"Да, кино — удивительное искусство. Немало актеров обязаны ему долгой жизнью созданных ими образов. Многим обязана киноискусству и Вера Петровна Марецкая. Однако и сам кинематограф, в свою очередь, чем-то обязан актрисе. Она, как никто другой, сумела продемонстрировать на экране его волшебное свойство, когда с белого полотна сходит в жизнь не теневое изображение и не роль, а живой человек, наш советчик и друг".
Читаем статью киноведа Марка Зака (1929-2011), опубликованную в 1964 году:
"Многочисленные цитаты и высказывания о творчестве актера кочуют по печатным страницам из книги в книгу, из статьи в статью. При желании можно составить объемистую «Антологию цитат о труде артиста». И все же мы рискнем привести еще одну — правда, совсем не классическую. Эта цитата принадлежит Вере Петровне Марецкой: «Каждая роль — это встреча с человеком, жизнью которого, его мыслями и чувствами актеру необходимо зажить».
Права ли актриса, определяя так существо актерского искусства?
Вероятно, ей можно возразить. Но нас сейчас интересуют не столько общие закономерности актерского труда, сколько сугубо частное явление — Вера Петровна Марецкая и ее работа в кино. И с точки зрения подобной «частности» мысль о том, что «каждая роль — это встреча с человеком ...» — удивительно точна.
Оглядываясь на тридцать с лишним лет назад и представляя себе долгий путь актрисы, проложенный ее неутомимым трудом по советскому экрану, мы вспоминаем не роли, а людей — родных и близких, реально вошедших в нашу жизнь.
Кому прежде всего приписать это в заслугу? Драматургам, режиссерам, только актрисе? Или, может быть, выразительным свойствам кинематографа? Ведь известно, что в кино зритель, как ни в одном другом искусстве, проявляя изумительное доверие, не видит разницы между выдуманным героем и личностью самого актера. Глядя на экран, он подчас забывает, что разделяет роль и исполнителя, он их отождествляет в своем сознании, воспринимает как одного реально существующего человека.
В 1945 году в Париже Вера Петровна Марецкая участвовала в работе Международного антифашистского конгресса женщин. Делегатки из разных стран, боровшиеся в отрядах Сопротивления, выражали ей свое глубокое восхищение как соратнице по борьбе, как русской партизанке, известной как «товарищ П». Но актриса никогда не была партизанкой. Марецкая лищь снималась в фильме «Она защищает Родину», исполняя роль «товарища П». Этого оказалось достаточно, чтобы в сознании миллионов зрителей она осталась отважной русской женщиной, командиром партизанского отряда.
Да, кино — удивительное искусство. Немало актеров обязаны ему долгой жизнью созданных ими образов. Многим обязана киноискусству и Вера Петровна Марецкая. Однако и сам кинематограф, в свою очередь, чем-то обязан актрисе. Она, как никто другой, сумела продемонстрировать на экране его волшебное свойство, когда с белого полотна сходит в жизнь не теневое изображение и не роль, а живой человек, наш советчик и друг.
Вера Петровна стала в искусстве матерью многих русских женщин, рожденных ею в муках творчества и щедро наделенных замечатель- ными/свойствами таланта и личности актрисы.
И^ак, «встречи с человеком...». Еще в 1924 году, на заре своей артистической юности, Марецкая встретилась на экране с простой и милой русской девушкой Катей. Это случилось в кинокомедии «Закройщик из Торжка». Марецкая на всю жизнь запомнила первый просмотр фильма. Шла она на него с огромным волнением. Ей казалось, что у нее ничего не получилось. Она и после окончания съемок не могла забыть гневного лица режиссера Протазанова, когда, очутившись впервые в незнакомой обстановке киноателье, не смогла поднять глаз под ослепляющим светом юпитеров. Но страхи актрисы оказались напрасными. Ее первая роль в кино, ее Катя привлекла всех обаянием юности. В бесхитростном любовном дуэте с начинающим тогда комиком Игорем Ильинским она блеснула свежестью и неподдельной искренностью чувств.
Дебют Марецкой в кино не прошел незамеченным. Режиссер Борис Барнет пригласил ее на центральную роль в кинокомедии «Дом на Трубной». Новая героиня Марецкой, домработница Параша, оказалась гораздо умнее и духовно богаче своих хозяев, обывателей-нэп- манов. В обеих комедиях актриса играла роли простых русских девушек всерьез, совсем не комикуя и не прибегая к проверенным комедийным эффектам. Ее Катя и Параша были не смешны, а трогательны, лиричны в своих чистых девических чувствах. Стихия комедийной условности, господствовавшая в обеих картинах, словно заземлялась, становилась ближе к жизни и достовернее благодаря таким характерам героинь Марецкой.
