Беспилотные машины вскоре займут весь рынок пассажирских перевозок. Профессия таксиста уйдет в прошлое и рынок безработицы пополнится миллионами водителей, оставшихся не у дел. Примерно такое будущее пророчат нам футурологи и ярые адепты технического прогресса. Очень напоминает сакраментальное: «Ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет – одно сплошное телевидение».
Наверное, когда-нибудь беспилотные машины такси действительно отправят нынешних водил на пенсию или на биржу труда. Но мне почему-то кажется, что это случится далеко не в ближайшем будущем. Давайте разберемся в перспективах этих инновационных разработок. Роботизированные машины и вправду уже перевозят пассажиров в тестовых режимах. Но пока на очень ограниченной территории и с обязательным присутствием инженера-контролера на водительском сиденье. Эксперименты длятся годами, но до реального ввода в эксплуатацию еще очень далеко. И вот почему.
Давайте пофантазируем как робот будет реагировать на стершуюся дорожную разметку, повернутые ветром на 90 градусов дорожные знаки, сможет ли он обнаружить или предположить наличие залитых водой ям в асфальте, как он будет договариваться с охраной о пропуске под шлагбаум на закрытые территории, как будет протискиваться в тесных дворах, заполненных под завязку припаркованными машинами и разъезжаться со встречными? Как пассажир будет объяснять ему схему проезда через внезапные ремонтные препятствия по дороге? Как робота уговорить ехать побыстрее, когда опаздываешь на поезд, самолет или важную встречу? Еще интереснее, как робо-такси будет использовать встроенную навигацию в условиях работы средств радиоэлектронной борьбы, которые активно используют в центрах крупных городов.
Когда у нас зависает компьютер или телефон, подхватывает вирус или глючит – это все неприятно, но не смертельно. А если зависнет беспилотное такси на скорости хотя бы 60 км\час? Думаете, там будет идеальный софт от идеальных программистов?
Зато робот вряд ли сможет запретить курить в машине, распивать спиртное и слушать любой музыкальный трэш. Хотя видеонаблюдение в салоне будет сто процентов. Ну и с поездками за наличку придется распрощаться, разумеется.
Но даже, если допустить, что все программно-технические сложности будут преодолены, а дорожные условия приведены к идеалу, потребность в человеческом обслуживании пассажиров обязательно останется. Только будет стоить намного дороже. Как любой хэнд-мэйд по сравнению с конвейрной штамповкой. Так что таксисты пока могут не переживать. На их век работы и пассажиров хватит.