Найти тему

[Откуда эта отсылка?] Роберт Хайнлайн I Honkai Star Rail

Оглавление

Как чудесен этот мир,
ведь в нем есть девицы!

Р. Хайнлайн

Знакомьтесь, Роберт Хайнлайн

-2

Роберт Энсон Хайнлайн (7 июля 1907 года - 8 мая 1988 года) — американский писатель, сценарист и футуролог, один из крупнейших писателей-фантастов, во многом определивший лицо современной научной фантастики.

Хайнлайн стал первым профессиональным писателем-фантастом США и одним из первых, кто стал публиковаться в крупных популярных изданиях. В своём творчестве Хайнлайн затронул многие темы, в том числе социальные и философские: индивидуальную свободу, ответственность индивида перед обществом, роль и формат семьи, природу организованной религии и многие другие.

В англо-американской литературной традиции Роберта Хайнлайна вместе с Артуром Кларком и Айзеком Азимовым относят к «Большой тройке» писателей-фантастов. Он стал обладателем престижных премий «Хьюго» и «Небьюла», единственным писателем, получившим «Хьюго» за пять романов. В его честь названы астероид и кратер на Марсе.

За свою жизнь был трижды женат, служил на флоте (запомните этот факт!), подрабатывал на любых работах во время американской депрессии и даже бывал в кругосветке! Во время Второй Мировой со своими друзьями — Лайоном Спрэгом де Кампом и Айзеком Азимовым — работал на военном заводе в Филадельфии. Они разрабатывали методы борьбы с обледенением самолётов на больших высотах, аппаратуру для слепой посадки и компенсирующие гермокостюмы. Звучит уже достаточно фантастично.

Да и вообще мало кто их тех, кто как-то увлекается космической фантастикой хоть раз не слышал фамилию Хайнлайна. Из тех же, кто увлекается фильмами, мало кто не знает о "Звездном десанте".

Многие же астронавты и другие лица, причастные к космической программе США, вдохновлялись творчеством Роберта Хайнлайна, например его повестью "Человек, который продал Луну".

Мое личное знакомство с автором состоялось достаточно давно романом "Дверь в лето". Помню я его смутно, в трекере стоит гордая оценка 3*, но вот цитата оттуда довольно долго украшала разные мои профили:

Слишком много времени я затратил, открывая дверь котам.

P.s. Если вы поклонник Хайнлайна, не читайте всё, что под графой "личное мнение", потому что ничего хорошего я в его творчестве найти так и не смогла.

"Человек, который продал Луну"

-3

"Человек, который продал Луну" -

небольшая повесть, с которой я и начала знакомство с отсылками на творчество автора. Если вы вдруг захотите повторить мой путь, советую начать именно с нее, потому что она намечает основные пути и понятия, которыми будут наполнены дальнейшие романы. Можно считать его введением и демо-версией стиля автора, который - определенно - не для всех.

Сюжет:

Время действия повести — 1978 год по схеме Хайнлайна. Предприимчивый бизнесмен Делос Дэвид Харриман одержим идеей первым побывать на Луне и извлечь прибыль из всевозможных лунных ресурсов. Он уговаривает нескольких деловых партнёров участвовать в совместном предприятии для организации частного полёта к Луне.

Личное мнение и спойлеры по сюжету

Вся повесть в целом - это описание надувательства системы и попыток придумать юридический прецедент для почти единоличного владения Луной. Читается довольно легко, относительно забавно и одаривает минорным финалом, где при желании можно увидеть иронию и философский посыл, куда приводят мечты. Сказать по-честному, именно эта повесть понравилась мне больше всего. Но будьте аккуратны, текст почти полностью состоит из всяких интриг, переговоров и обсуждения проблем получения Луны в собственность.

Из этой повести плавно выходит признанный шедевром и удостоенный множества премий роман "Чужак в чужой стране".

