Найти тему
ЛавГав | Всё о Псё

Самые эффективные методы наград и поощрения для тренировки собаки

Оглавление

Ну, конечно, вы знаете, чтобы подкрепить собаку — надо дать ей вкусняшку.

Но знаете ли вы, что есть ещё 7 других видов подкреплений?

Я Антонина Зимарева, основатель школы воспитания и дрессировки собак “ЛавГав”
Сегодня я расскажу, как правильно использовать различные методы поощрения, чтобы добиться хороших результатов в тренировке
Эту информацию я давала только на своём курсе по обучению тренеров, не владельцев, поэтому представляете, если дочитаете эту статью до конца, то на какую-то часть вы действительно станете тренером для своей собаки, ведь будете обладать весьма сложной и глубокой информацией о тренинге.

Кстати, в нашей школе есть бесплатные интенсивы, на которых вы можете решить любые проблемы в поведении мокроноса — регистрация здесь: https://clck.ru/38ArLD

Ставьте пальцы вверх, если вы не знали, что если жмакнуть лайк, то в вашей утренней овсянке никогда больше не встретятся комочки😉

Все мы, кто обладает нервной системой, не делаем что-то просто так.

✨ Если это не приносит результат мы перестаём это делать.

Например, никто из нас не забивал гвоздь тапочком, это просто неэффективно.

Зато мы прибивали таракана тапком, хотя для этого есть специальные средства. Мы можем использовать неподходящие инструменты для какого-то дела, если это приносит результат.

Наше поведение сформулировано одной простой формулой: мы делаем что-то только тогда, когда ожидаем получить или реальный результат, или просто удовольствие.

Соответственно, когда мы получаем этот результат и/или удовольствие, то мы подкрепляем наше поведение. Так оно формируется.

Делаем что-то и получаем результат — поведение повторится.

Делаем что-то и не получаем результат — поведение угасает, ну правда, зачем бить тапочком гвоздь?

Казалось бы, здесь принимает участие рассудочная деятельность, а собаки на неё способны, конечно, но не так как люди. Но нет, это не совсем так.

1. Чем больше мы изучаем собак — тем больше узнаём, что их мышление имеет больше сходств, чем различий с нашим.
2. Функционально наши нервные системы работают вообще почти 1 в 1 одинаково.
3. Нет, собаки тоже не будут делать что-то, что не приносит им ничего, просто иногда это нам не понятно, что именно они там получают. Ведь мы, люди, сильно обесцениваем интеллект животных и считаем, что за молекулу сосиски собака должна менять своё поведение, а покушать — это её единственный смысл жизни.

Кстати, вы как сами оцениваете интеллект собак и вашей в частности?

Поделитесь интересными примерами из жизни вашего Псё, когда он демонстрировал супер интеллектуальные способности. Уверена, каждый владелец хоть раз был ими впечатлен.😉

-2

Итак, от вступления, переходим к главной части статьи, вынося одну единственную и очень важную мысль:

поведение повторяется, если за ним стоит результат или удовольствие.

Эти два слова я переформулирую в другое, которое вы, наверняка, уже много-много раз слышали в рамках кинологических тем: Подкрепление

Если подкрепление следует СРАЗУ после поведения, то оно повторится, а значит будет формироваться, то есть происходит ОБУЧЕНИЕ.

-3

Это самый простой и универсальный способ подкрепления.
Какие у него есть нюансы:

  • непищевиков собак нет, это базовая потребность организма
  • если собака отказывается от еды, скорей всего, дело в пищевой мотивации, то есть ценности ресурса, а точнее его отсутствии, что получается по вине человека, если он неверно работает с едой
  • также причинами могут быть страхи, тревожность, возбудимость, болезни - и тут не пищевую надо развивать, а основные проблемы надо решать с состоянием собаки

Рекомендации:

1. Не жадничайте, обычно с этим помогает переход с вкусняшки на корм как подкрепление. Ведь если выдавать вкусняшки, то хозяин сразу начинает переживать, что перекармливает, начинает экономить, собака теряет интерес, ведь ей проще получить какое-то другое подкрепление, которое мы будет разбирать следом, чем несчастный и жадный один хиленький кусочек какой-то вкусняшки

2. Не держите еду в руках заранее, а то это уже не подкрепление, а подкупление. Хотя тут есть нюансы и исключения, особенно в начале тренинга.

