Как чудесен этот мир,
ведь в нем есть девицы!
Р. Хайнлайн
Знакомьтесь, Роберт Хайнлайн
Роберт Энсон Хайнлайн (7 июля 1907 года - 8 мая 1988 года) — американский писатель, сценарист и футуролог, один из крупнейших писателей-фантастов, во многом определивший лицо современной научной фантастики.
Хайнлайн стал первым профессиональным писателем-фантастом США и одним из первых, кто стал публиковаться в крупных популярных изданиях. В своём творчестве Хайнлайн затронул многие темы, в том числе социальные и философские: индивидуальную свободу, ответственность индивида перед обществом, роль и формат семьи, природу организованной религии и многие другие.
В англо-американской литературной традиции Роберта Хайнлайна вместе с Артуром Кларком и Айзеком Азимовым относят к «Большой тройке» писателей-фантастов. Он стал обладателем престижных премий «Хьюго» и «Небьюла», единственным писателем, получившим «Хьюго» за пять романов. В его честь названы астероид и кратер на Марсе.
За свою жизнь был трижды женат, служил на флоте (запомните этот факт!), подрабатывал на любых работах во время американской депрессии и даже бывал в кругосветке! Во время Второй Мировой со своими друзьями — Лайоном Спрэгом де Кампом и Айзеком Азимовым — работал на военном заводе в Филадельфии. Они разрабатывали методы борьбы с обледенением самолётов на больших высотах, аппаратуру для слепой посадки и компенсирующие гермокостюмы. Звучит уже достаточно фантастично.
Да и вообще мало кто их тех, кто как-то увлекается космической фантастикой хоть раз не слышал фамилию Хайнлайна. Из тех же, кто увлекается фильмами, мало кто не знает о "Звездном десанте".
Многие же астронавты и другие лица, причастные к космической программе США, вдохновлялись творчеством Роберта Хайнлайна, например его повестью "Человек, который продал Луну".
Мое личное знакомство с автором состоялось достаточно давно романом "Дверь в лето". Помню я его смутно, в трекере стоит гордая оценка 3*, но вот цитата оттуда довольно долго украшала разные мои профили:
Слишком много времени я затратил, открывая дверь котам.
P.s. Если вы поклонник Хайнлайна, не читайте всё, что под графой "личное мнение", потому что ничего хорошего я в его творчестве найти так и не смогла.
"Человек, который продал Луну"
"Человек, который продал Луну" -
небольшая повесть, с которой я и начала знакомство с отсылками на творчество автора. Если вы вдруг захотите повторить мой путь, советую начать именно с нее, потому что она намечает основные пути и понятия, которыми будут наполнены дальнейшие романы. Можно считать его введением и демо-версией стиля автора, который - определенно - не для всех.
Сюжет:
Время действия повести — 1978 год по схеме Хайнлайна. Предприимчивый бизнесмен Делос Дэвид Харриман одержим идеей первым побывать на Луне и извлечь прибыль из всевозможных лунных ресурсов. Он уговаривает нескольких деловых партнёров участвовать в совместном предприятии для организации частного полёта к Луне.
Личное мнение и спойлеры по сюжету
Вся повесть в целом - это описание надувательства системы и попыток придумать юридический прецедент для почти единоличного владения Луной. Читается довольно легко, относительно забавно и одаривает минорным финалом, где при желании можно увидеть иронию и философский посыл, куда приводят мечты. Сказать по-честному, именно эта повесть понравилась мне больше всего. Но будьте аккуратны, текст почти полностью состоит из всяких интриг, переговоров и обсуждения проблем получения Луны в собственность.
Из этой повести плавно выходит признанный шедевром и удостоенный множества премий роман "Чужак в чужой стране".
"Чужак в чужой стране"
"Чужак в чужой стране" (англ. Stranger in a Strange Land, название также часто переводится на русский язык как "Чужак в стране чужой") — фантастический философский роман Роберта Хайнлайна, удостоенный премии "Хьюго" в 1962 году. Одно из немногих фантастических произведений, включённых Библиотекой Конгресса в список книг, сформировавших Америку.
