"Поработайте с дочкой, она много чего боится и очень скована, а впереди ОГЭ, ЕГЭ, поступление, взрослая жизнь".
В этой статье я на простых примерах покажу принцип работы со страхами.
На самом деле не так важно чего боится ребенок. Мысль, которую я хочу донести, она в том, чтобы
не избегать предмета страха
Что иногда делают родители?
Есть две крайности.
Избегание и обесценивание.
Избегание.
Ребенок боится собак- отходят на другую сторону улицы или перестают ходить в гости к друзьям с собаками.
Боится смерти - скрывают смерть близких, делают вид, что этого не существует.
Мамочка, а ты умрешь?
Ну что ты, малыш, никогда!
Сюда же страх выступления, выхода к доске, проявления в незнакомой компании.
Позже- страх отношений, близости, новой должности, начальника, нового проекта, вождения автомобиля.
Перечислять можно бесконечно.
Лучше не делать, не ходить, не водить, не выступать ...
Обесценивание: ну что ты, как маленький, это совсем не страшно!
Ребёнок не перестанет бояться, но может перестать делиться страхами.
Боятся все. Но чем больше со своим страхом знаком, чем чаще с ним встречаешься - тем меньше боишься.
Страх указывает на то, что надо просто больше узнать о предмете страха.
На примере собак,🐕
Да, собаки могут быть опасны (как и люди, и машины).
Говорю с пониманием, сама как-то подверглась нападению собак и перевернулась на машине. Но это не мешает мне любить собак и водить.
Что можно сделать:
- изучить ситуацию. Какие собаки опасны, а какие нет? На, что реагируют собаки? Как себя вести, если собака нападает?
- смотреть фильмы про собак (мультики, художественные и документальные фильмы)
- сходить в гости, где есть собака или на, выставку. Там есть хозяин, они обучены, это безопасно и интересно.
- сходить в приют для бездомных собак. Покормить, позаботиться о них.
По той же схеме: страх выступлений или вообще проявления себя на публике:
- Изучать разные техники воздействия на аудиторию,
- учиться настраиваться перед выступлением,
- пройти курсы ораторского искусства,
- слушать выступления опытных ораторов на Ютубе,
- смотреть фильмы на эти темы,
- больше выступать самому
С ростом количества информации и успешных случаев взаимодействия, страх будет снижаться.
Не замалчивайте страхи, ведь пока они есть, они управляют человеком и не дают проявляться, прорабатывайте свои (они тоже передаются детям).
Если эти способы не помогают, значит требуется более глубокая индивидуальная проработка с психологом.
И в заключение, хочу добавить категорию страхов, которые как
ориентир, что мне туда не надо.
Они про опасность.
Например:
- идти ночью по темному парку в опасном районе, и при этом для особого экстрима, надеть миниюбку,
- дразнить агрессивную собаку, лезть в пасть к зверю
- намеренно провоцировать человека с неуравновешенной психикой,
- Садиться в машину к незнакомцу, потому что пообещал что-то показать
- перевозить или употреблять запрещённые вещества,
- Бегать по краю обрыва,
- показывать сложные трюки без страховки и защиты
- прыгать с высокого моста на спор.
Это не о работе со страхами, это про отсутствие чуйки или глупую браваду.
Какие страхи есть у ваших детей, дорогие читатели? Самые распространенные могу разобрать.
Есть что-то, что вас пугает?