Кстати, тему пищевой мотивации мы разбираем на бесплатном курсе из трёх уроков

-4

- это другой популярный и довольно понятный вид подкрепления.

Обычно сравнивают с едой, мол "у меня собака не пищевик, давайте работать с игрушкой”, НО

1. Игрушка выступает финальным подкреплением, а 80% базовой работы строится на промежуточном подкреплении.

Давайте покажу на примере формирования выдержки:

Смотрите, собака сидит, ну или лежит, в общем мы попросили её оставаться в одной позе или на одном месте.
Она сохранила позицию в течение 5 секунд и мы хотим донести собаке, что она молодец, но при этом мы не хотим заканчивать упражнение.
Мы выдаём собаке кусочек еды. И просим сохранить позицию ещё на какое-то время. Так формируется навык Выдержки.
А игрушка? Как её выдать промежуточно? То есть когда мы хотим подкрепить, чтобы собака не потеряла надежды, не заскучала, замотивировалась, но при этом не хотим заканчивать упражнение?
Правильно, никак.
Но игрушку можно выдать в конце, даже без еды. То есть внутри упражнения были кусочки, а в конце игрушка и возможность побегать, потянуть.

2. Не все собаки любят играть, многих надо замотивировать.

А главная задача подкрепления - оно должно приносить удовольствие. Как удовольствие принесёт игрушка, которую не очень-то и хотелось?
Соответственно, чтобы игрушка была подкреплением, она или изначально должна быть
ценной, а это далеко не у всех собак или пород от рождения имеется. Или этим надо заниматься и развивать игровую мотивацию, за счёт…еды.

Тыкни игрушку носом — получишь кусочек, потяни игрушку — получишь кусочек. И так далее.

Ещё есть вариант развивать игровую мотивацию за счёт верной игры, тут хозяину надо знать все правила разыгрывания.

3. Если у собаки классная игровая мотивация или мы её развили до классной, должны быть правила: не выхватывать игрушку, отдавать, приносить.

А это тренинг и чем там подкреплять собаку?
Игрушкой, которую она вам не отдаёт? Не клеится.

Вывод:

игрушка — это один из видов подкрепления, но не основной. То есть, только игровую мотивацию в полном обучении использовать мы не можем.

Теме игровой мотивации в нашей школе также посвящен целый мастер-класс, рекомендую дополнительно его послушать, к тому же регистрация совершенно бесплатна 👉https://clck.ru/38ArUX

-5

Возможно, некоторые из вас на предыдущем пункте, когда я рассказывала про промежуточное подкрепление подумали “а почему нельзя похвалить собаку и считать это промежуточным подкреплением?” и на самом деле были правы.

НО!

Похвала - это условное подкрепление. Что это значит, что реакция является условным рефлексом, а что значит это? Что она может угасать.
И придумала это не я, это было научно доказано, как минимум, Павловым, как максимум множественными последующими экспериментами и исследованиями в рамках бихевиоризма.

Есть принципы формирования условного рефлекса и условных стимулов. Нейтральный стимул — Безусловный стимул. И тогда нейтральный через какое-то время становится условным. Объясняю более знакомо.

Раздаётся звук колокольчика или зажигается лампочка (сначала это нейтральный стимул) - Выдаётся кусочек еды (Безусловный стимул), через какое-то количество повторений на Лампочку или колокольчик начнёт выделяться слюна. Хоть их и нельзя съесть, но на лампочку или еду сформировался рефлекс, как на кусочек мяса. Но мясо съесть можно, поэтому реакция не угаснет. А колокольчик нельзя, поэтому реакция может угаснуть.
Слово “может” самое главное. Если после колокольчика иногда выдавать мясо, то реакция не угаснет. Если перестать вообще, то угаснет и колокольчик станет опять нейтральным.

Сложно? Пишите в комментарии.

Теперь итог, к чему я. Давайте звук колокольчика заменим на слово “Молодец” и будет ВСЁ ТО ЖЕ САМОЕ.

Вывод:

  • чтобы похвала стала подкреплением, после неё должна следовать еда
  • чтобы похвала осталась подкреплением, еда должна быть, хотя бы, иногда

Соответственно, на той же выдержке, мы можем как промежуточное подкрепление говорить собаке, что она молодец и ничего не давать, но если так будет всегда, то молодец перестанет быть подкреплением.

