Траур не должен длиться долгое время. Дело не только в смерти близкого человека. Это естественный процесс, но при некоторых обстоятельствах он может превратиться в патологическое переживание утраты, причиняющее большие страдания.
Траур начинается со смертью близкого человека. Мужчина в депрессии, он может чувствовать себя виноватым, ему хочется плакать. Переживание траура имеет свою цель - оно ведёт к принятию новой ситуации, к примирению. Это динамический адаптивный процесс.
Каждый день траур после смерти близкого человека затрагивает почти 3000 человек. Учитывая старение населения и низкую рождаемость, смерть станет более распространенной, чем рождение.
Траур также может возникнуть в ответ на потерю, например, предыдущей жизни из-за неизлечимой болезни или в ответ на уход партнера. Элизабет Кюблер-Росс, американский врач швейцарского происхождения, в своей книге под названием «Беседы о смерти и умирании» выделила фазы, через которые проходит человек после получения информации о неизлечимой болезни и близкой перспективе смерти:
отрицание - (больной не хочет принимать свою болезнь, вся информация о болезни замалчивается, даже если данные бесспорны. Больной требует повторных обследований, хотя знает, что диагноз правильный),
гнев - (больной человек полон бунта, раздражительности, претензий к семье и медицинскому персоналу за недостаточный уход. Ни с того ни с сего может взорваться гневом, полон обид на лечение, может потребовать смены врача на одного кто ему поможет),
торг - (больной договаривается с врачом и Богом, обещает, что если выздоровеет, то остаток своей жизни посвятит Богу),
депрессия - (депрессивное настроение может появиться уже на первой стадии. Больные плачут, говорят о суициде, находятся в отчаянии, грустят, чувствуют себя бесполезными),
принятие - (больной примиряется со своей участью и спокойно ее принимает. В случае болезни в этой фазе необходимо много сна. До этой стадии доходят немногие. Чтобы дойти до этой фазы, нужно преодолеть депрессию).
Аналогичные фазы проходит человек, который переживает очередную болезненную утрату – уход партнёра или смерть близкого человека.
Другие подразделения говорят о трех фазах:
Шок. - У кого-то это может длиться часы, у кого-то дни, вызванные смертью близкого человека или другой утратой. Человек находится в состоянии «оцепенения», он не верит в случившееся, у него появляется ощущение нереальности, он может быть беспокойным в движении.
Неорганизованность, или «зажатость в себе». - Это занимает недели, месяцы (обычно около шести месяцев), но может занять и гораздо больше времени. Обычно оно протекает с глубокой грустью, плаксивостью, чувством одиночества, часто с непреодолимой тоской по умершим или иным образом недоступным. Часто наблюдаются симптомы беспокойства, нарушения сна и аппетита, могут возникать панические атаки. Многие люди испытывают чувство вины за то, что недостаточно заботились об усопшем или могли бы по-другому устроить жизнь с ушедшим из жизни человеком. Если умерший перед смертью болел, его близкий человек может рассердиться и спроецировать (переложить) свою вину на врачей, обвиняя их в том, что они плохо заботятся о близком человеке.
Приспособление. - Симптомы постепенно стихают, после чего следует возвращение к повседневной деятельности, в том числе социальной. Скорбящий человек постепенно смиряется с потерей и вспоминает хорошие времена, проведенные с умершим или бывшим партнером. Часто годовщины смерти близкого человека или — в случае ухода партнера — даты важных событий, связанных с ним, — связаны с возвращением грусти и воспоминаний.
Вдовец должен найти себя в новой роли.
Все чаще подчеркивается, что траур – это скорее процесс, направленный на переустройство своей жизни. Во-первых, сосредоточиться на потере и справиться с ней. Второе измерение касается адаптации человека, пережившего утрату, к многочисленным изменениям, происходящим в результате утраты, например, развитие новой идентичности (например, уже не жена, муж, а вдова, вдовец или разведенная), реорганизация повседневного функционирования (например, в условия работы по дому).
Только в последние годы стали изучать положительные эмоции, сопровождающие людей с первых минут после смерти близкого человека. Информация о смерти часто воспринимается с чувством облегчения, которое возникает в результате того, что человек освобождается от боли или от необходимости ухода за долговременным больным.
У человека, пережившего тяжелую утрату, часто возникает потребность рассказать о тяжелых эмоциях, которые он переживает «Важно прислушаться к этому и лучше воздержаться от хороших советов. Будьте понимающими.
Наибольший риск касается первых шести месяцев после потери близкого человека. Среди причин смерти во время траура наиболее распространены сердечно-сосудистые заболевания, рак, цирроз печени, самоубийства и дорожно-транспортные происшествия.
По оценкам, осложненная скорбь, иначе патологическая, касается приблизительно десяти процентов скорбящих людей. При патологической скорби нет перехода в фазу перестройки, приспособления после утраты.
Кто-то, несмотря на то, что со дня смерти близкого человека прошло несколько лет, чрезмерно сосредоточен на деятельности, связанной с умершим, имеет навязчиво повторяющиеся траурные ритуалы, желает вернуть умершего, но с другой стороны, избегает воспоминаний и разговоров о смерти близкого человека. Бывает, что он скорбит с ощущением, что её окончание было бы предательством покойного.
Патологическое горе чаще имеет отсроченное начало (характерные симптомы первой фазы не проявляются в течение двух недель после утраты) и атипичные симптомы (враждебность, значительная социальная изоляция, наличие соматических симптомов, которые присутствовали у близкого до смерти). Отрицается реальность умершего человека и ожидается его возвращение. Фиксация может происходить во время фазы шока или дезорганизации.
Развитие осложненного горя происходит достоверно чаще, когда смерть близкого человека была внезапной, неожиданной, суицидальной или травматической. При осложненном горе часто наблюдаются симптомы, которые могут свидетельствовать о депрессивном эпизоде. Точно так же вы можете горевать после того, как ваш партнёр бросил вас.
Депрессия и тяжелая утрата имеют схожие симптомы, такие как плохое настроение, которое сохраняется в течение длительного времени. Однако горе – это не психическое расстройство, это естественная реакция на утрату. Однако не так редко реакция на него вызывает нарушение повседневного функционирования на длительное время и требует помощи специалиста – психолога, психотерапевта или психиатра.
Факторам, способствующим развитию депрессивного эпизода во время траура, относятся:
тяжелая утрата или депрессивные симптомы на ранних стадиях реакции на тяжелую утрату,
отсутствие социальной поддержки,
отсутствие опыта, связанного со смертью близких, что связано с ограждением детей от подобных ситуаций,
травматическая или внезапная смерть.
Для того чтобы распознать депрессию, такие симптомы, как: грусть, повышенная утомляемость, упадок сил, трудности с концентрацией внимания, тревога, ограничение интересов, гнев, раздражительность, ограничение социальных отношений, соматические симптомы) должны присутствовать в соответствующей интенсивности, вызывать страдание больному и ухудшить его функционирование, что не менее чем на две недели.
Люди, страдающие от так называемого неясные потери. Это также проявляется в ситуации людей, которые физически отсутствуют, но мысленно все еще присутствуют (например, в ситуации похищения, исчезновения, не нахождения тела). В таких обстоятельствах не существует ритуалов или социальных обычаев, которые могли бы дать ценное руководство и помощь.