Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Марина Ладынина

"Фильм «Богатая невеста» не только был наполнен юмором и ве­сельем. Он звучал как вызов: ну-ка, где есть еще такие невесты, как Маринка? А в «Трактористах» лирическая тема неоднократно переби­вается темой героической: ведь это был 1939 год, война уже подсту­пала к границам родины героев пырьевских комедий"...

Читаем статью киноведа и кинокритика Ромила Соболева (1926-1991), опубликованную в 1964 году:

"Творческая судьба народной артистки СССР Марины Алексеевны Ладыниной необычна и в то же время типична, обыкновенна для на­шей действительности.

Конец 20-х годов. Девочка, только что окончившая школу, учитель­ствует в глухом таежном селе. Живется ей нелегко, но жизнь окраши­вает неуемная мечта о Москве, о театре. У девчонки сибирский харак­тер — упорный, решительный: преодолев все трудности, она уезжает в столицу. Успешно сдав экзамены поступает в государственный инсти­тут театрального искусства.

.. .Тридцатые годы. На сцене Московского Художественного театра новая актриса — стройная, светловолосая девушка, которую нельзя не заметить и которую действительно сразу же замечают многие, пророча ей большое будущее.

Мечта сбылась, но хотя девчонка и подросла, мечтать она не разу­чилась. И только новой мечтой можно объяснить ее внезапный уход с прославленной сцены, где тогда еще режиссировали Станиславский и Немирович-Данченко, где еще играли Москвин и Качалов ...

Уже первые выступления Ладыниной в кино принесли ей призна­ние зрителей, высокие правительственные награды и почетные звания, восторженные отклики советской и зарубежной прессы.

Однако не из-за славы актриса пришла в кино. И слава и награда — лишь сопутствующее и закономерное явление на пути каждого талантливого художника. О. Леонидов справедливо заметил, что ор­дена и почетные звания — «все это пришло бы к ней и в том случае, если бы она оставалась артисткой Художественного театра». Ладынина связала свою жизнь с кинематографом, видя в новом искусстве не­ограниченные возможности для творческих поисков и дерзаний. Она стала «кинозвездой» в лучшем смысле этого слова, но шла в кино, готовясь к самой черной и трудной работе.

О первом своем выступлении в кино Ладынина вспоминает редко; не помнят, во всяком случае не пишут о нем, и киноведы. А между тем роль Линки в фильме «Вражьи тропы» режиссеров О. Преобра­женской и И. Правова заслуживает серьезного разговора, более серь­езного, чем позволяют ограниченные размеры данной статьи.

Дело в том, что после блестящих выступлений Ладыниной в «музы­кально-поэтических» фильмах И. Пырьева ее стали определять лишь как актрису комедийно-лирического плана, было даже кем-то отме­чено, что драма — не ее «стихия».

Однако и в кино Ладынина проявила себя сначала как драмати­ческая актриса. Вернемся к «Вражьим тропам».

... Эпизод классовой борьбы в деревне периода коллективизации: кулацкий сынок Иннокентий Окатов (артист А. Абрикосов), выдающий себя за демобилизованного красноармейца, пролезает в колхоз и пы­тается его разрушить, используя все средства, вплоть до поджогов и убийства. Сюжет, как видим, острый и драматичный и достаточно тривиальный для того времени. Роль Линки сложна, хотя и невелика: она одна из жертв Иннокентия. Но она жертва не политическая, если так можно сказать для данного случая, она жертва случайная и неволь­ная. Иннокентий скотски растоптал ее чувство, грубо унизил ее, орга­низовав издевательскую «красную свадьбу». Ладынина должна была раскрыть характер не сложный, но в обстоятельствах необычных и драматических показать, как любовь у простой деревенской девушки перерастает в ненависть. При известной склонности режиссеров к сгущению красок, к подчеркиванию натуралистических подробнос­тей эта роль требовала от актрисы опыта и сценической тактичности.

Опыт у актрисы отсутствовал — ведь первая роль в кино; однако чувство правды и чувство меры, характерное для Ладыниной, и здесь помогли ей найти верное средство для воплощения нехитрой, но труд­ной судьбы Линки. В каждом «деревенском» фильме Преображенской и Правова мы видим глубоко несчастных, обиженных жизнью кресть­янских женщин. Линка, пожалуй, даже более несчастна, чем героини «Баб рязанских». Но актриса смогла показать Линку без животных, темных, якобы извечно деревне присущих чувств. И, что еще важнее, она показала ее обиженной, но не сломленной.