Какие правила похвалы ещё есть?

Вообще-то “Млдец” это не похвала, а вот “Молодец, да, браво” уже больше похоже. Похвала должна быть искренней и интонированной.

Вывод: похвалу можем использовать как подкрепление, соблюдая некоторые правила.

-6

Здесь ждёт сюрприз

Они могут быть как подкреплением, так и наказанием.

Здесь всё также как у людей: мы попросили нас обнять — подкрепление.

Это сделал любимый человек в уместной ситуации — подкрепление. Это сделал любимый человек в неуместной ситуации — наказание. Это сделал чужой — наказание. Это сделал любимый неправильно, сильно, ещё как-то неприятно — наказание. И так далее.

В целом собаки довольно тактильны, НО:

  • большинство не любит прикосновения в тренинге как подкрепление
  • большинство не любит прикосновения на улице как подкрепление
  • важно знать любимые и нелюбимые места и форматы прикосновений в целом для собак
  • важно знать любимые и нелюбимые места и форматы прикосновений в именно вашей собаки
  • есть большая разница, как это делать

и так далее

В общем-то всё те же правила, что и у людей.

Вывод:

поглаживания, в зависимости от ситуации и темперамента собаки, могут быть как подкреплением, так и наказанием.

Вообще удивительно, но когда я в тренировке хозяину говорю “Подкрепите собаку или похвалите собаку” он тянет к ней свои руки, вообще не замечая её реакций. Большинство собак терпит, многие уворачиваются, многие из-за риска того, что их мацать начнут, могут даже не подходить ближе.
Будьте внимательны к Псё, изучайте сигналы примирения.

-7

Во многих и многих ситуациях, как вознаграждение собаке можно предложить: пробежку, попрыгать в том числе и на вас, подвигаться, поиграть.

-8

Это может быть как физически, так и ментально.

Тяну поводок, но мы двигаемся к кустам, к которым я хочу - результат достигается. значит и поведение верное. В следующий раз, чтобы получить — надо туда тянуть.
Едем в лес, я скулю и лаю от возбуждения всю дорогу, но к лесу мы приближаемся, скоро двери откроются и я буду гулять. Значит всё верно, надо скулить всю дорогу, а то вдруг лес тогда не случится.
Прыгаю на хозяина и треплю его за штаны, пока он-она собирается на прогулку, он-она продолжает собираться, значит всё делаю правильно.

И так далее.

В этих примерах есть как физическое приближение к результату, так и ментальное.

-9

Что-то делал = Что-то получил:

- предметное: рыл нору и вырыл мышиное гнездо

- ощущение: рыл нору и скинул напряжение, почу себя лучше

- удовлетворение: рыл нору и вырыл, я - молодец

- процесс: рыл нору, чтобы занять себя от скуки

- внимание: рыл нору и хозяин начал за мной гоняться

На нашем флагманском курсе “Собака. Инструкция по применению” мы подробно разбираем все упомянутые виды подкрепления, обучаем владельцев как именно их применять со своей собакой и в каких ситуациях, разбираем ошибки, помогаем понять индивидуальные особенности своего псё.

И, конечно, даем еще массу пользы для воспитания образцовой собаки. А чтобы с нами познакомиться получше, проходите бесплатные вебинары и курсы:

Полезные и бесплатные
мастер-классы и интенсивы:

🆕3-дневный бесплатный интенсив "Собачья вредность" https://clck.ru/39ZAbX

🎁
Бесплатные мастер-классы недели: https://clck.ru/38ArLD
🎁 Как не воспитать монстра?
https://clck.ru/38ArUX
💥 Флагманский курс “Собака. Инструкция к применению"
https://clck.ru/38ArBd
🐶 “Все о Псё” — комплексный тариф, включающий обучение, онлайн ветеринарию, расчет рациона и страхование
https://clck.ru/38Ar8M

Благодарю вас, что дочитали эту статью до конца. И да, лучше подписаться сейчас, чтобы не пропустить следующие полезные посты, которые у нас выходят регулярно.

Я желаю вашим мокроносам послушных хозяев, а вам хороших тренировок! Всем ЛавГав!

-10