Сюжет:
На первый взгляд все просто: вторая в истории человечества экспедиция на Марс оканчивается возвращением на Землю ребенка участников первой экспедиции, который теперь - после прецедента с Луной из предыдущей повести - считается полноценным владельцем как самого Марса, так и многих предприятий на матушке-Земле. Вся сложность в том, что этот ребенок по виду человек, а по сущности - настоящий марсианин, воспитанный на красной планете как некоторый Маугли. Вплоть до того, что мыслит на марсианском, где не существует понятий пола, возраста и личной собственности.
Личное мнение и спойлеры по сюжету
Первые страниц 400 идут бодро, хоть и с некоторыми странностями, но вполне в духе фантастики. Как и в "Человеке, который продал Луну", герои много рассуждают о праве собственности, путаются в интригах, а так же умудряются украсть Человека с Марса из правительственной лечебницы и много страниц посвещают составлению словаря, дабы научиться языку друг друга.
Мы приехали для небольшого неофициального разговора — и вдруг видим, что вы устроили тут настоящий цирк. А раз устраиваешь цирк — нужно заводить слонов.
Герои, к сожалению, шаблонны до приторности - у нас имеются:
- горячая медсестра;
- авантюрист, что за ней ухлестывает;
- барышня, которая создает с ними внезапный треугольник;
- авторитетный старик со скверным характером, у которого много девиц, которых не отличишь друг от друга;
- девицы;
- суровый представитель власти, которого быстро прогибают;
- гениальный техник;
- Человек с Марса, невинная душа;
- массовка, обожающая старика;
- сомневающиеся;
- враждебное общество.
Запомните это сочетание. Мы к нему вернемся и не раз.
Между всеми этими персонажами идут разговоры. Бесконечные разговоры, которые иногда выглядят настолько искусственно, что чувствуешь себя на лекции.
Присущее человеку самосознание? Точнее уж сказать — присущее человеку хвастовство, ведь никто не доказал, что кашалоты и секвойи не имеют в своих рядах поэтов и философов, далеко превосходящих все людские таланты.
В первой половине Хайнлайн активно развивает мысль, что же такое человек. Почва благодатная, все-таки Человеку с Марса надо объяснить, что же он все-таки такое.
— А пока ждешь, не сомневайся, что ты — тоже человек. Кем же ты еще можешь быть? Человек, рожденный от женщины и рожденный на страдание... — и однажды ты грокнешь это во всей полноте и расхохочешься, ибо человек — это животное, смеющееся над самим собой.
В целом эта часть была довольно интересна. Пускай меня и смущала общая картонность происходящего, иногда любопытно почитать мнение другого человека по тому или другому вопросу. Хотя как оказалось впоследствии, весь "сюжет" - это просто неказистый каркас для навешивания мыслей автора.
Человек — это самая мрачная пародия на себя самого.
В этот момент первый раз приходит ассоциация со Стругацкими, хотя чего не отнять у Хайнлайна, он не бросает мысль на половине, а раскрывает ее до тех пор, пока не попросишь пощады. Но сути это не меняет - если бы мне хотелось почитать рассуждения на тему, я бы выбрала статью, а не этот полуфабрикат художественного текста, потому что...
...вторая половина текста - это полный кошмар! Если с рассуждениями о человечности, праве и гроканьи во всей полноте еще можно смириться, то на 400 страниц прорелигиозной тематики я не подписывалась. Причем какой! Хайнлайн будто вообще забыл, о чем писал, и ударился в религиозный экстаз, где каждый каждому муж и жена; все ходят, в чем мать родила; не имеют болезней и почти не стареют; левитируют, двигают предметы мыслями; а на службах занимаются тем, о чем писать нельзя, иначе забанят. Ну вы поняли... После чего все женщины радостно беременеют, а мое терпение выходит в окно.