От Линки не протянешь ниточку ни к Варе из «Любимой девушки», ни к Ольге из «Испытания верности», ни к какой-либо иной роли дра­матического характера. Это женщины из другой среды и, главное, другого времени. К тому же Варя и Ольга, по сути дела, не характеры, а только роли, притом роли по сюжетной нагрузке не первоплановые. Они показаны в сложных положениях, но отнюдь не драматических.

На Линке оборвались драматические роли, на которые Ладынина могла рассчитывать и по своим данным и по театральному опыту.

Линка забыта, но следующие образы, созданные Ладыниной, — «богатая невеста» Маринка, бригадир женской тракторной бригады Марьяна, свинарка северянка Глаша, полюбившая пастуха из далекого Дагестана, наконец, председатель зажиточного кубанского колхоза Галина Ермолаевна — незабываемы, они навсегда вошли в историю советского кино как замечательные творческие победы. Актриса, вос­питанная на мхатовских традициях психологического реализма, начав­шая свой путь с исполнения ролей Катерины из «Грозы», Тани из инсценировки «В людях», Таисии из «Егора Булычова», свои лучшие образы создала в комедийных фильмах И. Пырьева.

Правда, отметим сразу же, что это были не обычные комедии, это были новаторские, самобытные произведения, — по существу, новый жанр в советском киноискусстве. Внешне все они просты и безыскус­ственны. Действие в них идет по перипетиям канонического треуголь­ника: двух любящих разъединяет некто третий, и любящие должны преодолеть препятствия, чтобы соединиться,— причем препятствия эти весьма условны и наивны, как и положено в комедии. Тради- ционны многие трюки и даже некоторые второстепенные персонажи.

Фильм «Богатая невеста» не только был наполнен юмором и ве­сельем. Он звучал как вызов: ну-ка, где есть еще такие невесты, как Маринка? А в «Трактористах» лирическая тема неоднократно переби­вается темой героической: ведь это был 1939 год, война уже подсту­пала к границам родины героев пырьевских комедий.

И в других комедиях Пырьева жизнь, действительность — не просто фон для действия персонажей, а активная среда, определяющая каж­дый поступок героев.

Новые люди, у которых все ново — и взгляды на жизнь, и отноше­ние к работе, к семье, к товарищам, и их уверенность в завтрашнем дне, и их душевная чуткость, сочетающаяся с твердостью характера, с верностью в любви и бескомпромиссностью в поступках, — вот са­мое краткое определение общих черт характеров героинь Ладыниной. Эти черты роднят между собой не только ее героинь комедий, но сближают с ними и Варю из фильма «В шесть часов вечера после войны», и Наташу из «Секретаря райкома», и других женщин, которых показала на экране Ладынина.

Но общие черты отнюдь не означали, что Ладынина в каждой роли повторяла ранее удачно найденный образ, варьировала один и тот же характер. Нет, даже наиболее духовно близкие друг другу девушки — Маринка, Марьяна и Глаша — предстают перед нами каждая со своим неповторимым характером, своеобразным темпераментом и даже оригинальной внешностью. А общие черты идут от того, что все они имеют общую судьбу, формировались в одной и той же обстановке, воспитаны одним обществом.

Когда-нибудь исследователи назовут творческую судьбу Лады­ниной счастливой. Есть актрисы, сыгравшие больше нее ролей в кино. И у них также есть замечательные художественные победы в решении образов наших современниц. Однако едва ли кто может сказать, по­добно Ладыниной, что все силы души, все способности отданы ею только современности, что ее талант рос вместе с ростом ее героинь.

«Менялась жизнь в стране, менялось лицо нашей земли, и вместе с этим менялись, росли мои героини». К этим словам актрисы можно добавить лишь, что вместе с героинями менялась и росла их испол­нительница.

Совсем недавно Ладынина написала, что любимой и трудной ролью была для нее Глаша из фильма «Свинарка и пастух». Да, это блес­тящий фильм, тонко сочетающий реализм и конкретность содержания с условно-фольклорной формой изложения. Да, роль Глаши, простой и немного наивной девушки с русского Севера, никогда не бывавшей в городе, но выросшей в советское время, с характером, сформиро­ванным социалистическим обществом, роль эта трудна. Ведь Глаша несравненно сложнее и духовно богаче Маринки и Марьяны. Первую свою героиню Ладынина показывает почти девочкой, еще часто пас­сивной, только вступающей в жизнь, которая у нее вся в будущем.