"Чужак в чужой стране"

обложка первого издания
обложка первого издания

-5

ужак в чужой стране" (англ. Stranger in a Strange Land, название также часто переводится на русский язык как "Чужак в стране чужой") — фантастический философский роман Роберта Хайнлайна, удостоенный премии "Хьюго" в 1962 году. Одно из немногих фантастических произведений, включённых Библиотекой Конгресса в список книг, сформировавших Америку.

Сюжет:

На первый взгляд все просто: вторая в истории человечества экспедиция на Марс оканчивается возвращением на Землю ребенка участников первой экспедиции, который теперь - после прецедента с Луной из предыдущей повести - считается полноценным владельцем как самого Марса, так и многих предприятий на матушке-Земле. Вся сложность в том, что этот ребенок по виду человек, а по сущности - настоящий марсианин, воспитанный на красной планете как некоторый Маугли. Вплоть до того, что мыслит на марсианском, где не существует понятий пола, возраста и личной собственности.

Личное мнение и спойлеры по сюжету

Первые страниц 400 идут бодро, хоть и с некоторыми странностями, но вполне в духе фантастики. Как и в "Человеке, который продал Луну", герои много рассуждают о праве собственности, путаются в интригах, а так же умудряются украсть Человека с Марса из правительственной лечебницы и много страниц посвещают составлению словаря, дабы научиться языку друг друга.

Мы приехали для небольшого неофициального разговора — и вдруг видим, что вы устроили тут настоящий цирк. А раз устраиваешь цирк — нужно заводить слонов.

Герои, к сожалению, шаблонны до приторности - у нас имеются:

  • горячая медсестра;
  • авантюрист, что за ней ухлестывает;
  • барышня, которая создает с ними внезапный треугольник;
  • авторитетный старик со скверным характером, у которого много девиц, которых не отличишь друг от друга;
  • девицы;
  • суровый представитель власти, которого быстро прогибают;
  • гениальный техник;
  • Человек с Марса, невинная душа;
  • массовка, обожающая старика;
  • сомневающиеся;
  • враждебное общество.

Запомните это сочетание. Мы к нему вернемся и не раз.

Между всеми этими персонажами идут разговоры. Бесконечные разговоры, которые иногда выглядят настолько искусственно, что чувствуешь себя на лекции.

Присущее человеку самосознание? Точнее уж сказать — присущее человеку хвастовство, ведь никто не доказал, что кашалоты и секвойи не имеют в своих рядах поэтов и философов, далеко превосходящих все людские таланты.

В первой половине Хайнлайн активно развивает мысль, что же такое человек. Почва благодатная, все-таки Человеку с Марса надо объяснить, что же он все-таки такое.

— А пока ждешь, не сомневайся, что ты — тоже человек. Кем же ты еще можешь быть? Человек, рожденный от женщины и рожденный на страдание... — и однажды ты грокнешь это во всей полноте и расхохочешься, ибо человек — это животное, смеющееся над самим собой.

В целом эта часть была довольно интересна. Пускай меня и смущала общая картонность происходящего, иногда любопытно почитать мнение другого человека по тому или другому вопросу. Хотя как оказалось впоследствии, весь "сюжет" - это просто неказистый каркас для навешивания мыслей автора.

Человек — это самая мрачная пародия на себя самого.

В этот момент первый раз приходит ассоциация со Стругацкими, хотя чего не отнять у Хайнлайна, он не бросает мысль на половине, а раскрывает ее до тех пор, пока не попросишь пощады. Но сути это не меняет - если бы мне хотелось почитать рассуждения на тему, я бы выбрала статью, а не этот полуфабрикат художественного текста, потому что...

...вторая половина текста - это полный кошмар! Если с рассуждениями о человечности, праве и гроканьи во всей полноте еще можно смириться, то на 400 страниц прорелигиозной тематики я не подписывалась. Причем какой! Хайнлайн будто вообще забыл, о чем писал, и ударился в религиозный экстаз, где каждый каждому муж и жена; все ходят, в чем мать родила; не имеют болезней и почти не стареют; левитируют, двигают предметы мыслями; а на службах занимаются тем, о чем писать нельзя, иначе забанят. Ну вы поняли... После чего все женщины радостно беременеют, а мое терпение выходит в окно.

