Как вы могли прочитать в более ранней статье, ссылку на которую дадим в конце, халифом в Арабском халифате после убийства халифа Али (двоюродного брата пророка Мухаммада) стал Муавия из рода Бану Умайя (Омейя). После него власть в Халифате стала передаваться по наследству его потомкам.
При Омейядах Халифат продолжал активное расширение своих пределов путем завоеваний. Кроме того, исламское государство отправляло своих послов в разные дальние страны, которые предлагали принять Ислам их населению.
Владения Омейядского Халифата простерлись от Испании (Андалусии) до Средней Азии и Инда. Возникшее среди песчаных пустынь Аравии государство превратилось в могущественную империю, перемоловшую Сасанидский Иран, сильно потеснившую Византию и Китай.
В продолжавшееся почти сто лет правление Омейядов происходило сосредоточение основного земельного фонда в руках арабской знати, так как завоеванные земли распределялись как добыча между воинами, подавляющее большинство которых были арабами. Местному населению, даже обратившемуся в Ислам, приходилось за плату трудиться на этих землях, а чтобы заиметь собственный участок земли, надо было уплатить большой выкуп. Поэтому, хотя согласно исламскому вероучению, все мусульмане считались равными независимо от национальной принадлежности и происхождения, фактически арабы превратились в привилегированную прослойку общества. На почве этого против Омейядов и их наместников неоднократно вспыхивали мятежи.
В 747 г. в восточноиранской области Хорасан против Омейядов поднял восстание наместник и военачальник Абу Муслим – перс по происхождению, за спиной которого стояли потомки дяди пророка Мухаммеда Аббаса – Аббасиды.
Характерной чертой восстания было то, что в нем приняли активное участие как неарабы, так и обедневшие, а потому недовольные правлением Омейядов арабы. Наиболее активно в нем участовали шииты – идеологические наследники сторонников последнего праведного халифа Али, к тому времени уже обособившиеся в отдельное религиозное направление и считавшие, что власть в Халифате может принадлежать только потомкам Али. К шиитам принадлежал и сам Абу Муслим; через Аббасидов они рассчитывали впоследствии привести тех к власти.
В короткие сроки восстание охватило всю восточную часть Халифата.
28 ноября 749 г. в соборной мечети (храм и место общих собраний мусульман) иракского города Куфа Аббасид Абу-ль-Аббас ас-Саффах принял присягу подданных как новый халиф.
Вскоре Марван II – последний правитель Арабского Халифата из рода Омейядов, потерпев поражение от повстанцев на реке Большой Заб, бежал в Египет, где в 750 г. был схвачен и казнен.
В сражениях с повстанцами погибло подавляющее большинство мужчин-Омейядов. Лишь в Андалусии (Испания) оставшиеся в живых Омейяды сохранили свою власть и, не признав возведенного на трон Абу-ль-Аббаса, провозгласили свои владения с центром в городе Кордова наследием Халифата (так называемый Кордовский халифат).
С приходом к власти халифа Абу-ль-Аббаса в истории Халифата началась новая эпоха – эпоха Аббасидов. Она длилась подавляющее большинство времени самого его существования – пять столетий.
Полная версия статьи на нашем сайте:
Если было интересно, не забудьте про 👍. Спасибо, что заглянули к нам👀. Яркого лета🌴🌞
Еще в нашей ленте:
Автор: ©history-thema.com / Условия копирования на сайте