Древние египтяне тоже боялись змей. И за дело. Например, яд египетской кобры смертельно опасен. И именно ей принадлежало первое место среди обожествлённых египтянами змей, ведь обожествлять то, чего боишься – нормальная практика для людей.
Город Буто, который расположен в западной части Дельты, т.е. в Нижнем Египте (помним, Нижний Египет – на севере, т.е. наверху, Верхний – на юге, т.е. внизу), был центром поклонения богине-кобре Уаджит (у Коростовцева Уаджет). Сами египтяне так и называли город – Пер-Уаджит, т.е. «дом Уаджит».Чтобы вы понимали, эта богиня была покровительницей всего Нижнего Египта. Она и её коллега, покровительница Верхнего Египта – богиня-гриф Нехбет, упоминались в титулатуре египетских царей как «Обе Госпожи». Их совместное упоминание символизировало единство страны.
Объёмное изображение богини Уаджит в виде кобры помещалось на головной убор фараонов. Греки называли эту змею уреем, так её зовут теперь и историки.
Более того, изображение змеи использовался и в наборе иероглифов, которые обозначали само слово «богиня».
Ещё одна богиня-змея – Рененутет. Отвечала за плодородие, считалась богиней закромов. Это связано с тем, что змеи прочно ассоциировались с землёй.
Иногда даже сам бог земли Геб изображался со змеиной головой. В облике змея мог предстать даже бог Амон, которого египтяне соединили с солнечным богом Ра – наверное, самым известным египетским богом.
Но у египтян к змеям было двойственное отношение. Они не были, как, например, кошки, священными животными. Змей можно было убивать при необходимости. К тому же змеи часто олицетворяли силы зла.
Настоящая звезда тёмных сил – змей-демон Апоп. Каждую ночь он вступает в противоборство с солнечным богом Ра, который плывёт на лодке по подземному Нилу. Солнечный бог побеждает его и вновь выходит из подземного мира. Так наступает новый день.
Примечательно, что в противоборстве с Апопом Ра помогают змеи: Мехен (Мехнет, Мехента), который извивается вокруг солнечного бога и вокруг его головы во время его ночного путешествия на ладье по Дуату (подземному / загробному миру), и Нехебкау. Вот его образ невероятно сложен. Он – и один из судей над усопшими, и податель пищи в загробном мире, и божество плодородия. Но самое интересное, что он – змей изначального времени, который соединяет вместе все ка (души-двойники) и считается ка каждого бога. Его образ даже сближался с образом Атума как прародителя богов. Вот так-то.
Итак, бросается в глаза, что опасаясь змей и даже убивая их, египтяне не приписывали им однозначно отрицательной природы. Налицо противоречие, которое абсолютно нормально для ранних форм религий. Главное, что змеи загадочны, грозны, а следовательно, велики. А со знаком плюс или минус – дело уже второе.
Автор: Иван Бирюков
Лит.:
- Карлова К.Ф. Боги и демоны Древнего Египта.: в царстве великого солнца. – М.: издательство АСТ, 2024. С. 13, 20, 21, 55, 86, 97, 164, 229–232.
- Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1976. С. 23, 24, 28.
- Мифы народов мира: энциклопедия.Т.1. А–К / гл. ред. С.А. Токарев. – М.: Советская энциклопедия, 1991. С.96, 267, 468–470.
- Мифы народов мира: энциклопедия. Т.2. К–Я / гл. ред. С.А. Токарев. – М.: Советская энциклопедия, 1992. С. 378.
- Мюллер М. Египетская мифология / пер. с англ. Г.В. Бажановой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. С. 46, 71, 140, 141, 176.
- Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1986. С. 299, 313.