Что бы я ни говорил, эти последние продолжали считать Бога чем-то внеположным себе. Кем-то таким, кто страстно мечтает прижать к своей груди каждого ленивого тупицу, дать ему покой и блаженство. Они не хотели, а может, и не могли уяснить себе, что никто ничего за них не сделает, что им придется самим прилагать усилия — и что все их беды и невзгоды суть дело их собственных рук.

Фантастика сменяется мистикой. Нам неожиданно показывают ангелов и Рай, начинаются странные намеки на жертвенность Человека с Марса, и финальный аккорд просто сражает напрочь - наш инопланетянин оказывается... архангелом Михаилом! Я не шучу. Это финал всей истории.

Будь у меня в этот момент в руках бумажная книга, я бы выкинула ее в окно. Так что с уверенностью могу сказать, что "Чужак в чужой стране" прочно вошел в ряд книг, при разговоре о которых я начинаю орать и исходить пеной. Последний раз такую бурю эмоций у меня вызвала последняя часть "Ведьмака".

Но это мой личный вкус. У книги достаточно премий и поклонников, так что решайте сами читать или нет.

"Звездный десант"

обложка первого издания
обложка первого издания

"Звёздный десант" (англ. Starship Troopers, журнальный вариант назывался Starship Soldier; на русском языке выходил под названиями — "Звёздная пехота", "Звёздные рейнджеры", "Космический десант", "Солдаты космоса") — научно-фантастический роман Роберта Хайнлайна, опубликованный в 1959 году. На Западе обычно относится к жанру боевой фантастики.

Эту отсылку я нашла далеко не сразу. В отличии от предыдущих, достижение не передает название книги полностью, а только упоминает планету из этого романа. Клендата - родина "жуков", с которыми воюет Федерация.

-7

Сюжет:

Действие романа происходит в будущем, примерно через 700 лет от сегодняшнего дня, человеческое общество управляется мировым правительством Земной Федерацией, в которой доминирует военная элита. Общество изображается как богатое, а футуристические технологии сосуществуют с образовательными методами XX века. Права полноправного гражданина голосовать и занимать государственные должности не гарантируются повсеместно, но должны быть получены через прохождение Федеральной службы, которая обычно принимает форму военной.

Землю атакует страшный враг — цивилизация разумных насекомых. Понять их, договориться с ними невозможно — остается только уничтожать, пока не уничтожили тебя. И только если ты перенес эту боль, эти лишения — ты получаешь право решать за других. "Я пытался выявить… некую фундаментальную основу поведения человека, и я пришел к выводу, что единственная основа, которая не требует бездоказательных предположений, — это вопрос выживания", — так обозначил Хайнлайн главную тему "Звездного десанта" в письме другому классику, Теодору Старджону.

Личное мнение и спойлеры по сюжету

Помните о том, что Хайнлайн служил на флоте? Так вот "Звездный десант" - это та самая история про армию, где флот заменен на космос. Муштра, учения, полковые будни - всё это абсолютно обычное и вообще не понятно, на кой черт тут прикручена фантастика, от которой скафандры да жуки.

— Позволь тебя просветить, сынок. В нашей армии только два размера: слишком большой и слишком маленький.

Сюжета как такового нет, ни один герой толком не запоминается и всё сливается в серое пятно, которое и оканчивается ничем. Хайнлайн втюхивает на страницы этого романа всё, что он думает о службе и войне, а когда мысли заканчиваются, он сворачивает книгу на полуслове.

Война — не насилие ради насилия и не убийство ради убийства. Война — это насилие контролируемое, ради достижения цели. Цель войны — подкрепить решения нашего правительства силой. Враг не должен умереть лишь по той причине, что он нам не нравится. Нет, он должен сделать то, чего мы от него хотим. И выбор цели, как и способа применения силы, зависит не от нас с тобой. Не солдат решает, когда, где и как — или за что — ему сражаться; за него это делают политики и генералы. Политики определяют для чего и сколько, а генералы берут под козырек и сообщают нам где, когда и как. Мы обеспечиваем насилие, а другие люди, которые себя называют умными и опытными, обеспечивают контроль. Такой вот порядок. И лучшего ответа на твой вопрос у меня нет.