Что бы я ни говорил, эти последние продолжали считать Бога чем-то внеположным себе. Кем-то таким, кто страстно мечтает прижать к своей груди каждого ленивого тупицу, дать ему покой и блаженство. Они не хотели, а может, и не могли уяснить себе, что никто ничего за них не сделает, что им придется самим прилагать усилия — и что все их беды и невзгоды суть дело их собственных рук.
Фантастика сменяется мистикой. Нам неожиданно показывают ангелов и Рай, начинаются странные намеки на жертвенность Человека с Марса, и финальный аккорд просто сражает напрочь - наш инопланетянин оказывается... архангелом Михаилом! Я не шучу. Это финал всей истории.
Будь у меня в этот момент в руках бумажная книга, я бы выкинула ее в окно. Так что с уверенностью могу сказать, что "Чужак в чужой стране" прочно вошел в ряд книг, при разговоре о которых я начинаю орать и исходить пеной. Последний раз такую бурю эмоций у меня вызвала последняя часть "Ведьмака".
Но это мой личный вкус. У книги достаточно премий и поклонников, так что решайте сами читать или нет.
"Звездный десант"
"Звёздный десант" (англ. Starship Troopers, журнальный вариант назывался Starship Soldier; на русском языке выходил под названиями — "Звёздная пехота", "Звёздные рейнджеры", "Космический десант", "Солдаты космоса") — научно-фантастический роман Роберта Хайнлайна, опубликованный в 1959 году. На Западе обычно относится к жанру боевой фантастики.
Эту отсылку я нашла далеко не сразу. В отличии от предыдущих, достижение не передает название книги полностью, а только упоминает планету из этого романа. Клендата - родина "жуков", с которыми воюет Федерация.
Сюжет:
Действие романа происходит в будущем, примерно через 700 лет от сегодняшнего дня, человеческое общество управляется мировым правительством Земной Федерацией, в которой доминирует военная элита. Общество изображается как богатое, а футуристические технологии сосуществуют с образовательными методами XX века. Права полноправного гражданина голосовать и занимать государственные должности не гарантируются повсеместно, но должны быть получены через прохождение Федеральной службы, которая обычно принимает форму военной.
Землю атакует страшный враг — цивилизация разумных насекомых. Понять их, договориться с ними невозможно — остается только уничтожать, пока не уничтожили тебя. И только если ты перенес эту боль, эти лишения — ты получаешь право решать за других. "Я пытался выявить… некую фундаментальную основу поведения человека, и я пришел к выводу, что единственная основа, которая не требует бездоказательных предположений, — это вопрос выживания", — так обозначил Хайнлайн главную тему "Звездного десанта" в письме другому классику, Теодору Старджону.
Личное мнение и спойлеры по сюжету
Помните о том, что Хайнлайн служил на флоте? Так вот "Звездный десант" - это та самая история про армию, где флот заменен на космос. Муштра, учения, полковые будни - всё это абсолютно обычное и вообще не понятно, на кой черт тут прикручена фантастика, от которой скафандры да жуки.
— Позволь тебя просветить, сынок. В нашей армии только два размера: слишком большой и слишком маленький.
Сюжета как такового нет, ни один герой толком не запоминается и всё сливается в серое пятно, которое и оканчивается ничем. Хайнлайн втюхивает на страницы этого романа всё, что он думает о службе и войне, а когда мысли заканчиваются, он сворачивает книгу на полуслове.
Война — не насилие ради насилия и не убийство ради убийства. Война — это насилие контролируемое, ради достижения цели. Цель войны — подкрепить решения нашего правительства силой. Враг не должен умереть лишь по той причине, что он нам не нравится. Нет, он должен сделать то, чего мы от него хотим. И выбор цели, как и способа применения силы, зависит не от нас с тобой. Не солдат решает, когда, где и как — или за что — ему сражаться; за него это делают политики и генералы. Политики определяют для чего и сколько, а генералы берут под козырек и сообщают нам где, когда и как. Мы обеспечиваем насилие, а другие люди, которые себя называют умными и опытными, обеспечивают контроль. Такой вот порядок. И лучшего ответа на твой вопрос у меня нет.
