Найти в Дзене

Первый элемент морской мощи: географическое положение

Оглавление

Введение: О чём этот канал?

Первым элементом морской мощи, согласно Мэхэну, является географическое положение. Разберём две цитаты, первая из которых:

It may be pointed out, in the first place, that if a nation be so situated that it is neither forced to defend itself by land nor induced to seek extension of its territory by way of the land, it has, by the very unity of its aim directed upon the sea, an advantage as compared with a people one of whose boundaries is continental. <...> The geographical position may be such as of itself to promote a concentration, or to necessitate a dispersion, of the naval forces. <...> The geographical position of a country may not only favor the concentration of its forces, but give the further strategic advantage of a central position and a good base for hostile operations against its probable enemies. – p. 22
Прежде всего можно отметить, что если нация находится в таком положении, что она не вынуждена защищать себя на суше и не вынуждена добиваться расширения своей территории за счет суши, она, всецело будет направлена ​​на море, что является преимуществом в сравнении с народом, одна из границ которого континентальная. <...> Географическое положение может само по себе способствовать концентрации или вызывать необходимость рассредоточения военно-морских сил. <...> Географическое положение страны может не только благоприятствовать концентрации ее сил, но и давать последующее стратегическое преимущество центрального положения и хорошей базы для враждебных действий против ее вероятных противников. – стр. 22

И вторая:

If, in addition to faculty for offence, Nature has so placed a country that it has easy access to the high seas itself, while at the same time it controls one of the great thoroughfares of the world's traffic, it is evident that the strategic value of its position is very high. – p. 23
Если в дополнение к способности к нападению Природа наделила страну легким доступом к открытому морю, и в то же время эта страна контролирует одну из величайших магистралей мирового сообщения, то очевидно, что стратегическое значение географического положения этой страны очень высоко. - п. 23

Обе перекликаются с "проблемой четырех море", упомянутой, например, в книге "Народная монархия" Ивана Солоневича. Действительно, для морского флота расстояния между ключевыми базами – Мурманском, Санкт-Петербургом, Севастополем и Владивостоком – оказываются "глобальными":

  • Из Севастополя до Санкт-Петербурга морским путём около 9.000 км,
  • Из Санкт-Петербурга до Мурманска – 4.000 км,
  • От Мурманска северным морским путём до Владивостока – больше 10.000 км.

И всё это либо через недружественные проливы и узости, либо по малоосвоенному побережью через многометровые льды.

Для сравнения:

  • Из Сан-Диего, одной из крупнейших баз ВМФ США, до Гавайев 4.200 км по прямой
  • От Токио до тех же Гавайев (Перл Харбор!) – 6.200 км,
  • От Сан-Диего до Кораллового моря, омывающего Австралию – 10.400 км

Таким образом, если не считать совсем древние времена вроде пути из варяг в греки или Новгорода, выход к морю России всегда был одним из самых трудных в мире. До недавнего времени сама география делала практически невозможным концентрацию сил в каком-то одном регионе. Такое положение вызвано тем, что все выходы России к морю по-сути "тупики".

Разбирая географическое положение Мэхэн ровно в тех же терминах ("тупик") описывает Мексиканский залив, выражая надежду, что когда и если Панамский канал будет достроен, тупиковый залив превратится в один из важнейших торговых путей.

Канал действительно был достроен; через 24 года после выхода книги и за несколько месяцев до смерти Мэхэна, 14 августа 1914, по нему прошло первое судно. А в прошлом году выручка только от самого канала составил 5 млрд. долларов.

Возвращаясь к России, не думаю, что в ближайшее время возможно расширение и строительство каналов, позволивших бы проводить хотя бы суда габарита Panamax из Белого моря в Балтийское, или из Балтики в Чёрное. В любом случае эти пути, за исключением возможного пути из Чёрного моря в Каспийское, будут являться "тупиковыми" для России.

Однако, равняясь на Мэхэна, можно быть оптимистом: у России есть Северный Морской Путь, и с современными технологиями освоение арктики получило второе дыхание.

Северный Морской Путь

Изображение: Сибирский Экономист, https://sibmix.com/?p=2643
Изображение: Сибирский Экономист, https://sibmix.com/?p=2643

Россия развивает Северный Морской Путь (СМП). В 2023 году объём перевозок составил 36,5 млн. т., из которых 2,1 млн. т. составил транзитный груз.

Для сравнения, это примерно 7% и 0,4% от объёма грузов, прошедших через уже упомянутый Панамский канал. Однако, и условия здесь совершенно другие: существенную часть года требуется ледовая проводка, мало промежуточных портов, а те что есть – в основном поставляют сырьё. В обозримом будущем СМП заменой Суэцкому каналу не станет.

Но при этом уже сейчас есть целый ряд сырьевых проектов, опирающихся на сам СМП: например проект Баимская компании Kazminerals, горно-добывающие предприятия Певека и Анадыри. Возможно, в случае успешной реализации проекта плавающих АЭС малой мощности, мы увидим на крайнем севере не только горно-обогатительные комбинаты, но и металлургические заводы.

Даже эти, по мировым меркам небольшие, объёмы являются крайне важными для России: они превращают тупиковые регионы в транспортную артерию. И, как показывает история, именно такие артерии являются залогом экономической устойчивости и роста регионов.

Доступ к Мировому океану

Кроме транзитной связи СМП даёт и самой России более устойчивую связь с другими регионами мира – Юго-Восточной Азией, Западной Африкой и Южной Америкой.

Сейчас перевозки из арктики в основном везут природные ископаемые: сжиженный газ (СПГ), нефть, руду и металлы.

Остальной важный российский экспорт, такой как зерно, удобрения, технологическую продукцию по понятным логистическим причинам предпочитают отправлять из Новороссийска, Одессы (до недавнего времени), Усть-Луги и Владивостока. При этом только последний не может быть относительно легко заблокирован недружественными государствами.

Босфор: ширина от 0,7 до 3,7 км, длина – 30 км. Изображение: Википедия.
Босфор: ширина от 0,7 до 3,7 км, длина – 30 км. Изображение: Википедия.

Датские проливы – территориальные воды Дании. Наименьшая ширина: Эресунн (менее 4 км), Малый Бельт (0,5 км) и Большой Бельт (11 км). Изображение: Википедия.
Датские проливы – территориальные воды Дании. Наименьшая ширина: Эресунн (менее 4 км), Малый Бельт (0,5 км) и Большой Бельт (11 км). Изображение: Википедия.

В случае решения противника такие проливы перекрываются, например, за один(!) вылет B-52, с помощью мин QuckStrike-ER (пример учений). При этом не факт, что Турция или Дания разрешат в таком случае противоминные действия России, как уже не разрешили расследование Северных Потоков. В конце концов эти страны в теории могут банально закрыть проход для наших судов через свои воды.

В случае СМП такой проблемы не возникает: наиболее узкими местами являются Карские Ворота (ширина 50 км в узком месте, при использовании атомных ледоколов возможен альтернативный маршрут к северу от Новой Земли, полностью наши территориальные воды) и Берингов пролив (86 км, частично наши территориальные воды).

С какими регионами сообщение?

Традиционно СМП рассматривается как путь из Китая и Японии в ЕС: на запад возим контейнеры, обратно – нефть, газ, руду, в обе стороны – рыбу.

Однако, в западной стороне есть ещё как минимум Африка.

Сравним расстояния из разных ключевых портов России до, скажем, Дакара –  западной оконечности Африки:

  • Что от Новороссийска, что от Усть-Луги примерно 7000 км.
  • Из Мурманска до Дакара – 7500 км.

Вроде бы лишние 500 км? Но – см. выше – Мурманск куда сложнее заблокировать.

Наконец, СМП даёт возможность поставлять энергоресурсы напрямую из центральной Сибири и российской Арктики в Африку водным путём. С учётом роста населения и потребностей направление, на мой дилетантский взгляд, выглядит интересным.

Проиллюстрируем цитатой из заметки «Россия рассматривает возможность создания портов в Танзании, Сенегале, Алжире и Египте», опубликованной в апреле ТАСС:

«По Африке есть несколько проектов, которые должны быть в ближайшее время реализованы. Один из них - это создание порта в одной из стран Африки для входа российской продукции, для организации грузопотока. Сейчас рассматриваются несколько стран для создания таких портов. Потому что нам интересен вход как с восточной стороны - это в первую очередь такие страны, как Танзания, например. Нам интересен вход с западной стороны - с западом мы работаем в первую очередь с Сенегалом, там наиболее большой объем грузопотока из Российской Федерации и российскую продукцию знают, поэтому это достаточно логично», — директор департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Министерства промышленности и торговли РФ Роман Чекушов

Заключение

Географическое положение, согласно Мэхэну, является первым элементом морской мощи государств. Иногда, как в случае с Англией или Японией, положение уже превосходно само по себе. В других случаях приходится прикладывать немалые усилия, как, например, Германии (Кильский канал), Египту (Суэцкий канал) или США (Панамский канал).

В случае Росси масштаб необходимых усилий полностью соответствует масштабу страны: там где немцам, французам или американцам надо было прокопать сотню километров в пусть и непростых, но обитаемых местах, нам придётся освоить несколько тысяч в самом суровом регионе планеты.

Результатом этого станет то, что десятки тысяч километров побережья и рек превратятся, и уже превращаются, из контуров на карте во вполне конкретные проекты, ресурсы, рабочие места и налоги – всё то, что у европейцев зовётся богатством наций.