Культура Китая отлична западной, европейской, от всякой другой. Она развивается эволюционно, постепенно, подобно тому, как большому кораблю для разворота требуется много времени. Это не вспышка революции и не приступ инновационных открытий. Парадигма Китая – обращенность внутрь, к исследованию себя, своего прошлого, его постоянная переработка и усовершенствование. В Китае говорят, что прошлое – впереди, ведь мы его уже видели и знаем. Позади как раз будущее. Поэтому китайская культура, наука, достижения – непрерывная череда преемственности опыта и знаний. Они обращены вовне только постепенно и в связи с постоянным расширением, глобализацией, свойственной вообще всей планете в наши дни.
Даже карта Китая издревле ставила его в центр мира, все остальные государства были периферией. Матрешка и пельмени – изначально символы именно Поднебесной – тоже об этом образе периферии вокруг центра. Последний пример – китайский шар в шаре, искусная поделка из слоновой кости.
Это не наступление вовне, не работа с громадной глыбой мрамора, с попыткой занять пространство воплощением идеи мастера. Это углубление внутрь, бесконечное устремление к центру, срединности, сердцу, точке, из которой все вышло. Вот эта концентрация на точке, постоянное усовершенствование уже существующего опыта – и есть китайская преемственность опыта предков.
Что же они передают друг другу и миру испокон веков (точнее, тысячелетий)?
Инстинктивно мы стремимся во-первых, сохранить себя сейчас, во-вторых, продолжить это сохранение как можно дольше. Китай – сейсмоопасная страна, поэтому уже в первом веке нашей эры учёный, математик и изобретатель Чжан Хэн придумал инструмент для измерения землетрясений, известное сегодня как сейсмограф. Он представлял собой большой сосуд из тонкой литой бронзы с крышкой. Вокруг сосуда на равном расстоянии друг от друга расположены восемь драконьих голов с бронзовыми шарами во рту.
Вокруг основания сосуда были помещены восемь соответствующих бронзовых жаб с широко открытыми ртами. Соответственно, если мяч толкнуть или встряхнуть, то он попадёт в пасть соответствующей жабы, а это своего рода служило предупреждением о том, что где-то произошло или происходит землетрясение.
Итак, с безопасностью и выживанием разобрались. Что дальше? В этом есть потрясающая ирония и тонкость – средство сохранения и передачи знаний, а именно бумага – была изобретена именно в Китае. Более того, бумага, как средство сохранения и передачи вообще всего – т.е. как упаковка для вещей – изначально применялась именно в китайском быту. Как и во всех других культурах, развитие чего бы то ни было шло от более сложных, трудоемких и тяжелых средств и материалов к более легким. Сначала записи и изображения китайцы сохраняли на глиняных табличках, кусках бамбука, коре, даже панцирях черепах. Но это было не только чересчур сложно и объемно, но и дорого. Изобретение бумаги примерно два тысячелетия назад придворным слугой Цай Лунем ускорило, упростило, облегчило и удешевило процесс обмена информацией и сохранения ее. При создании бумаги по-прежнему использовались все та же древесная кора, пенька, всевозможные старые ткани и нити, перемалываясь, прессуясь и высушиваясь до состояния плоских упругих пластов. Стало куда легче и проще, а значит, чаще и совершеннее обмениваться картами, рецептами, календарями, советами, законами, другой ценной информацией. Толкая науку и культуру вперед семимильными шагами.
В начале 8го века объединенные в многочисленные свитки такие пласты – листы бумаги с текстом и изображениями – составили книгу, для ускорения создания которой стали применять деревянные доски с уже заготовленными иероглифами. Такая штамповка – книгопечатание - информации опять же ее ускорила, упростила и сделала доступной для большинства.
Непрерывное развитие внутренней культуры требовало выхода вовне. И для укрепления позиций государства, как и выхода в «большой мир» отличную службу сослужило изобретение пороха в середине второго века нашей эры. Впрочем, помимо применения его в военных целях, порох играет значительную роль в ритуальных традиционных действиях. Здесь он выступает как средство отпугивания злых сил и демонстрации торжества добра и света, укрепления могущества и развития. Т.е. снова помогает передаче опыта прошлого из поколения в поколение.
Изобретенный примерно тысячу лет назад компас продолжает планомерное движение китайской культуры – во времени и в пространстве. Описание притягивания железа гематитом встречается в древних китайских трактатах, правда, порой как инструмент для гадания. Непосредственное применение в навигации позволило выйти Китаю на новый уровень. Исследование мира на «периферии» – по отношению к «центральному» Китаю – позволило Поднебесной еще больше углубиться в знаниях, науке, искусстве.
Лак, водяное колесо, арбалет, шелк, фарфор тоже изменили мир – визуально и технологически. Все, что мы видим из изобретений Китай сегодня – продолжение того, что непрерывно развивает Поднебесная уже которое тысячелетие. Это лишь постоянное обновление, апгрейд уже существующих навыков и успехов. А именно, ускорение, облегчение и удешевление транспортировки, производства, передачи и накопления энергии и знаний. Ведь это в Китае существует производство сетевого оборудования с самой высокой в мире эффективностью проводной передачи электричества и наименьшими потерями и отходами.
В Китае – самые высокоскоростные железнодорожные перевозки. И они же - первые в мире по протяжённости. В Поднебесной же - парки солнечных батарей для генерации электричества. А китайская компания BYD разработала новый железофосфатный аккумулятор, который более эффективен и невзрывоопасен. Китай планомерно расширяет свое влияние, «свою карту» по миру. Минуя крестовые походы, захватнические войны или экспансию. Китай завоевывает мир третье тысячелетие, делясь знаниями предков, снова и снова усовершенствуя и уточняя их. Словно мастер, вытачивающий китайский шар в шаре.
Юлия Милович-Шералиева