С усилением и цифрофизацией налогового контроля все больше и больше бухгалтеров жалуются на увеличение «писем счастья» от налоговиков. Это и требования по результатам камеральной проверки, и по «встречке», и, особенно возросло количество требований вне рамок налоговой проверки.
Но всегда ли требования ИФНС правомерны? На практике больше половины требований, получаемых налогоплательщиками составлены с ошибками.
А ведь как отмечает сама ФНС, требование о представлении документов является ненормативным правовым актом, который устанавливает обязанности для проверяемого лица. Неправильно составленное требование возлагает на налогоплательщика обязанности, не предусмотренные НК РФ, и тем самым нарушает его права.
Да и налоговый кодекс дает нам полное право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Поэтому, если вы получили требование, которое содержит неточности или нарушает ваши права, не стоит мириться с этим, нужно отстаивать свои права.
Вот некоторые из самых распространенных ошибок, которые допускают налоговики в налоговых требованиях:
Расхождение данных в требовании и поручении по «встречной» проверке контрагента
Пример из жизни.
Компания «Х» получила требование по «встречной» проверке в отношении своего контрагента «У». В требовании, выставленном налоговой, в которой зарегистрирована компания «Х», указано, что в отношении контрагента «У» проводится проверка по налогу на прибыль за последние три года, а в поручении, выставленном ИФН, в которой зарегистрирован контрагент «У» указан иной период (один налоговый период)
Не конкретизированы ошибки
Например, часто в требовании налоговиков указано: «выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями», но сами ошибки и противоречия не прописаны.
Несоблюдение сроков выставления требования
Налоговые частенько «опаздывают» с выставлением требования, то есть пропускают сроки выставления требования, которые установлены законодательно в надежде на то, что налогоплательщики их не заметят или просто не знают.
Нарушение процедуры выставления требования.
Например, требование поступает неформализованным письмом. И это как раз логическое продолжение предыдущего пункта.
Когда налоговики пропускают срок выставления требования, допустим, по камеральной проверке, то система не дает возможность выставить требование официально. Тогда инспекторы идут на такие уловки, надеясь на незнание налогового законодательства налогоплательщиком, и что последний предоставит все необходимы пояснения или документы.
Истребование документов, не относящихся к предмету проверки
Вот еще пример из практики. Компания получила требование налогового органа о представлении документов в связи с проведением камеральной налоговой проверки, связанной с возмещением НДС.
В требовании указан следующий перечень необходимых документов: главная книга по всем счетам, договоры купли-продажи за указанный период, договор аренды помещения, акты ввода в эксплуатацию ОС.
Эти документы никак не относятся к основаниям налоговых вычетов, прописанных в статье 172 НК РФ.
Помимо указанных выше примеров, зачастую инспекторы неправильно указывают сумму налоговой задолженности, повторно требуют уже запрошенные ранее документы, неверно указывают ссылки на законодательные нормы и многое другие.
Как защитить свои права при получении требования с ошибками?
Внимательно изучите требование!
Проверьте все данные на правильность и соответствие законодательству.
Помните!
Вы имеете право не выполнять неправомерные действия налоговых органов. Не бойтесь отстаивать свои интересы!
Важно!
Не откладывайте решение проблемы на потом. Своевременное реагирование на ошибки в налоговых требованиях позволит вам защитить свои права и избежать нежелательных финансовых последствий.
Поэтому сейчас самое время проработать на практике самые частые ошибки в налоговых требованиях и научиться достойно и уверенно отвечать на неправомерные акты налоговиков на курсе-практикуме Налоговый контроль и налоговая безопасность бизнеса. Оптимизация налогообложения
Ознакомиться с учебной программой можно по ссылке
Обратитесь к нашим экспертам: они помогут вам оценить правомерность требования и подготовить компетентный ответ.