Как военная проза - это слабо. Как фантастика - никакое. От своих мужчин и знакомых я слышала рассказы и поинтереснее. О военных романах и говорить нечего. Даже едва начатая "Уловка-22" кажется мне в сто раз интереснее, чем это целое произведение.

Граждане — а таковыми считались все без исключения — восхваляли свои мифические права, но напрочь утратили представление об обязанностях.

Из плюсов - читается легко и сбивает пресный привкус "Чужака". Есть пара интересных мыслей. Для себя больше ничего интересного не нашла.

Есть одноименный фильм, но пишут, что от книги только идея, так что смотреть я его не стала.

Так же я абсолютно уверена, что эта отсылка как будто тоже про "Десант".

-8

Жуки не такие, как мы. Псевдоарахниды даже на пауков не похожи, они членистоногие. Кажется, только воображение психопата могло породить этих разумных чудовищ. По своей организации, как психологической, так и экономической, они ближе к муравьям или термитам.

Кстати, вообще похоже, что Рой отчасти вдохновлен именно этой книгой.

"Дети Мафусаила"

обложка первого издания
обложка первого издания

-10

ети Мафусаила" (англ. Methuselah’s Children) — научно-фантастический роман Роберта Хайнлайна, входящий в цикл "История Будущего". Первоначально представлял собой цикл новелл, которые в 1958 году Хайнлайн связал в роман, вышедший в том же году отдельным изданием.

В 1997 году роман помещён в «Зал славы» литературной премии «Прометей» как «классический научно-фантастический роман, пропагандирующий идеи либертарианства.

Сюжет:

Основа сюжета — история борьбы за свои права особой группы человечества — Семей Говарда. Миллионер Айра Говард, умерший в XIX веке от преждевременной старости, основал Фонд, который финансировал селекционные браки людей, имевших в роду долгожителей, с целью вывести биологический вид людей, способных прожить несколько столетий, практически не старея. Первые дети, родившиеся от браков, поощряемых Фондом Говарда, появились на свет в 1875 году. До XXII века они держали своё существование в секрете, меняя адреса и имена, но часть членов Семей в 2125 году потребовали раскрыть тайну, полагая, что земное общество готово принять их. К тому времени уже были говардианцы, прожившие 150 и более лет. Через 11 лет, однако, начинается массовая истерия, после чего хрупкая демократическая система готова рухнуть, поскольку общество требует "вырвать" у говардианцев тайну "вечной жизни": никто не поверил в кропотливую селекционную работу.

Мафусал или Мафусаил — в Библии, один из праотцов человечества, сын Еноха, потомок Сифа; был дедом Ноя (Быт. 5:21-27). Прославился своим долголетием: он прожил 969 лет, став старейшим из людей.

Личное мнение и спойлеры по сюжету

В этом романе автор подбирает собственную брошенную мысль из "Чужака" о том, как общество отреагирует на людей, лишенных болезней и старости. Ответ Хайнлайна дважды неутешителен - попытается уничтожить.

К сожалению, все недостатки того романа "Дети" прихватили тоже. Мы имеем сомнительные объяснения технологий, резиновый корабль, финты ушами с мистическими "богами" и абсолютное отсутствие смысла.

- Мэри, комитет — это единственная известная форма жизни с сотней желудков и без малейшего намека на мозг.

Вместе со всем этим Хайнлайн и притащил свои любимые типажи незапоминающихся героев:

  • авторитетный старик со скверным характером, который не любит раздеваться, даже когда все голые - Лазарус Лонг;
  • девицы;
  • суровый представитель власти, которого быстро прогибают;
  • гениальный техник;
  • массовка, обожающая старика;
  • сомневающиеся;
  • враждебное общество.

Народ настолько однотипный, что я даже не стала придумывать новые лица героям.

События же поражают воображение. В негативном смысле.

