Найти в Дзене

Летательный аппарат 6: Ильюшин / Бериев А-50.

Внезапность всегда была одним из ключевых элементов успеха во время наступательных воздушных операций, будь то контрудар, бомбардировка / нападение или разведывательные миссии. Соответственно было важно заранее знать о приближении противника. Развитие радиолокационных технологий сделало возможным появление кораблей радиолокационного дозора; следующим очевидным шагом стала разработка технологии, первоначально известной как бортовое раннее предупреждение (AEW). Главная задача – контроль за "дружественными" истребителями или ударными самолетами - вскоре привела к изменению обозначения на воздушно-десантную систему раннего предупреждения и управления (AEW & C) или воздушно-десантную систему предупреждения и управления (AВАКС). Разработка нового самолета всерьез началась после Второй мировой войны. Изначально США и Великобритания были основными разработчиками этой технологии. В 1949 году компания Lockheed Aircraft представила версию поршневого авиалайнера L-749 Constellation с радиолокацион
Картинка из свободных источников. Ту-126
Картинка из свободных источников. Ту-126

Внезапность всегда была одним из ключевых элементов успеха во время наступательных воздушных операций, будь то контрудар, бомбардировка / нападение или разведывательные миссии. Соответственно было важно заранее знать о приближении противника. Развитие радиолокационных технологий сделало возможным появление кораблей радиолокационного дозора; следующим очевидным шагом стала разработка технологии, первоначально известной как бортовое раннее предупреждение (AEW). Главная задача – контроль за "дружественными" истребителями или ударными самолетами - вскоре привела к изменению обозначения на воздушно-десантную систему раннего предупреждения и управления (AEW & C) или воздушно-десантную систему предупреждения и управления (AВАКС).

Разработка нового самолета всерьез началась после Второй мировой войны. Изначально США и Великобритания были основными разработчиками этой технологии.

В 1949 году компания Lockheed Aircraft представила версию поршневого авиалайнера L-749 Constellation с радиолокационным оборудованием, получившую обозначение PO-1W (позже WV-1); более совершенная версия на базе L-1049 Constellation последовала в 1953 году как WV-2 Warning Star, став EC-121K в 1962 году. Был разработан преемник Warning Star, в качестве основы которого был взят авиалайнер Boeing 707-320B. Первоначально известный как EC-137D и впоследствии переименованный в E-3A Sentry, этот самолет впервые поднялся в воздух в 1972 году и поступил на вооружение в 1977 году. В отличие от предшественника, у которого антенны радиолокатора наблюдения были установлены в характерном чечевицеобразном вращающемся корпусе – который располагался над фюзеляжем на сдвоенных пилонах. Была выпущена серия версий с более мощной авионикой (и, позже, новыми двигателями CFM56-2A2); E-3, пожалуй, является самым известным самолетом системы АВАКС, который, помимо ВВС США, состоял на вооружении сил AEW НАТО в Европе, военно-воздушных сил Великобритании, Франции и Саудовской Аравии. В качестве преемника Sentry в 1991 году Boeing разработал E-767 на базе двухтурбинного авиалайнера Boeing 767-200ER; этот тип поступил в ограниченное производство в 1992 году.

Между тем, в Советском Союзе к проблеме раннего предупреждения в воздухе относились столь же серьезно; руководство СССР было достаточно хорошо информировано о развитии военных технологий на Западе, а также о сильных и слабых сторонах их собственной системы противовоздушной обороны.

Картинка из свободных источников. За Ту-126 над Средиземным морем следит Douglas A-4E Skyhawk BuNo 152012 (AU-652) из ударной эскадрильи VA-45/Det.1 "Блэкбердс" с авианосца USS Intrepid в 1973 году.
Картинка из свободных источников. За Ту-126 над Средиземным морем следит Douglas A-4E Skyhawk BuNo 152012 (AU-652) из ударной эскадрильи VA-45/Det.1 "Блэкбердс" с авианосца USS Intrepid в 1973 году.

4 июля 1958 года Совет Министров СССР издал директиву, поручающую ОКБ-156 во главе с генеральным конструктором Андреем Николаевичем Туполевым создать самолет системы АВАКС. Самолет планировалось спроектировать на основе недавно разработанного комплекса радиолокации и связи "Лиана", созданного Московским научно-исследовательским институтом приборостроения под руководством генерального конструктора В.П. Иванова. РЛС "Лиана" обладала феноменальными характеристиками по меркам того времени; дальность обнаружения должна была составлять 100 км для цели размером с истребитель, 200 км для тактического бомбардировщика и 300 км для стратегического бомбардировщика.

Дальнемагистральный авиалайнер Туполева Ту-114 был выбран в качестве платформы для советских систем АВАКС. Грибообразная антенна обзорного радиолокатора «Лиана» устанавливалась в обтекателе на пилоне над фюзеляжем самолёта Ту-126.

Для защиты экипажа от мощного высокочастотного излучения, генерируемого оборудованием, была применена радиационная защита. На Ту-126 было 6 человек лётного экипажа и две смены по 6 человек радиотехнического экипажа. Кроме того, самолет был оснащен системой дозаправки в воздухе, позволяющей ему оставаться в воздухе до 11 часов.

Прототип был завершен в конце 1961 года, совершив свой первый полет 23 февраля 1962 года. В 1965-67 годах было построено всего восемь серийных Ту-126. 30 апреля 1965 года был официально включен в состав ПВО.

К сожалению, Ту-126 оставался жизнеспособным в качестве системы раннего предупреждения и управления только до конца 1960-х годов. К тому времени ударные самолеты НАТО приобрели способность проникать в воздушное пространство СССР на малых и сверхмалых высотах; обнаружение таких низколетящих нарушителей было за пределами возможностей Ту-126, поскольку радар "Лиана" имел очень ограниченные возможности "наблюдения" за низколетящими целями. В результате была начата разработка нового самолета системы АВАКС – самолет "Ильюшин / Бериев А-50".

Продолжение следует….

Поддержите канал-поставьте лайк.