Хотя актриса потом довольно часто снималась в кино, все же ее творческая жизнь в основном протекала на сцене театра. На экране она появлялась в небольших, разноплановых ролях, совсем не похожих на своих первых милых и застенчивых героинь. Секретарь ревкома в картине «2-Бульди-2», конструктор — «120 тысяч в год», легкомысленная дамочка в «Живом трупе», киноактриса в фильме «Мировое имя» и, наконец, более крупная и интересная работа — шахтерка в звуковой картине «Любовь и ненависть». Вряд ли даже у зрителей старшего поколения сохранились в памяти названные фильмы.
Эти роли привлекали Марецкую прежде всего своей «непохожестью».
Когда Марецкая в фильме «Поколение победителей» (1936) появилась на экране в образе девушки-сироты Варьки, напуганной вечными побоями, «уродины», как ее называли, — зрители не сразу узнали актрису, настолько неожиданным и непривычным был ее внешний облик. «Вероятно, снова острая, характерная ролька», — подумалось многим. Но они ошиблись. Один за другим сменялись эпизоды фильма о революционной борьбе русских рабочих в 1905 году. И становилось ясным, что эта роль открывает новую, может быть, самую значительную страницу творчества Марецкой. От «уродины» Варьки до профессиональной революционерки с партийной кличкой «Черт» — такой путь прошла героиня Марецкой в фильме «Поколение победителей».
Здесь — начало основной, ведущей темы актрисы, здесь начало галлереи созданных ею образов русских женщин, пробужденных революцией к жизни и борьбе. Назовем эту тему словами Веры Петровны — «воскресение духа».
На сценических подмостках она играла с огромным успехом красивую хищницу Глафиру в «Волках и овцах», задорную Мирандолину в «Хозяйке гостиницы», доверчивую Машеньку в драме Афиногенова, Любовь Яровую. А в кино Марецкую ждала «встреча» с человеком, надолго определившая судьбу актрисы, как и судьбы многих тысяч ее сверстниц. Это была Александра Соколова. Она появилась на экране в фильме режиссеров Зархи и Хейфица «Член правительства» (1 939). Уже тогда говорили, что Александра Соколова Марецкой принадлежит к числу шедевров актерского творчества в мировом киноискусстве.
С годами яркость образа не померкла. Больше того, сейчас, по прошествии стольких лет, начинаешь все отчетливее сознавать непреходящее гражданское значение образа Соколовой. Актриса не просто великолепно исполнила роль, предложенную ей сценарием К.Виноградской; она создала целостный социальный тип русской советской женщины. В судьбе ее героини, прошедшей на экране путь от простой колхозницы, бывшей батрачки, до депутата Верховного Совета, запечатлены время, история, эпоха, великие закономерности нашей жизни.
Разве не Александры Соколовы выступают сегодня с трибуны Кремлевского дворца на совещаниях передовиков сельского хозяйства? Разве не к их словам внимательно прислушиваются партийные и государственные деятели?..
Не много актеров и актрис могут похвастаться такими образами. А Вера Петровна — может. И это законная гордость мастера, чья работа не оборвалась с выходом фильма, но,будто подхваченная течением народной жизни, устремилась в будущее, многократно отражаясь в десятках и сотнях тысяч человеческих судеб.
Как играла Марецкая, вернее, как она жила на экране жизнью Александры Соколовой? Об этом написаны две книги и множество статей. Не хочется вновь пытаться переводить в слова и фразы неуловимое выражение ее глаз, то затуманенных горькой бабьей слезой, то лучистых и глубоких. Это надо видеть. Как передать жизнь ее рук, уставших, раздавленных тяжкой работой или крылато вскинувшихся на плечи любимого? Не забыть интонации ее голоса, в которых слышались и певучие жалобы русских женщин, и гневный вскрик человека, отстаивающего справедливость, и звонкая радость обретенного счастья.
Скажем только — этот социальный тип русской советской женщины одновременно был необычно, пронзительно человечен!
Каждая такая актерская работа, где личность исполнителя, казалось, без остатка отразилась в созданном образе, чревата неожиданной опасностью. Актер как бы замыкается в границах одного человеческого образа. Зритель с трудом воспринимает художника в ином облике, да и самому артисту нелегко бывает расстаться с человеком, чья выдуманная жизнь стала на некоторое время как бы его реальной, собственной жизнью.
Вера Петровна сумела по-хорошему расстаться
со своей Александрой Соколовой. Совсем? А что же было потом? ..