Как военная проза - это слабо. Как фантастика - никакое. От своих мужчин и знакомых я слышала рассказы и поинтереснее. О военных романах и говорить нечего. Даже едва начатая "Уловка-22" кажется мне в сто раз интереснее, чем это целое произведение.
Граждане — а таковыми считались все без исключения — восхваляли свои мифические права, но напрочь утратили представление об обязанностях.
Из плюсов - читается легко и сбивает пресный привкус "Чужака". Есть пара интересных мыслей. Для себя больше ничего интересного не нашла.
Есть одноименный фильм, но пишут, что от книги только идея, так что смотреть я его не стала.
Так же я абсолютно уверена, что эта отсылка как будто тоже про "Десант".
Жуки не такие, как мы. Псевдоарахниды даже на пауков не похожи, они членистоногие. Кажется, только воображение психопата могло породить этих разумных чудовищ. По своей организации, как психологической, так и экономической, они ближе к муравьям или термитам.
Кстати, вообще похоже, что Рой отчасти вдохновлен именно этой книгой.
"Дети Мафусаила"
"Дети Мафусаила" (англ. Methuselah’s Children) — научно-фантастический роман Роберта Хайнлайна, входящий в цикл "История Будущего". Первоначально представлял собой цикл новелл, которые в 1958 году Хайнлайн связал в роман, вышедший в том же году отдельным изданием.
В 1997 году роман помещён в «Зал славы» литературной премии «Прометей» как «классический научно-фантастический роман, пропагандирующий идеи либертарианства.
Сюжет:
Основа сюжета — история борьбы за свои права особой группы человечества — Семей Говарда. Миллионер Айра Говард, умерший в XIX веке от преждевременной старости, основал Фонд, который финансировал селекционные браки людей, имевших в роду долгожителей, с целью вывести биологический вид людей, способных прожить несколько столетий, практически не старея. Первые дети, родившиеся от браков, поощряемых Фондом Говарда, появились на свет в 1875 году. До XXII века они держали своё существование в секрете, меняя адреса и имена, но часть членов Семей в 2125 году потребовали раскрыть тайну, полагая, что земное общество готово принять их. К тому времени уже были говардианцы, прожившие 150 и более лет. Через 11 лет, однако, начинается массовая истерия, после чего хрупкая демократическая система готова рухнуть, поскольку общество требует "вырвать" у говардианцев тайну "вечной жизни": никто не поверил в кропотливую селекционную работу.
Мафусал или Мафусаил — в Библии, один из праотцов человечества, сын Еноха, потомок Сифа; был дедом Ноя (Быт. 5:21-27). Прославился своим долголетием: он прожил 969 лет, став старейшим из людей.
Личное мнение и спойлеры по сюжету
В этом романе автор подбирает собственную брошенную мысль из "Чужака" о том, как общество отреагирует на людей, лишенных болезней и старости. Ответ Хайнлайна дважды неутешителен - попытается уничтожить.
К сожалению, все недостатки того романа "Дети" прихватили тоже. Мы имеем сомнительные объяснения технологий, резиновый корабль, финты ушами с мистическими "богами" и абсолютное отсутствие смысла.
- Мэри, комитет — это единственная известная форма жизни с сотней желудков и без малейшего намека на мозг.
Вместе со всем этим Хайнлайн и притащил свои любимые типажи незапоминающихся героев:
- авторитетный старик со скверным характером, который не любит раздеваться, даже когда все голые - Лазарус Лонг;
- девицы;
- суровый представитель власти, которого быстро прогибают;
- гениальный техник;
- массовка, обожающая старика;
- сомневающиеся;
- враждебное общество.
Народ настолько однотипный, что я даже не стала придумывать новые лица героям.
События же поражают воображение. В негативном смысле.
Долгожители бегут, улетают, снова летят и опять убегают, а так как острых тем особо в романе не поднимается, диалоги напичканы терминами и техническими подробностями, которые читателям в целом до одного места.
