Рассказ историй – самый древний вид коммуникации разумных существ с планеты Земля. Отношения не складываются, когда история жизни человека вам не интересна, когда он не несёт в себе сюжет, требующий продолжения. Древний клан у костра собирался после тяжелого дня трудов и испытаний, чтобы услышать от старейшин легенды о предках, которые завещали им свою страсть к приключениям, свои подвиги и мечты о бессмертии - от героев Трои до рыцарей короля Артура.
Главный герой романа и фильма «Крупная рыба» Эдвард Блум (Юэн Макгрегор и Альберт Финни в начале и конце его жизни) стал идеальным рассказчиком, который передавал суть прожитых им мгновений, которые невозможно забыть или испортить сказочной фантазией. Он с юности не уставал открывать свой удивительный мир дерзаний и встреч, трудился во имя любви, радовался подаркам судьбы и не унывал, когда жизнь становилась суровой и непредсказуемой. Он был как отважный капитан, который, чтобы не утонуть в пучинах бурного моря, перевоплощался в огромного сома, несущего в себе мудрость веков и рыцарское благородство защитников правды и справедливости.
Самая могущественная богиня индуистского пантеона – великая Майя, Повелительница Иллюзий. Скрывая истинную природу явлений, она побуждает человека открыть их Тайну. Так рождается величайший дар человечества – стремление к Познанию. «Крупная рыба» - это загадка человека, поглощённого острым чувством любопытства, предельного интереса к людям и событиям, которые облекаются в его чистом как у ребёнка сознании в замысловатый узор историй, в которых он – главное действующее лицо, как и положено человеку, не зря проживающему свою жизнь. Он свободен от серого тумана обстоятельств. Он всегда раскрашивает мир в солнечный Спектр («Спектр» - название идиллического города-утопии из фильма). В своём воображении он рисовал жизнь, в которой ИНТЕРЕСНО. И его слушателям тоже было интересно, как и благодарным наследникам величайших рассказчиков истории – Гомера, Шекспира, Нострадамуса, барона Мюнхгаузена и Ходжи Насреддина. Не важно кем они были и были ли вообще. Их истории подарили им бессмертие, стали подарком для пытливых умов десятков поколений героев собственных романов.
Трагизм этой сказки в том, что сын Эдварда, Вилли Блум (Билл Крудал), этого величайшего фантазера с чистой душой и сильным духом был скептиком, который скучал всей своей маленькой жизнью до того момента, когда дар его отца не передался ему самому и он осознал символическую подлинность выдуманных Эдвардом историй, их самостоятельную силу вдохновения и эталонную доброту, растворенную в его отношениях к людям. По-настоящему понять отца могла только его мать. Она никогда не сомневалась в подаренной ей любви, похожей на поле любимых цветов. Он всегда был в её глазах романтиком, не способным на измену или даже какой-нибудь диссонанс, фальшивую ноту в его серенаде, посвященной единственной женщине на земле – Сандре Темплтон (Джессика Лэнг из «Тутси» и «Фрэнсис»).
Самым странным и грустным фактом для сына было то, что отец проработал всю свою жизнь коммивояжером и даже их дом был куплен на деньги его преуспевшего в жизни знакомого поэта Уинслоу (Стив Бушеми). Ничто в отце не свидетельствовало об экстраординарной личности путешественника с великаном Карлом (Мэттью Макгрори), каскадёра в бродячем цирке оборотня Эймоса Кэллоуэя (Дэнни Де Вито), разведчика на войне, спасающего девушек сиамских близнецов и, наконец, ловца царь-рыбы, Которую-Невозможно-Поймать. Обидно быть сыном неудачника, да ещё и смехотворного вруна, который портит свадьбу единственного сына дурацкими байками на публику. Наследнику без наследства надо было как-то перерасти стыдящегося своих родителей мальчика и стать сочинителем собственных историй, за правдоподобность которых он бы сам отвечал своей прожитой судьбой.
Недооцененный на «Оскаре», «BAFTA», «Золотом глобусе» и «Грэмми» фильм «Крупная рыба» нисколько не хуже «Форреста Гампа» по замыслу и исполнению. Но особое глубоко драматическое сходство у него с экранизацией Пэта О’Коннора «Выдуманная жизнь Эбботов» (1997), в которой сын не верил в чистоту и верность своей матери. Из-за «широты натуры» отца, Билл Блум тоже подозревал его в связи «на стороне» с загадочной женщиной-ведьмой (Хелена Бонэм Картер), на самом деле – влюбленной в Эдварда девочки Дженни из чудо-города «Мираж» («Спектр»). Жутковатая мистическая аллегория этой нежной дружбы-любви из детских снов девочки подростка в том, что стеклянный глаз несчастной старушки Дженни пророчески предвещает смерть детей, среди которых парадоксальным образом очутился и сам Эдвард, когда Дженни ещё не было на свете. Вселенская ведьма Майя здесь появляется из закулисья всех жизненных историй Сансары, заставляя нас признать праздник жизни как неповторимый подарок.
Рыба-Ихтис – древняя монограмма имени Иисуса Христа (греческий акроним «Иисус Христос Божий Сын Спаситель»). Новый Завет связывает символику рыбы с проповедью учеников Христа, из которых многие, в том числе апостолы Пётр, Андрей, Иаков Зеведеев и Иоанн были рыбаками. Иисус Христос называет своих учеников «ловцами человеков» (Мф. 4:19, Мк. 1:17), а Царствие Небесное уподобляет «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода» (Мф. 13:47).
Чистота помыслов и деяний – это нравственный идеал многих поколений истинных христиан, включая великих мистиков Веры катаров-альбигойцев («чистых сердцем»). В нашу эпоху вакханалии грязи и образов нечестия эта история как кислородная маска для старших и будущих поколений с призывом сохранить преемственность в главном – ПРАВЕ ОСТАВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ.