В истории Северной Кореи, страны суровых нравов и жестких законов, много темных страниц, однако совершенным особняком среди них стоит чудовищный голод 1995-1999 годов, в результате которого население КНДР сократилось на несколько миллионов человек (по официальным данным в этот период от голода погибло от 220 тысяч до 3,5 миллионов).
И хотя трагедия середины 90-х годов считается самой масштабной и без сомнения трагичной в жизни северокорейского общества, действительно голодные времена накрывали страну не единожды.
За все время своего существования Северная Корея пережила три сильнейших кризиса, сопровождавшихся голодом. Самый первый относится к периоду, когда по итогам советско-японской войны Корея оказалась в зоне советской оккупации. Северная часть Корейского полуострова оказалась отрезана и от аграрного юга, и от Японии, под контролем которой находилась долгие 35 лет.
Кроме того, командующий оккупационными войсками, генерал-полковник Иван Чистяков, отличался крайне жестким стилем руководства, что только усугубляло и без того тяжелое положение местных жителей.
Больше всего за время «первого голода» в Корее пострадали японцы, которых советское командование расселило в гетто. Находясь в антисанитарных условиях и страдая от тотальной нехватки провианта, люди умирали, уж простите за грубость, пачками. А все потому, что Чистяков запретил выдавать японцам рис, заявив, что это трофей Красной армии.
После капитуляции Японии экономика северной части Кореи фактически не развивалась, и вполне вероятно, что от голода могло погибнуть гораздо больше людей, однако катастрофы удалось избежать.
Согласно архивным документам, ключевую роль в спасении жителей севера сыграли два советских офицера - подполковник Георгий Федоров и майор Юрий Лившиц, которые, не побоявшихся последствий, доложили о том, какой беспредел творит генерал-полковник Чистяков, командующему Приморским военным округом маршалу Кириллу Мерецкову. Маршал, свою очередь, отдал приказ оказать голодающим посильную помощь.
Следующий «голодный» период в истории КНДР случился в 1954-1955 годах, когда северокорейский лидер Ким Ир Сен, в своих стремлениях следовать советской модели построения государства, несколько переборщил с коллективизацией. Вы, возможно, удивитесь, но даже Иосиф Сталин, во время их совместной встречи в Москве в 1952 году, посоветовал Ким Ир Сену несколько «притормозить» с запретами и ограничениями.
Слишком жесткая экономическая политика КНДР послевоенных лет стала причиной не только голода, но и массовых самоубийств чиновников, разочарованных развитием событий в стране. Все это заставило Ким Ир Сена несколько пересмотреть проводимую политику, ослабить ограничения на торговлю и параллельно с этим, дабы справиться с голодом, закупить зерно у других социалистических стран.
Однако все эти события не идут ни в какое сравнение с чудовищным голодом 1990-х годов, который по сей день называют самой большой трагедией в Восточной Азии со времен «большого скачка» Мао Цзэдуна - экономической и политической кампании в Китае с 1958 по 1960 год, в результате которой миллионы людей умерли от голода, а также от избиений, пыток и казней.
Голод в КНДР, длившийся с 1995 по 1999 год, в архивных документах получил весьма поэтичное название «Трудный поход», хотя, конечно же, ничего поэтичного в нем не было: по разным оценкам в этот период голод унес от 10 тысяч до 3 миллионов жизней.
Как такое вообще возможно? Историки выделяют несколько основных причин, приведших к кризису и голоду в Северной Корее в 90-е. Во-первых, глубокое невежество Ким Ир Сена в вопросах экономики и отсутствие трезвого взгляда на некоторые вещи. Ким Ир Сен, как и все последующие лидеры КНДР, грезили лишь об одном – создании единой страны под собственным началом.