— Но, Лазарус, причинность — всего лишь абстракция, слабо отражающая реальное положение дел. Явление просто существует. А причинность — это постулат старомодной донаучной философии.
Фантастичнее всего, конечно, стало, когда с лёгкой руки автора корабль, рассчитанный на максимальную загрузку в 20 тысяч человек, вместил аж 100. Я так не веселилась с тех пор, как у Стругацких герой залез на гору и увидел чуть ли не весь континент.
От обычного межпланетного корабля «Новые Рубежи» отличали прежде всего гигантские размеры. По существу это был целый город, рассчитанный на размещение в нем со всеми удобствами двадцати тысяч человек, что позволило бы первоначальному экипажу из десяти тысяч человек увеличиться вдвое к моменту прилета на Проксиму Центавра.
Но, как бы велик ни был корабль, сто тысяч человек чувствовали себя в нем слишком тесно.
И вся эта орава умудрилась болтаться в космосе несколько лет до первой остановки. Тут уж автор сел на своего любимого конька и подвез телепатов, богов и телекинез. Читать все это без иронии стало совсем невозможно. Ни характер сил обитателей новой планеты, ни происхождение их богов, конечно, объяснять никто не будет. Просто неведомая сила запустит наших героев в космос. Да не абы куда, а в настоящий рай, где картошка фри зреет на деревьях, не надо носить одежду, нет работы да и собственное тело и личность в целом не нужны.
Но самое разительное отличие людей от аборигенов коренилось даже не в уровне научного развития. Существовало несходство, имевшее совершенно принципиальный характер.
Они не были индивидуальными существами.
Ни один из аборигенов не являлся носителем отдельной индивидуальности. Их индивидуумы состояли из нескольких тел. У них были групповые «души». Основным звеном их общества были телепатически единые группы, объединяющие множество членов. Количество тел и интеллектов, составляющих одну индивидуальность, доходило до девяноста и никогда не бывало менее тридцати.
Конечно, настоящие люди не могут позволить себе ничего не делать и решают отправиться домой, где можно судиться за собственность, иметь деньги и все такое прочее. В общем толкового объяснения почему героям так понадобилось вернуться на Землю, где их недавно поднимали на вилы, не будет. Просто землян тянет к земле. Кстати, на эту концепцию автор тут же наплюет в следующем романе серии, где с Земли все разберутся, как тараканы. Какая ирония.
То ли я не понимаю глубинных смыслов всего этого, то ли философия действительно "тухлая", но "Дети Мафусаила" не оставили во мне ровно никакого следа.
"Достаточно времени для любви"
"Достаточно времени для любви, или Жизни Лазаруса Лонга" (англ. Time Enough for Love: The Lives of Lazarus Long) — научно-фантастический роман Роберта Хайнлайна. В 1973 году номинировался на премию "Небьюла". В 1974 году номинировался сразу на премии "Хьюго" и "Локус". В 1998 году внесён в Зал славы премии "Прометей".
Сюжет:
Роман обладает нелинейным сюжетом, фактически он состоит из нескольких самостоятельных повестей и рассказов, объединённых единой канвой. Главный герой — старейший представитель человеческой расы — Лазарус Лонг, проживший на момент действия романа более 2000 лет (действие обрамляющей сюжетной линии разворачивается в 4325 земном году, Лазарус Лонг — Вудро Вильсон Смит, родился в 1912 году). Структура текста выстроена как симфоническое произведение, начинаясь прелюдией. Контрапункт прерывается двумя интермедиями, а также семнадцатью «вариациями на тему». Роман завершается кодой, её четыре главы обозначены нотной записью.
В одной из рецензий «Достаточно времени для любви» характеризуется так:
Роман изобилует ненужными подробностями, интересные истории, приправленные потрясающими авторскими наблюдениями, сменяются пресными «малоподвижными» данными из повседневной жизнедеятельности, втискиваются какие-то невнятные сюжетные линии. Это бьёт по ритму, заставляя скучать и «посматривать на часы». Треть романа — просто омертвевшая плоть, что должна безжалостно отсекаться автором во время редакции. Но увы.
