Нередки ситуации, когда наименования продукции в ГОСТе совпадают с товарными знаками, которые зарегистрировали бизнесы. То есть, с одной стороны, они производят продукт, который назван так в национальном стандарте. Но с другой, право на это название принадлежит только одной компании.
Так можно ли его свободно использовать или правообладатель сможет взыскать компенсацию?
Почему так получается
Прежде всего, из-за не слишком развитого взаимодействия между государственными органами. За регистрацию товарных знаков отвечает Роспатент, а за стандарты — Росстандарт. В целом, коммуницировать «по долгу службы» им не приходится. Они и не коммуницируют.
Поэтому иногда в ГОСТах продукцию называют идентично зарегистрированным товарным знакам. Никакой выгоды Росстандарт от этого не получает, и клиентов у правообладателя не отбирает, поэтому нет и проблемы.
Но что будет с производителем, который производит продукт по такому стандарту, если он использует название оттуда?
Судебные разбирательства
Например, в ГОСТе 31779–2012 «Колбасы полукопченые для детского питания» упоминается колбаса «Школьная» с указанием критериев ее пищевой ценности. Такую колбасу, в соответствии с ГОСТом, производила компания «Конаковские колбасы».
До тех пор пока ей не пришла претензия от «Микояновский мясокомбинат» — правообладателя товарного знака на колбасу «Школьную». В последующем судебном разбирательстве «Конаковские колбасы» ссылались на то, что производят продукт в полном соответствии с ГОСТом и именует его так же, как в нем. Однако суд не принял эту аргументацию.
Он счел, что использование наименования в стандарте не освобождает производителей от соблюдения прав на товарный знак. Поэтому «Конаковским колбасам» пришлось выплатить компенсацию и прекратить использование наименования.
Иногда право на товарный знак можно оспорить
Это связано с рассматриваемой темой косвенно. Однако, не упомянуть нельзя. Иногда Роспатент ошибочно удовлетворяет заявки на регистрацию товарного знака. То есть в ситуациях, когда потенциальный товарный знак не соответствует критериям для приобретения такого статуса.
Например, на ИП Э. В. Багаева был зарегистрирован товарный знак на сыр «Мраморный». Группа производителей сыра подала иск, чтобы оспорить это право.
Они ссылались на то, что мраморный — это описание свойства продукта, а не результат интеллектуального труда. Суд согласился и отменил регистрацию в качестве товарного знака.
Но все-таки это частный случай. Поэтому перед вводом товара на рынок удостоверьтесь, что название, указанное в ГОСТе, не зарегестрированно в качестве товарного знака.