Долгожители бегут, улетают, снова летят и опять убегают, а так как острых тем особо в романе не поднимается, диалоги напичканы терминами и техническими подробностями, которые читателям в целом до одного места.

— Но, Лазарус, причинность — всего лишь абстракция, слабо отражающая реальное положение дел. Явление просто существует. А причинность — это постулат старомодной донаучной философии.

Фантастичнее всего, конечно, стало, когда с лёгкой руки автора корабль, рассчитанный на максимальную загрузку в 20 тысяч человек, вместил аж 100. Я так не веселилась с тех пор, как у Стругацких герой залез на гору и увидел чуть ли не весь континент.

От обычного межпланетного корабля «Новые Рубежи» отличали прежде всего гигантские размеры. По существу это был целый город, рассчитанный на размещение в нем со всеми удобствами двадцати тысяч человек, что позволило бы первоначальному экипажу из десяти тысяч человек увеличиться вдвое к моменту прилета на Проксиму Центавра.
Но, как бы велик ни был корабль, сто тысяч человек чувствовали себя в нем слишком тесно.

И вся эта орава умудрилась болтаться в космосе несколько лет до первой остановки. Тут уж автор сел на своего любимого конька и подвез телепатов, богов и телекинез. Читать все это без иронии стало совсем невозможно. Ни характер сил обитателей новой планеты, ни происхождение их богов, конечно, объяснять никто не будет. Просто неведомая сила запустит наших героев в космос. Да не абы куда, а в настоящий рай, где картошка фри зреет на деревьях, не надо носить одежду, нет работы да и собственное тело и личность в целом не нужны.

Но самое разительное отличие людей от аборигенов коренилось даже не в уровне научного развития. Существовало несходство, имевшее совершенно принципиальный характер.
Они не были индивидуальными существами.
Ни один из аборигенов не являлся носителем отдельной индивидуальности. Их индивидуумы состояли из нескольких тел. У них были групповые «души». Основным звеном их общества были телепатически единые группы, объединяющие множество членов. Количество тел и интеллектов, составляющих одну индивидуальность, доходило до девяноста и никогда не бывало менее тридцати.

Конечно, настоящие люди не могут позволить себе ничего не делать и решают отправиться домой, где можно судиться за собственность, иметь деньги и все такое прочее. В общем толкового объяснения почему героям так понадобилось вернуться на Землю, где их недавно поднимали на вилы, не будет. Просто землян тянет к земле. Кстати, на эту концепцию автор тут же наплюет в следующем романе серии, где с Земли все разберутся, как тараканы. Какая ирония.

То ли я не понимаю глубинных смыслов всего этого, то ли философия действительно "тухлая", но "Дети Мафусаила" не оставили во мне ровно никакого следа.

"Достаточно времени для любви"

обложка первого издания
обложка первого издания

-12

остаточно времени для любви, или Жизни Лазаруса Лонга" (англ. Time Enough for Love: The Lives of Lazarus Long) — научно-фантастический роман Роберта Хайнлайна. В 1973 году номинировался на премию "Небьюла". В 1974 году номинировался сразу на премии "Хьюго" и "Локус". В 1998 году внесён в Зал славы премии "Прометей".

Сюжет:

Роман обладает нелинейным сюжетом, фактически он состоит из нескольких самостоятельных повестей и рассказов, объединённых единой канвой. Главный герой — старейший представитель человеческой расы — Лазарус Лонг, проживший на момент действия романа более 2000 лет (действие обрамляющей сюжетной линии разворачивается в 4325 земном году, Лазарус Лонг — Вудро Вильсон Смит, родился в 1912 году). Структура текста выстроена как симфоническое произведение, начинаясь прелюдией. Контрапункт прерывается двумя интермедиями, а также семнадцатью «вариациями на тему». Роман завершается кодой, её четыре главы обозначены нотной записью.

В одной из рецензий «Достаточно времени для любви» характеризуется так:

Роман изобилует ненужными подробностями, интересные истории, приправленные потрясающими авторскими наблюдениями, сменяются пресными «малоподвижными» данными из повседневной жизнедеятельности, втискиваются какие-то невнятные сюжетные линии. Это бьёт по ритму, заставляя скучать и «посматривать на часы». Треть романа — просто омертвевшая плоть, что должна безжалостно отсекаться автором во время редакции. Но увы.