Потом она сыграла печальную и сытую Наталью в экранизации «Дела Артамоновых». Еще через несколько лет — акушерку Змеюкину в «Свадьбе» по Чехову. Небольшая ролька провинциальной «львицы» в исполнении Марецкой засверкала подлинным комедийным блеском!
Между этими двумя образами, рожденными литературой, на экране появилась трагическая Прасковья Лукьянова — «товарищ П.», рожденная жизнью и тяжкими испытаниями, которые претерпел советский народ в лихую годину фашистского нашествия.
Фильм «Она защищает Родину», поставленный Ф. Эрмлером по сценарию А. Каплера, обошел экраны мира, и люди увидели, как пылают подожженные убийцами в мундирах русские города и села, как на глазах седеют русские матери, как материнская рука сжимает отточенный ею топор, как гордо идут на виселицу русские партизанки. Созданный Марецкой образ народной мстительницы нес в себе огонь испепеляющей ненависти к врагу ... Вновь выдающееся актерское дарование словно преодолело иллюзорность, условность теневого изображения на экране. И эта роль оказалась встречей с человеком ...
Когда Марецкая прочитала предложенный сценаристкой М. Смирновой и режиссером М. Донским сценарий «Сельская учительница», перед ней возник некогда встреченный знакомый образ человека — любимой и доброй Александры Соколовой. Хотя на первый взгляд и казалось: что общего между бывшей батрачкой, председательницей колхоза, и юной гимназисткой, ставшей сельской учительницей? Общее было. Артистическая судьба Марецкой снова столкнула ее с человеком, чья жизнь от юности до старости была жизнью народа, воскрешенного революцией.
Снова на экране за полтора часа проходила целая эпоха, еще более обширная по времени, чем в «Члене правительства». Снова актриса отсчитывала годы и десятилетия этапами духовного роста своей героини, милой русской девушки Вареньки, не побоявшейся уехать из блестящего Санкт-Петербурга в глухое сибирское село Шатры, чтобы учить людей разуму и добру.
В 1947 году, когда вышел фильм «Сельская учительница», многие поражались, как удалось актрисе, уже немолодой, но еще весьма далекой от преклонных лет, так передать свежее обаяние юности и глубокую мудрость старости.
Блестящая актерская техника Марецкой просто поражает и заслуживает специального изучения. Но разве недостойна большего удивления цельность созданного ею образа, когда в юности и в старости, когда и в Вареньке и в Варваре Васильевне мы узнаем все те же прекрасные, подлинно материнские свойства характера сельской учительницы? От этих свойств характера — прямой путь к другому образу, уже давно волновавшему воображение актрисы. И хотя ее мечте суждено было осуществиться только через восемь лет, участие Марецкой в фильме режиссера М. Донского «Мать» было подготовлено всей ее артистической судьбой.
Когда начались съемки первых сцен, Вера Петровна вспоминала свою юность и вступительный экзамен в театре-студии Евгения Вахтангова. Она видела себя читающей на экзамене «Песнь о Соколе» ... Горьковские образы всегда были близки актрисе. И особенно — Ниловна. Вот где, казалось, главная для Марецкой тема — «воскресение духа» — могла прозвучать с новой, еще большей силой!
Но этого не случилось. Вернее — произошло не в той мере, в какой мы ждали. Главная причина,на наш взгляд, та, что авторы, выражаясь фигурально, слишком близко держали перед глазами текст Горького. Они не сумели до конца перелить содержание литературного произведения в новую экранную форму. И образ матери, созданный Марецкой, послужил превосходной пластической иллюстрацией к Горькому, не обогатив наши представления по сравнению с романом. Повторяю — это совсем не единственная и безусловно спорная точка зрения, однако было же время, когда роли Марецкой вызывали единодушное восхищение ...
Марецкая давно не появлялась на экране. Разве ей больше не с кем там «встретиться»?
Правда, как-то Вера Петровна появилась на экране в роли председательницы колхоза из фильма «Полюшко-поле», но это лишь мастерская вариация уже открытого раньше, и именно роль, а не человек.
Она опубликовала статью, заголовок которой звучит сигналом бедствия: «Почему я не снимаюсь в кино». Действительно, почему?
«Я не могу пожаловаться на забвение режиссеров и сценаристов, — пишет актриса. — Но, к сожалению, все, что мне предлагают сыграть, — это чаще всего повторение моих прежних ролей, а главное ... все это вчерашний день!»
Надо ли что-нибудь добавлять? Только одно: уверенность в том, что настоящий сегодняшний день советского кино станет и сегодняшним днем замечательной русской актрисы Веры Петровны Марецкой" (Зак, 1964).
(Зак М. Вера Марецкая // Актеры советского кино. Вып. 1. М.: Искусство, 1964: 117-126).