Марьяна старше, умнее; она уже активно борется за то, в чем видит смысл жизни. Г лаша по возрасту ближе к Маринке, а своим кру­гозором, своей трудовой славой и жизненной активностью обогнала и Марьяну.

И все же в этой галлерее образов женщин новой деревни мы хо­тели бы выделить Галину Ермолаевну из не совсем удачного фильма «Кубанские казаки». Очаровательна Маринка, удивительно жизнера­достны, «солнечны» Марьяна и Глаша. Их песни, улыбки, молодой за­дор — все это с большой полнотой выразили незабываемые годы воз­мужания нашей страны, период первых радостных побед социализма. Но это ушло, между этими героинями и нами сегодня, как стена, годы жестокой войны. Поэтому, может быть, Галина Ермолаевна нам ближе и понятнее, поэтому мы видим в ней черты более важные и нужные. Эта колхозная руководительница, конечно, могла быть пятнадцать лет назад и ударницей, и трактористкой, и стахановкой, — мы не забываем этого. Но нам интереснее то, чем она стала, какова ее сегодняшняя человеческая ценность.

Просматривая эти фильмы или перебирая кадры из них, видишь, что Галина Ермолаевна резко отличается от своих предшественниц. И не в том дело, что она стала старше, умнее, что она стала человеком большой души, высокой требовательности и сознательности. В личной жизни она не так удачлива, как Марьяна или Глаша, но счастья она достойна. Такие, казалось бы, чисто мужские черты, как хозяйствен­ность, деловитость, решительность, сочетаются у нее с большой жен­ственностью, душевной мягкостью, чистотой чувства. Эта женщина — героиня нашего времени, это современница людей 50-х годов. И нам кажется, что в великолепной галлерее, созданной Мариной Ладыни­ной, именно образ Галины Ермолаевны наиболее сложный и трудный.

Если актриса думает иначе, то, вероятно, она сбрасывает со счета такие факторы, как отточенное искусство режиссуры, свое возросшее мастерство, богатейший свой опыт работы над ролями современниц.

Комедии И. Пырьева о колхозной жизни и роли М. Ладыниной, сыг­ранные в них, — одна из наиболее примечательных страниц истории советского кино.

И не случайно все эти картины, начиная с «Богатой невесты», по-прежнему стоят на вооружении кинематографии и широко обраща­ются в прокате.

Наш рассказ о творчестве М. Ладыниной мы закончим кратким упоминанием о фильме «В шесть часов вечера после войны». Этот фильм следует назвать лирической поэмой. Его нельзя сравнивать с близкими ему по жанру «Трактористами» и «Свинаркой и пастухом».

Вспоминая этот фильм, не хочется думать о формальной его стороне. На память приходит другое — как люди смотрели его в землянках и блиндажах на фронте, смотрели в затемненных городах прифронто­вой полосы, смотрели неустроенные люди в глубоком тылу... И трудно найти слова, чтобы передать, как они воспринимали эту кар­тину-песню, полную предчувствия близкой победы, полную опти­мизма и веры в силы народа.

Ладынина исполнила здесь роль простой советской девушки, сна­чала воспитательницы в детском саду, затем — зенитчицы. Но ее за­дача заключалась отнюдь не в показе каких-то внешних действий. Водит ли Варя—Ладынина хоровод с детишками, строит ли укреп­ления в Подмосковье, ведет ли огонь по фашистским самолетам — все это внешнее. Зритель следил не за биографией героини, а за тем, как несет через огонь войны белокурая девушка свое чувство, как бере­жет она свою любовь, как растет и крепнет в испытаниях ее верность ...

Для некоторых произведений искусства не годятся обычные мерки. Фильм «В шесть часов вечера после войны» правильно не оценишь только с позиций бесстрастной критики. Тут нужен не только разум, но и чувство. А чувства он и сейчас пробуждает добрые и высокие!" (Соболев, 1964).

(Соболев Р. Марина Ладынина // Актеры советского кино. М.: Искусство, 1964: 101-107).