Эти мечты, конечно же, включали в себя подчинение Южной Кореи и объединение юга и севера в единую страну, как это было раньше. Эгоцентричная политика была основой в период правления Ким Ир Сена, а вот сельскому хозяйству северокорейский лидер уделял значительно меньше внимания, из-за чего 1980-х годах эта сфера оказалась в глубоком кризисе.
Сказалась и неэффективность колхозного строя, и недостаточная механизация, и неразвитая инфраструктура, и отсутствие квалифицированных кадров, а также неудачные эксперименты с земледелием.
Во-вторых, сказались геополитические изменения. Северная Корея, экономика которой во многом зависела от поставок из других социалистических стран, и, в первую очередь, из Китая и СССР, внезапно осталась без них. Дело в том, что Пхеньян крайне эмоционально отреагировал на желание Москвы и Пекина установить дипломатические отношения с Южной Кореей.
Ким Ир Сен расценил этот жест как предательство со стороны некогда дружественных стран и даже обозвал советское и китайское правительство «ревизионистами, признавшим южнокорейских марионеток». В общем, погорячился…
В-третьих, наводнения, которые нанесли мощный удар по сельскому хозяйству КНДР. 26 июня 1995 года в стране начались очень сильные дожди, и в некоторых регионах за 10 дней выпало более полуметра осадков. В середине августа дождь прекратился, однако ущерб, который он нанес сельскому хозяйству Северной Кореи был чудовищным, и оценивался в 15 миллиардов долларов.
По северокорейским данным, в этот период было потеряно порядка 1,5 миллиона тонн зерна, разрушен плодоносный слой на 330 тысячах га земли, крова лишилось более 5,4 миллиона человек. Кроме того, были повреждены дороги и линии электропередач.
Ситуация усугубилась еще и тем, что в 1994 году умер Ким Ир Сен, и власть в стране перешла его сыну – Ким Чен Иру, который так боялся «тронуть» хотя бы что-то из того, что годами выстраивал его отец, что не уделил должного внимания проблеме наводнений и, как следствие, когда катастрофа все же произошла, не стал просить о помощи даже ближайших соседей. О результате бездействия я высказался чуть выше.
Единственное, что предприняло руководство КНДР, так это провела кампанию, призывавшую граждан есть два, а не три раза в день: последнее объявлялось нездоровым. Жителям же отдаленных районов еду выдавали по карточкам. Однако эти меры едва ли могли помочь победить голод в стране. Количество жертв исчислялось сотнями тысяч, а здоровье тех, кому «посчастливилось» выжить, было подорвано систематическим недоеданием.
Но тут нужно отметить одну занимательную деталь. Несмотря на то, что Северная Корея, гордая, независимая и обиженная, не стала просить о помощи даже в тот момент, когда население массово погибало от голода, ряд стран и организаций приняли решение все же прийти на помощь КНДР, не взирая на взаимоотношения.
Так, к примеру, Америка, которая традиционно воспринимала Северную Корею как вражескую страну, сперва пожертвовала совсем небольшую сумму, однако после Четырёхсторонних переговоров по ядерной программе, начала предоставлять более существенную помощь.
Япония, которая также считалась враждебной для Кореи страной, предоставила продовольственную помощь; из Южной Кореи пришла материальная помощь, а из Китая – гуманитарная. Ну а европейский союз за период с 1995 по 2009 год оказал помощи КНДР более чем на 366 млн евро. Вот тебе и вражеские страны!
В начале 2000-х продовольственная ситуация в стране относительно выровнялась, и голод удалось победить. Международные эксперты высказывали мнение, что эти успехи были достигнуты, благодаря международной помощи, но у руководства КНДР была иная точка зрения.
Согласно официальной северокорейской версии, выход из кризиса был достигнут благодаря тому, что корейский народ сплотился «более монолитно вокруг Полководца Ким Чен Ира» и, «с единой волей и душою поддерживая его сонгунское руководство, ещё решительнее сокрушил все агрессивные происки американских империалистов» и «победоносно завершил «Трудный поход»». В общем, ничего нового…
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!