Найти в Дзене
Гитарный паб

Ногти или медиатор?

Оглавление

Звукоизвлечение на гитаре – штука интересная. Поскольку гитара – инструмент щипковый, то и «щипают» струны люди как могут: подушечками пальцев, ногтями, медиаторами… и всем, что попадётся под руку.

Раньше гитаристы выглядели именно так. 
Миниатюра из Штутгартской псалтыри. Около 825 г. Источник: upload.wikimedia.org
Раньше гитаристы выглядели именно так. Миниатюра из Штутгартской псалтыри. Около 825 г. Источник: upload.wikimedia.org

Немного истории

Так как гитара является струнным щипковым инструментом, то и историю её звукоизвлечения нужно смотреть со времён Древней Греции.

Лира-хелис и музыкант с плектром в руках, изображённые на ритоне, около 475 г. до н. э. Источник: upload.wikimedia.org
Лира-хелис и музыкант с плектром в руках, изображённые на ритоне, около 475 г. до н. э. Источник: upload.wikimedia.org

Вообще, древнейшие струнные инструменты, известные исторической науке, называются Урскими арфами. Они были обнаружены в 1929 году во время экспедиции британского археолога Леонарда Вулли. Он обследовал древний шумерский город Ур и в гробнице царицы Шубад обнаружил три лиры возрастом около 4500 лет. Так что, первые струнные музыкальные инструменты появились далеко от солнечной Греции.

Лира королевы и серебряная лира с Королевского кладбища в Уре, южная Месопотамия, Ирак. Британский музей, Лондон. Лира из Ирака была почти полностью уничтожена во время войны в Ираке. Источник: upload.wikimedia.org
Лира королевы и серебряная лира с Королевского кладбища в Уре, южная Месопотамия, Ирак. Британский музей, Лондон. Лира из Ирака была почти полностью уничтожена во время войны в Ираке. Источник: upload.wikimedia.org

Заслуга греков состоит в том, что они развили у себя индустрию лиростроения и лироиграния. Поскольку в то время струны изготавливали из овечьих кишок, их звук был не очень ярким и громким, поэтому в дело шли… костяные плектры – древнейшие родственники современных медиаторов. Так как пластика и целлулоида в то время не было, плектры делали из различных твёрдых материалов: кости, черепашьего панциря, скорлупы кокоса и даже сердцевины птичьих перьев. Последние же были самыми распространёнными до конца XIX века.

Современный медиатор из панциря черепахи. Источник: shred-method.com
Современный медиатор из панциря черепахи. Источник: shred-method.com

От Древней Греции к «Ревущим двадцатым»

Современная версия медиатора появилась в 20-х годах XX века. В Нью-Йорке в «Маленькой Италии» проживал итальянец Луиджи Д’Андреа – торговец пылесосами. Однажды он наткнулся на распродажу материалов для изготовления наборов женской косметики. Предприимчивость и интерес взяли верх, и Луиджи купил несколько листов целлулоида с «черепаховым» рисунком.

Луиджи Д’Андреа в 1944  году. Источник:
Луиджи Д’Андреа в 1944 году. Источник:

А когда он изготавливал собственные пудреницы, его восьмилетний сын Тони заметил, что кусочки целлулоида в форме сердец сильно напоминают ему плектры для мандолины, на которой играл его кузен (по другим данным, дядя) Примо. Когда Тони рассказал об этом отцу, тот вырезал первую партию плектров и продал их в музыкальном магазине за 10 долларов. Сегодня эта сумма эквивалентна 150 долларам.

Спустя некоторое время (в 1922 году) Луиджи Д’Андреа создал компанию по изготовлению медиаторов D'Andrea, существующую до сих пор.
Его завод на 27-ой улице в Нью-Йорке
Его завод на 27-ой улице в Нью-Йорке

А что там у гитаристов?

В XIX веке Франсиско Таррега, один из основоположников современной игры на гитаре, и его ученики практиковали игру на гитаре играли только подушечками пальцев, получая «тёплый ламповый» акустический звук. В XX веке распространение получила техника игры ногтями Андреса Сеговии. Какое-то время обе школы (Тарреги и Сеговии) находились в «состоянии войны», однако лидирующие позиции заняла именно «ногтевая» техника: она даёт более громкий звук, а для негромкой гитары это очень важно. И до сих пор в музыкальных школах учеников учат отращивать ногти на правой руке.

Обычно ногти отпускаются на всех пальцах, кроме мизинца (он очень редко используется для звукоизвлечения). Для комфортной игры хватит длины в 2-3 миллиметра.

Сегодня нечасто можно увидеть, как на классической гитаре играют медиатором. Основным инструментом служат именно ногти.

При игре на акустической гитаре можно играть как угодно: подушечками пальцев, ногтями и медиатором. При этом, в фингерстайле часто используются специальные медиаторы, надевающиеся на большой палец («коготь»). Изредка можно увидеть медиаторы для остальных пальцев.

При игре на электрогитаре предпочтение медиаторной технике, однако некоторые гитаристы играют пальцами или используют гибридную технику.

Так что же лучше?

Гитарный паб считает, что каждый гитарист сам вправе решать, как ему играть ту или иную композицию.

Пальцевая техника (не путать с фингерстайлом) не всегда может дать громкий и чёткий звук, но она идеально подходит для исполнения мелодий, в которых ноты играются одновременно на разных (не соседних) струнах. Медиатор даёт более громкий звук и идеально подходит как для игры боем, так и ведения игры либо на одной, либо на соседних струнах.

-7

Смесь пальцевого и медиаторного стиля является некой серединой между описанными выше техниками, но и ему нужно учиться.


Другие статьи по теме:
Струны акустической гитары
Подборка по теме: "
Анатомия акустической гитары"