортит,

Многие родители воспринимают ребенка как «нарциссический придаток» к себе. Такой ребенок растет в атмосфере постоянного оценивания, он воспринимается как объект для повышения самооценки родителя. Когда ребенок «разочаровывает», его критикуют - прямо, или косвенно.

Стараясь соответствовать ожиданиям родителей, ребенок приспосабливается к ним, отказываясь при этом от самого себя.

Став взрослым, и оставшись в убеждении, что с ним «что-то не так», такой человек будет критиковать себя самостоятельно, хронически испытывая страх, вину и стыд. не имея возможности как расслабиться, так и реализовать свой собственный потенциал.

Важно помнить, что наша базовая потребность – безопасность. Именно поддержка, слова одобрения дают ощущение безопасности.

Каждому из нас необходимо, чтобы «хоть кто-нибудь» в этом мире был «на его стороне».

И таким человеком можно стать самому для себя. Поддерживать себя в любой ситуации, превращая ошибки в обратную связь.

Пример из практики.

От клиентки получено разрешение на публикацию, имя изменено.

Кристина рассказывает о том, что все ее действия мотивированы критикой.

Стараясь угодить критикующему, «исправить свои «несовершенства»», девушка делает все, что от нее хочет критик.

Даже, если ей самой это «совсем не нужно», и не хочется.

Когда Кристину хвалят, она не слышит одобряющих слов, как будто говорят не про нее. Как будто говорящий приятные слова человек ошибся, и похвала принадлежит не ей, а кому – то другому.

Девушка хочет с удовольствием принимать одобрение, а критику воспринимать спокойно, как обратную связь.

Предлагаю Кристине нарисовать себя, критику и одобрение.

-2

Получился следующий рисунок:

Кристина - дерево,

критика-молния,

одобрение -яблоко.

Кристина рассказывает про дерево, что оно растёт на поляне, корни есть, солнце светит. По дереву белочки скачут.

Кристина не знает, как называется ее дерево, таким образом отказываясь от своей индивидуальности, собственной ценности.

Выясняем название дерева через его описание его особенностей.

У дерева есть листья, которые опадают с приходом холодов. Древесина плотная и крепкая. Дерево красивое, цветет и плодоносит.

Вспоминаем народную мудрость, согласно которой, «от осинки не родятся апельсинки» и «яблоко от яблони недалеко падает».

Таким образом, Кристина приходит к выводу, что она – яблоня.

И яблоко, которое находится около «дерева», подтверждает его название.

Это яблоко символизирует одобрение окружающих.

Но, Кристина говорит, что это одобрение «как будто не для нее».

Девушка вспоминает многочисленные конкурсы, в которых участвовала в детстве по инициативе мамы.

Если она занимала призовые места - это воспринималось как достижение мамы, если проигрывала, то виновата была маленькая Кристина.

Еще в детстве она отказалась от призвания своих заслуг, своей ценности, потому что это не нравилось маме.

Сейчас девушке захотелось вернуть собственную ценность.

Она признала, что яблоко, которое находится рядом с яблоней подтверждает ее значимость и плодовитость.

После того, как яблоню признали, она зацвела.

Кристина добавила в рисунок зеленых листьев и розовый цвет, показав таким образом цветение яблони.

-3

Но, тело девушки неожиданно отреагировало болью в пояснице.

На рисунке эту боль Кристина обозначила, как зазубрину на стволе дерева, как будто кто – то попытался дерево срубить.

-4

Кристина вспомнила двойные послания родителей.

Применительно к дереву они могли звучать как: «Цвети и плодоноси», одновременно с этим: «Если будешь цвести, тебя срубим».

Когда тело девочки стало превращаться в женское, пришла пора «цвести», девушка увидела во взгляде матери откровенную зависть.

На словах мама одобряла взросление дочери, но, ее невербальные проявления - тело и мимика оказались гораздо красноречивее слов.

Когда дочь взрослеет и расцветает, это означает, что мать стареет, ее красота увядает. Изменения во внешности особенно очевидны в сравнении, когда мать и дочь находятся рядом. Не каждая женщина готова это принять.

И многим дочерям проще отказаться от своей женской привлекательности, чем от любви мамы.

Отец тоже не хотел взросления дочери.

Если девочка вырастет, и станет жить отдельно, ему придется выстраивать отношения с женой напрямую. Гораздо проще это делать, используя дочь в качестве посредника.

Дерево хочет цвести и плодоносить.

Но, боится, что за это его срубят.

Как поступить яблоне?

Кристина разрешила яблоне слышать свою природу.

Дерево существует для того, чтобы плодоносить, даже, если это кому – то не понравится.

Яблоне можно стать крепче. Чем крепче дерево, тем сложнее его срубить.

После принятия Кристиной ценности яблони, переходим к образу молнии – критике.

Молния непредсказуема и опасна, от нее может сгореть дерево.

Для Кристины принять критику, как будто согласиться с ударом молнией, при этом часть дерева неизбежно сгорит.

Когда она соглашается с критикой, пытается угодить другим, как будто соглашается с тем, что она – плохая.

Но, молния несет не только разрушение. Как правило, за ней следует дождь, необходимый для роста и существования дерева.

Это как в «каждой критике есть доля истины».

И в этом ее польза.

Кристина нарисовала дождь.

Глядя на дождь, девушке захотелось плакать.

Дождь – метафора слез.

Представляя дождь, у нас есть возможность выразить свою печаль, присоединившись к водяным каплям.

Погоревав, Кристина решила, что принять критику ей помогут слова: «Ты все равно хорошая».

Из состояния «хорошести» легко услышать и информацию о своих недостатках и ошибках. Тогда они уже не кажутся такими страшными. И воспринимаются просто как обратная связь.

Очевидно, что достоинства и недостатки относительны, все зависит от контекста и количества их проявления.

Чье-то мнение – это просто информация. Из которой можно сделать выводы. Или не делать.

Когда ты знаешь, что жизнь без ошибок не существует, право на ошибку равно праву на жизнь.

Слова одобрения мы можем сказать себе самостоятельно. И обратить внимание на ошибки – тоже можем сами.

Знать свои ошибки полезно, потому что это знание дает возможность видеть себя реалистично, а значит, легче достигать поставленных целей.

Можно смотреть на ошибки с любовью, поддерживая себя и помогая себе их исправлять.

Когда мы относимся к себе как любящий родитель, чужая критика больше не ранит. Это просто обратная связь.

Автор: Милашина Ольга Георгиевна
Психолог, Кандидат психологических наук

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru