Уникальный ансамбль летнего и зимнего деревянных храмов XVIII века находится в селе Рудня-Никитское Орехово-Зуевского района. Существует версия, что малая церковь Рождества Христова была построена в эпоху Ивана Грозного, а большая Богородице-Рождественская церковь основана еще святителя Фотием в XV веке. Погост Рудня располагался в исторической местности Гуслица, населенной преимущественно старообрядцами.
В "Сказании о начале и настоящем положении Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря" есть легенда об основании погоста Рудня и Богородице-Рождественской церкви. В середине XIX в. инок Парфений (Агеев), выбирая место для новой Преображенской обители, набрел в дремучем лесу близ современного города Куровское на ветхую церковь, где хранилась чтимая икона Спаса Нерукотворного.
Старцы-гусляки рассказали Парфению историю этой местности, которая именовалась "погостом Спас на Мошеве". Лесная Преображенская церковь была первой в Гуслицком крае, а поставил ее будто бы сам митрополит Фотий в первой половине XV века. Убежав от распрей русских князьей, святитель часто проезжал этими краями в свое митрополичье имение Сенег. Однажды Фотий по какой-то причине задержался по дороге в безымянной лесистой местности, возможно, накануне праздника Преображения, и позже велел основать здесь церковь.
Митрополит Фотий посетил и расположенный неподалеку погост Рудня, где выстроил еще одну церковь. Вот что говорили местные старожилы иноку Парфению:
А вот отсюда верст за пятнадцать, на Рудне, преосвященный Фотий выстроил церковь во имя Рождества Богородицы, и поставил в ней чудотворную икону Царицы Небесной.
Священник и исследователь подмосковной истории Н. А. Скворцов записал в начале XX века предание об исконном месте церкви погоста Рудни. Старожилы указывали на холм, расположенный примерно в двух или трех километрах от нынешних двух церквей, который до революции принадлежал купцу Брагину. На этом холме крестьяне указывали пустырь с раскиданными вокруг камнями, где будто бы и стоял первый храм.
Легендарный храм на холме, вероятно, тот, что заложил в XV веке святитель Фотий, сгорел еще в давние времена от удара молнии. Раскиданные камни фундамента – это все, что оставалось от церкви. После пожара прихожане решили не восстанавливать храм на прежнем месте, а построить новую церковь ближе к деревням прихода – на нынешнем церковном погосте. К тому же, дальний храм на холме и дома священнослужителей часто грабили разбойники, прятавшиеся в гуслицких дремучих лесах.
Впервые церковь Рождества Богородицы "на погосте в Раменце, у речки Рудни" упоминалась в документах начала XVII столетия. Правда, в приказных книгах сделана ремарка, что эта церковь была "построенная изстари", то есть могла иметь намного больший возраст.
Погоста Рудня в 1710 году был описан так:
Церковь Рождества Богородицы деревянная, рублена клетцки, об одной главе, а на главе крест железный позолочен сусальным золотом… Колокольня рубленная восьмигранная, на ней три колокола». В церкви в то время имелись иконы Всемилостивого Спаса, Рождества Богородицы, Николая Чудотворца с житием, великомученицы Параскевы Пятницы, мучеников Флора и Лавра и другие.
В 1742 году на погосте Рудня значились уже две деревянные церкви: церковь Рождества Богородицы и вторая – Николая Чудотворца. В дальнейшем Никольская церковь на погосте Рудня не упоминалась. Вероятно, вместо Никольской церкви в 1781 г. был построен храм, который получил другое посвящение – Рождества Христова. Небольшой по размерам теплый Рождественский храм в настоящее время закрыт на реставрацию.
Здание холодной церкви Рождества Богородицы было построено в начале XVIII в. В Известиях императорской археологической комиссии за 1912 г. по случаю дела о ремонте церкви села Рудни упоминалась еще более смелая датировка деревянного храма – 1672 год. Но даже если брать и первую датировку, церковь Рождества Богородицы все равно можно считать старейшим зданием Орехово-Зуевского района.
Архитекторы называют храмовый ансамбль в Рудня-Никитском редким даже для богатого на сохранившиеся памятники деревянного зодчества русского Севера. Редко когда сохранялся так называемый "тройник", то есть исторический комплекс зданий, состоящий из большой церкви с колокольней (начала XVIII века), малой теплой церкви (1781 года) и каменной ограды (XIX века).
Облик Богородице-Рождественской церкви тесно связан с традиционными приемами русского деревянного зодчества. В архитектуре монументальной церкви заметно преобладание простых форм, ему характерна простота украшений. Храм построен по типу "восьмерик на четверике", с граненым алтарным помещением и закрытыми боковыми галереями-папертями. Высокая колокольня изначально стояла отдельно от основного здания храма, но в XIX в. была соединена с ним трапезной частью.
Торговое село Рудня прославилось тем, что в давние времена здесь промышляли фальшивомонетчики. "Фальшивомонетной фабрикацией" занимались известные в округе Сергеев и Шеруненков. После ареста этих двух "мастеров" благосостояние Рудни стало падать. Проведение еженедельных базаров не смогло оживить этот затерянный в лесах подмосковный угол. Многих окрестных жителей привлекали в Рудне только кабаки и трактиры.
Погост Рудня был родовым селом известного священника, публициста и общественного деятеля дореволюционной России и эмиграции Владимира Игнатьевича Востокова. У пономаря церкви погоста Рудня родился его отец - в будущем священник Игнатий Матвеевич Востоков. Он остался сиротой в возрасте девяти месяцев и рос в тяжелых условиях, преодолевая многие невзгоды. Игнатий Востоков стал священником в селе Голочелово Коломенского уезда, где прослужил около сорока лет.
Священник Владимир Востоков впоследствии так описывал своего отца:
О. Игнатий был человек кроткий, ласковый, общительный и остроумный. Испытав собственным опытом немало нужды и горя, он понимал несчастное положение ближнего и умел входить в него.
Село Рудня-Никитское образовалось после слияния погоста Рудня и деревни Никитской. Это была одна из приходских деревень, где старообрядцы были в меньшинстве. Деревянные храмы погоста оставались действующими в советское время, благодаря чему сохранились иконостасы XIX столетия, старая масляная живопись, многие иконы, в том числе некоторые - первой половины XVIII века.