Ученые ОмГТУ открыли новый способ изготовления авиадеталей с минимальными погрешностями. Какие преимущества даёт новая разработка российских учёных производителям авиационной техники? И в чем ее секрет?
Максимальная точность
В авиастроении малейшая неточность при изготовлении деталей недопустима. Ведь этим изделиям предстоит работать в критических условиях, испытывая огромные перегрузки, давление и механические воздействия. Малейший дисбаланс может создать огромную проблему, когда двигатель разгоняется до рабочих оборотов, поэтому любая ошибка становится непростительной. Именно поэтому в этой отрасли такой строгий контроль качества за выходной продукцией, и, как следствие, достаточно много брака, несравнимо больше, чем в других отраслях.
Однако вскоре ситуация может измениться. Учёные Омского государственного технического университета (ОмГТУ) разработали уникальную математическую модель, которая позволит продвинуть точность обработки авиационных деталей до пределов, недостижимых современными методами контроля качества. Это поможет значительно увеличить выход годной продукции.
Стремясь уменьшить вес авиационных компонентов, производители всё чаще используют лёгкие, но прочные материалы, такие как титановые и алюминиевые сплавы. Однако обработка таких изделий представляет серьёзную технологическую сложность. Их низкая жёсткость приводит к высокой доле брака в производстве. Чтобы минимизировать этот показатель, приходилось существенно снижать скорость изготовления, что неизбежно сказывается на общей производительности.
Самолеты станут дешевле и безопаснее
«На основе этой информации мы создали математическую модель, которая позволяет рассчитать оптимальные режимы обработки для каждой детали, сократить количество бракованных деталей и повысить производительность труда. В конечном счете, разработка поможет сделать авиаперевозки более доступными и безопасными», — поделился Григорий Нестеренко, доцент ОмГТУ (источник: omgtu.ru).
Исследование решает проблему прогнозирования возможных погрешностей при создании деталей. Это позволяет заранее вносить правки в проект, что значительно уменьшает вероятность брака.
Таким образом, разработанная модель поможет повысить производительность производства и сделать авиаперевозки более доступными и безопасными. Ведь малейшая ошибка при изготовлении деталей авиадвигателей может обернуться серьёзными последствиями, а новый метод позволит свести этот риск к минимуму.
«В будущем ученые планируют с помощью разработанной математической модели и пакетов прикладных программ произвести визуализацию процессов изменения формы и размеров нежестких деталей и качественную и количественную оценку возникающих погрешностей. Это позволит исключить брак на этапе подготовки производства. Визуализация процесса позволит выявить элементы дисков, которые в большей степени подвержены короблению и потере формы», — пишет сайт ОмГТУ (источник: omgtu.ru).
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA