В нейропсихологии выделяют три основных синдрома, в рамках которых отмечаются трудности письма:
1. Слабость функций III блока мозга
Некоторые ошибки представлены на фото выше.
Какие ошибки наблюдаются?
- ребёнок пропускает буквы, вставляет лишние буквы, слоги, слова;
- повторяет предшествующие элементы букв, слогов, слов (ледоход-ледоходох);
- предвосхищает последующие буквы, слова (на дереве - да дереве);
- производит «слипание» слов (на столе лежит - настолежит);
- забывает ставить точки в конце предложений, забывает писать прописную букву в начале предложений;
- делает «глупые» орфографические ошибки.
2. Слабость левополушарных функций II блока мозга
Какие ошибки наблюдаются?
- смешивает и заменяет звуки, которые близки по звучанию (глухие – звонкие, твердые – мягкие б – п, з – с, рь – р);
- смешивает звуки, которые близки по произношению (ж – з, т – п, т – к, т – н);
- смешивает буквы, близкие по написанию (у —и, щ – ш, ж – х).
3. Слабость правополушарных функций мозга
Какие ошибки наблюдаются?
- не делает отступы в начале строки, игнорирует поля, смешает текст вправо;
- с трудом удерживает строку;
- пишет буквы зеркально;
- пропускает гласные, в том числе ударные;
- нарушает порядок букв в словах;
- наклон, ширина, высота букв непостоянны;
- путает близкие по написанию буквы.
При наличии подобных трудностей, следует организовать нейропсихологическое сопровождение, с упором на развитие слабых функций.
О том, как преодолеть данные трудности расскажем далее.
✍️Как корректировать проблемы с письмом?
Если вы отметили, что у ребенка доминируют трудности из пунка 1 (синдром слабости функций III блока мозга), основной упор при организации нейросопровождения следует сделать на:
- развитии функций программирования и контроля произвольных действий;
- развитии функций серийной организации движений и речи.
Какие упражнения/методики использовать?
1️⃣Организовать комплексное нейропсихологическое сопровождение.
Так как слабость одного звена функциональной системы письма приводит к «обкрадыванию» других звеньев.
Сейчас доступны варианты занятий с нейропсихологом онлайн.
2️⃣Задания, которые направлены на развитие произвольного внимания, умения переключаться, планировать в уме свои действия:
- стоп-упражнения, выполнение определенного действия по условному сигналу;
- игры на внимание и память;
- шифровки;
- настольные игры с правилами
И т.п.
3️⃣Задания, для развития серийной организации и последовательности движений (в том числе и графических)
- упражнения с одновременной сменой положений рук по сигналу;
- нанизывание бус в определенной последовательности;
- выполнения последовательности движений, с увеличением темпа;
- одновременное выполнение различных действий обеими руками;
- рисунки двумя руками одновременно;
- повтор серии узоров;
И т.п.
Если вы отметили, что у ребенка доминируют трудности из пункта 2 (слабость левополушарных функций II блока мозга) то эта информация прежде всего для вас!
❌ Ребёнок испытывает проблемы выбора близких элементов.
Таким образом, упражнения должны строится сначала вокруг выбора среди далеких элементов ➡️ к выбору среди близких элементов.
Какие упражнения/методики использовать?
1️⃣Организовать комплексное нейропсихологическое сопровождение.
Так как слабость одного звена функциональной системы письма приводит к «обкрадыванию» других звеньев.
Сейчас доступны варианты занятий с нейропсихологом онлайн.
2️⃣При слабости обработки слуховой информации:
- развиваем слухоречевую память;
- прорабатываем звуковой анализ с внешними опорами
Важна последовательность!
1. Начинаем с сравнения слов, которые отличаются друг от друга наличием/отсутствием одного звука:
Рис – риск
Пол – полк
…
2. Учимся дифференцировать слова, различающиеся далекими по звучанию, непохожими друг на друга звуками
Сок – бок
Сок – соль
Кот – рот
Жук – лук
…
3. Учимся дифференцировать слова, звуки которые различаются только по одному признаку
Дом – том
Палка – балка
Суп – зуб
Кора – гора
Упражнение «Испорченное эхо»
1. Ведущий кидает ребенку мяч и говорит «бочка»
2. Ребенок ловит мячик, говорит «почка» и возвращает мячик ведущему
3. Ведущий кидает мячик и говорит «балка»
4. Ребенок отвечает «палка»
- Сначала для работы отбирается
одна пара звуков, например б – п, далее д-т, г-к и т.д.
- Сначала целевая фонема стоит в начале слова, затем в конце или в середине.
- Важно довести упражнение до автоматических ответов.
3️⃣При слабости обработки кинестетической информации:
- развиваем пальцевой праксис, мелкую моторику;
- задействуем разные модальности, фиксируем образ букв и слов.
Особое внимание уделяется взаимодействию слуховой и кинестетической модальностей с опорой на написанные слова.
Здесь важно совершенствовать межмодальный перенос. Данному процессу посвящен блок 1 комплекса «Память по законам мозга».
❗️При слабости одной из модальностей (слуховой / кинестетической) необходимо работать над обеими, чтобы развивать и слабое звено, и звено, которое может быть компенсирующим.
Если вы отметили, что у ребенка доминируют трудности из пункта 3 (слабость правополушарных функций головного мозга) то эта информация прежде всего для вас!
❌Ребёнок испытывает трудности при обработке зрительно-пространственной информации.
Таким образом, следует использовать упражнения с действиями в пространстве во внешнем плане.
Какие упражнения/методики использовать?
1️⃣Организовать комплексное нейропсихологическое сопровождение.
Так как слабость одного звена функциональной системы письма приводит к «обкрадыванию» других звеньев.
Сейчас доступны варианты занятий с нейропсихологом онлайн.
2️⃣ Формируем пространственные представления.
Начинаем с уровня собственного тела. Задания для отработки ориентировки на уровне тела представлены в блоке «Собираемся в полет» из Винейро сборника.
Важно автоматизировать ориентировку на уровне тела, чтобы далее переходить на ориентировку относительно предметов, пространства листа.
3️⃣ Облегчаем ориентировку на листе тетради.
Выделяем поля, иногда требуется выделить рабочую строку.
Лучше выбрать тетради с разлиновкой - строчки с редкой косой линейкой.
В начале четко дается инструкция, где следует начинать писать.
4️⃣ Облегчаем ориентировку при написании букв.
Закрепить верную ориентацию букв можно следующим образом: например, ребёнок пишет букву «д» и рядом рисует стрелку вниз⬇️, что помогает зафиксировать правильную ориентацию буквы.
5️⃣ Анализируем написание каждой буквы.
➡️Выясняем вместе с ребенком, какое кол-во букв выходят за строчку вниз (д, у, з, о, ф), какое кол-во букв выходят за строчку вверх (б, в).
➡️Какие буквы имеют маленький хвостик (ц, щ). Сравниваем между собой выходящие за строку элементы у букв «ц» и «у» и т.д.
➡️Определяем, какие буквы смотрят в начало строки - налево (э, я, з…), какие смотрят в конец строки - направо (е, к, р…) - преодолеваем зеркальность.
6️⃣ Развиваем межполушарное взаимодействие.
➡️на уровне одновременных и реципрокных движений (упражнения содержатся в блоке «Двигательные упражнения» комплекса)
➡️на уровне рук (упражнения содержатся в блоке «Кинезиологические упражнения»комплекса)