Личное мнение и спойлеры по сюжету

Это произведение можно считать прямым продолжением предыдущего. Причем буквально. С нами снова Лазарус Лонг - авторитетный старик со скверным характером, у которого много девиц, которых не отличишь друг от друга, и который не любит раздеваться, даже когда все голые, а так же:

  • горячая медсестра;
  • авантюрист, что за ней ухлестывает;
  • барышня, которая создает с ними внезапный треугольник;
  • девицы;
  • суровый представитель власти, которого быстро прогибают;
  • гениальный техник;
  • массовка, обожающая старика;
  • сомневающиеся;
  • враждебное общество.

И если что - я опять не шучу. Хайнлайн, как Виктор Пелевин, пишет один роман с разными названиями, но одинаковыми героями, и его части фиг отличишь друг от друга.

Сварливый старикашка-всезнайка, вокруг которого вьется толпа молоденьких женщин, что мечтает залезть ему в трусы, надоел мне ещё в первой части, но кормить читателя этим образом три романа подряд - это уже перебор.

Как и в "Чужаке", герои безостановочно и бессмысленно прыгают друг другу в постели, не любят одежду, не заморачиваются моногамией и заодно обычной логикой.

И все это пытаются подать под соусом, что всем этим людям немного за 300 лет.

— Оставь это, приятель. Старость — не добродетель, она просто не сразу приходит.

Если по мнению Хайнлайна человек в 2000 лет такой же тупой, как в 20, то, пожалуй, долголетие скорее наказание, чем благо. Ни в одном из героев не чувствуешь возраст и воспитание 5-10-20 детей. Они плодятся, как кошки, и даже не помнят, как там этих детей зовут и не поддерживают связь. Не мудрено, когда у одного из героев 100 детей и 400 внуков!

- Айра, возраст не приносит мудрости. Часто он всего лишь преобразует простую глупость в раздутое тщеславие.

Сам по себе роман построен по принципу задушевных бесед Лазаруса с потомками, которые не дают ему отойти в мир иной. Лазарус рассказывает свою жизнь вперемешку с байками, в которых Хайнлайн по старой привычке просто вписывает страницы собственной биографии, причем так топорно, что остаётся только удивлённо пожимать плечами.

Помните истории из армии в "Звёздном десанте"? Так вот остатки строевой жизни дочитаете в "Вариации на тему II". Кстати, если вас заинтересовало в описании "симфоническое произведение", то, извините, нас всех надули. С таким же успехом можно было назвать это все "главами" или отбить абзацем - смысла в этом ровно ноль.

...через столько лет трудно отличить истинное воспоминание от воспоминания о воспоминании об истинном воспоминании.

Роман действительно представляет собой несколько рассказов, объединенные общей канвой. Но все эти рассказы омерзительны. Дабы не вдаваться в подробности, их можно назвать общим понятием "влажные фантазии". Мир светлого будущего Хайнлайна - это вечное скитание по диким планетам, женщины, сменяющиеся, как перчатки, и дети, которых эти женщины производят на свет каждые 9 месяцев без передыху.

...девушка, на которой я собирался жениться, вышла замуж и уже завела ребенка. Стоит ли удивляться: ведь я провел целых два года за пределами Единогласия. Но драмы не было; в конце концов, мы уже жили с ней в браке около ста лет назад. Старые друзья. Я поговорил с ней, с ее новым мужем, а потом женился на одной из ее внучек: той, что происходила не от меня. Конечно же, обе девочки были из Говардов: и Лаура, и моя очередная жена из Семейства Фут. Минерва, мы были отличной парой: Лауре двадцать, а я свеженький, после омоложения, выглядел чуть старше тридцати. И у нас было сколько-то там детей... кажется, девять. Через сорок с небольшим лет я ей надоел и она захотела выйти за моего 5-го/7-го кузена Роджера Сперлинга. Меня это не опечалило: я уже начал метаться, как деревенский сквайр. В любом случае, если женщина хочет уйти, не надо ее удерживать. Короче, я присутствовал на их свадьбе.