Личное мнение и спойлеры по сюжету
Это произведение можно считать прямым продолжением предыдущего. Причем буквально. С нами снова Лазарус Лонг - авторитетный старик со скверным характером, у которого много девиц, которых не отличишь друг от друга, и который не любит раздеваться, даже когда все голые, а так же:
- горячая медсестра;
- авантюрист, что за ней ухлестывает;
- барышня, которая создает с ними внезапный треугольник;
- девицы;
- суровый представитель власти, которого быстро прогибают;
- гениальный техник;
- массовка, обожающая старика;
- сомневающиеся;
- враждебное общество.
И если что - я опять не шучу. Хайнлайн, как Виктор Пелевин, пишет один роман с разными названиями, но одинаковыми героями, и его части фиг отличишь друг от друга.
Сварливый старикашка-всезнайка, вокруг которого вьется толпа молоденьких женщин, что мечтает залезть ему в трусы, надоел мне ещё в первой части, но кормить читателя этим образом три романа подряд - это уже перебор.
Как и в "Чужаке", герои безостановочно и бессмысленно прыгают друг другу в постели, не любят одежду, не заморачиваются моногамией и заодно обычной логикой.
И все это пытаются подать под соусом, что всем этим людям немного за 300 лет.
— Оставь это, приятель. Старость — не добродетель, она просто не сразу приходит.
Если по мнению Хайнлайна человек в 2000 лет такой же тупой, как в 20, то, пожалуй, долголетие скорее наказание, чем благо. Ни в одном из героев не чувствуешь возраст и воспитание 5-10-20 детей. Они плодятся, как кошки, и даже не помнят, как там этих детей зовут и не поддерживают связь. Не мудрено, когда у одного из героев 100 детей и 400 внуков!
- Айра, возраст не приносит мудрости. Часто он всего лишь преобразует простую глупость в раздутое тщеславие.
Сам по себе роман построен по принципу задушевных бесед Лазаруса с потомками, которые не дают ему отойти в мир иной. Лазарус рассказывает свою жизнь вперемешку с байками, в которых Хайнлайн по старой привычке просто вписывает страницы собственной биографии, причем так топорно, что остаётся только удивлённо пожимать плечами.
Помните истории из армии в "Звёздном десанте"? Так вот остатки строевой жизни дочитаете в "Вариации на тему II". Кстати, если вас заинтересовало в описании "симфоническое произведение", то, извините, нас всех надули. С таким же успехом можно было назвать это все "главами" или отбить абзацем - смысла в этом ровно ноль.
...через столько лет трудно отличить истинное воспоминание от воспоминания о воспоминании об истинном воспоминании.
Роман действительно представляет собой несколько рассказов, объединенные общей канвой. Но все эти рассказы омерзительны. Дабы не вдаваться в подробности, их можно назвать общим понятием "влажные фантазии". Мир светлого будущего Хайнлайна - это вечное скитание по диким планетам, женщины, сменяющиеся, как перчатки, и дети, которых эти женщины производят на свет каждые 9 месяцев без передыху.
...девушка, на которой я собирался жениться, вышла замуж и уже завела ребенка. Стоит ли удивляться: ведь я провел целых два года за пределами Единогласия. Но драмы не было; в конце концов, мы уже жили с ней в браке около ста лет назад. Старые друзья. Я поговорил с ней, с ее новым мужем, а потом женился на одной из ее внучек: той, что происходила не от меня. Конечно же, обе девочки были из Говардов: и Лаура, и моя очередная жена из Семейства Фут. Минерва, мы были отличной парой: Лауре двадцать, а я свеженький, после омоложения, выглядел чуть старше тридцати. И у нас было сколько-то там детей... кажется, девять. Через сорок с небольшим лет я ей надоел и она захотела выйти за моего 5-го/7-го кузена Роджера Сперлинга. Меня это не опечалило: я уже начал метаться, как деревенский сквайр. В любом случае, если женщина хочет уйти, не надо ее удерживать. Короче, я присутствовал на их свадьбе.
Лазарус Лонг, как Джеймс Бонд, вызывает всеобщий восторг всех без исключения женщин: от детей до компьютерных программ. С каждым новым "браком" на страницах хочется помыться, потому что каждый из них еще отвратительнее предыдущего.
Ах да! Хайнлайн, к счастью, очень любил подробности и рассказал нам, дамы, все о нашем организме! Наконец-то научная фантастика достигла темы, как правильно рожать и от чего болит живот.
И если она плохо себя чувствовала, то помалкивала. Возможно, все и было в порядке: сама Дора не испытывала недомогания во время менструации, и никто из нас не говорил девочкам о том, что этого можно ожидать. Стараясь не растекаться мыслью, воздержусь от комментариев относительно той теории, которая утверждает, что подобное недомогание обусловлено воспитанием. Я не думаю, что в этом вопросе имею право на собственное мнение... лучше спроси у Иштар.
Эту тему Хайнлайн педалирует с особым смаком:
Я выдал ей жестянку с прокладками, она была в аварийном комплекте и, должно быть, пролежала там лет двадцать, — я и не подозревал, что там есть такое.
Она попросила меня открыть, и мне пришлось открыть коробку для нее — ни она, ни брат не умели этого делать. Крохотные эластичные трусики, оказавшиеся в наборе, восхитили Ллиту, и она часто носила их, когда хотела «приодеться».
Да здравствует мир будущего, где люди могут сделать собственного клона другого пола, но все еще не додумались ни до чего получше жестянки с прокладками!
В общем, это полный кошмар. Ничего другого, кроме как слово "графомания", просто не приходит мне в голову. Это скучно, неоригинально, отвратительно, с излишними подробностями, самоповторами, часто бессодержательно... Продолжать не буду. Опять же, как роман о жизни героя - это слабо, как любовный - не хватает "пещер" и "жезлов", как фантастический - нет космоса и технологий. Даже для "бытового" он слишком скучный. Нельзя на серьезных щах читать 15 страниц, где герои обращаются друг к другу "дорогая" и "любимейший". Даже "Махабхарата" после этого опуса воспринимается документальной прозой.
Признаюсь, я бросила читать где-то на 70%. Вот одно из последнего, что меня добило:
Да, это занятие всегда было у нас на первом месте, потому что Дора в семьдесят лет оставалась такой же пылкой, как и в семнадцать.
Справедливости ради, я не жалею, что бросила. Книгу я "дочитала" в википедии. И вот, что она говорит:
Заключительная часть романа сюжетно не связана с предыдущими. Желая испытать новые ощущения, Лазарус принимает участие в эксперименте с перемещениями назад во времени, и решает посетить свои родные места в 1919 году. Ошибка в расчётах приводит его в 1916 год — накануне вступления США в Первую мировую войну. Попав в родительский дом (маленькому Вудро Вильсону Смиту было тогда четыре года), Лазарус влюбляется в собственную мать. Чтобы сохранить её достоинство и отвести подозрения собственного деда, он вербуется в армию. Смертельно раненый на Западном фронте, он был подобран и спасён своими потомками с Тертиуса. Роман кончается словами: «Ты не можешь умереть».
Такое вот вышло "космическое" путешествие. Надеюсь, мои муки с Хайнлайном оправданы появлением на свет этой статьи.
Да, Хайнлайн - признанный автор с множеством премий и фанатов, и его вклад стоил того, чтобы стать источником такого множества отсылок... но это опредленно не мой формат. Даже деля впечатления на разность эпох и, по-видимому, прорывной взгляд Хайнлайна на многие вещи, для меня его романы прочно ушли на дно личных впечатлений и пойдут в них нижней отметкой.
Теперь мне срочно надо закинуться хорошей литературой, чтобы очистить сознание от этих картин "счастливого будущего".