Лазарус Лонг, как Джеймс Бонд, вызывает всеобщий восторг всех без исключения женщин: от детей до компьютерных программ. С каждым новым "браком" на страницах хочется помыться, потому что каждый из них еще отвратительнее предыдущего.

Ах да! Хайнлайн, к счастью, очень любил подробности и рассказал нам, дамы, все о нашем организме! Наконец-то научная фантастика достигла темы, как правильно рожать и от чего болит живот.

И если она плохо себя чувствовала, то помалкивала. Возможно, все и было в порядке: сама Дора не испытывала недомогания во время менструации, и никто из нас не говорил девочкам о том, что этого можно ожидать. Стараясь не растекаться мыслью, воздержусь от комментариев относительно той теории, которая утверждает, что подобное недомогание обусловлено воспитанием. Я не думаю, что в этом вопросе имею право на собственное мнение... лучше спроси у Иштар.

Эту тему Хайнлайн педалирует с особым смаком:

Я выдал ей жестянку с прокладками, она была в аварийном комплекте и, должно быть, пролежала там лет двадцать, — я и не подозревал, что там есть такое.
Она попросила меня открыть, и мне пришлось открыть коробку для нее — ни она, ни брат не умели этого делать. Крохотные эластичные трусики, оказавшиеся в наборе, восхитили Ллиту, и она часто носила их, когда хотела «приодеться».

Да здравствует мир будущего, где люди могут сделать собственного клона другого пола, но все еще не додумались ни до чего получше жестянки с прокладками!

В общем, это полный кошмар. Ничего другого, кроме как слово "графомания", просто не приходит мне в голову. Это скучно, неоригинально, отвратительно, с излишними подробностями, самоповторами, часто бессодержательно... Продолжать не буду. Опять же, как роман о жизни героя - это слабо, как любовный - не хватает "пещер" и "жезлов", как фантастический - нет космоса и технологий. Даже для "бытового" он слишком скучный. Нельзя на серьезных щах читать 15 страниц, где герои обращаются друг к другу "дорогая" и "любимейший". Даже "Махабхарата" после этого опуса воспринимается документальной прозой.

Признаюсь, я бросила читать где-то на 70%. Вот одно из последнего, что меня добило:

Да, это занятие всегда было у нас на первом месте, потому что Дора в семьдесят лет оставалась такой же пылкой, как и в семнадцать.

Справедливости ради, я не жалею, что бросила. Книгу я "дочитала" в википедии. И вот, что она говорит:

Заключительная часть романа сюжетно не связана с предыдущими. Желая испытать новые ощущения, Лазарус принимает участие в эксперименте с перемещениями назад во времени, и решает посетить свои родные места в 1919 году. Ошибка в расчётах приводит его в 1916 год — накануне вступления США в Первую мировую войну. Попав в родительский дом (маленькому Вудро Вильсону Смиту было тогда четыре года), Лазарус влюбляется в собственную мать. Чтобы сохранить её достоинство и отвести подозрения собственного деда, он вербуется в армию. Смертельно раненый на Западном фронте, он был подобран и спасён своими потомками с Тертиуса. Роман кончается словами: «Ты не можешь умереть».

Такое вот вышло "космическое" путешествие. Надеюсь, мои муки с Хайнлайном оправданы появлением на свет этой статьи.

Да, Хайнлайн - признанный автор с множеством премий и фанатов, и его вклад стоил того, чтобы стать источником такого множества отсылок... но это опредленно не мой формат. Даже деля впечатления на разность эпох и, по-видимому, прорывной взгляд Хайнлайна на многие вещи, для меня его романы прочно ушли на дно личных впечатлений и пойдут в них нижней отметкой.

Теперь мне срочно надо закинуться хорошей литературой, чтобы очистить сознание от этих картин "счастливого будущего".

Источники: