Идея целостности в психологии не один десяток лет бередит умы психологов-практиков, ученых-психологов, философов и простых людей.
Многие психологи видят воссоздание целостности главной задачей психологии и психотерапии. Хотя правда не всегда понятно, о какой целостности идет речь.
Кто-то из авторов под целостностью понимает целостность психики или личности, кто-то интеграцию частей личности, кто-то целостность восприятия, целостность видения, целостность границ, целостность отношений и прочее.
Не буду останавливаться на конкретике многих авторов и идей целостности, упомяну, в качестве примера, такое широко известное направление трансперсональной психологии как Холотропное Дыхание. Здесь целостность приобретает главную цель психотерапии – основополагающая идея Холотропного Дыхания(термин имеет греческое происхождение и происходит от слов holos — «целое» и tropein — «ведущий»). Холотропный – ведущий к целостности.
Идея целостности имеет под собой серьезное обоснование. Проблемы в жизни людей появляются в результате психотравм, которые раскалывают психику на части. Психика теряет ресурсность, ибо не может опираться на все ресурсы сразу, а только на ее части. А целое в сложных интердетерминированных системах, как известно, больше суммы частей. Вот и получает человек проблемы, теряя ресурсность, приобретая неэффективность.
Все вроде бы и обоснованно и понятно. Есть проблема – восстанавливайте целостность.
Но, кто и где ее измерял – целостность?
Какой она была, когда у человека были проблемы? Является ли нарушение целостности первопричиной проблемы? Какие методы психокоррекции здесь нужны, именно, для восстановления целостности(обоснованность методов)? Какой стала целостность после того, когда человек прошел курс психотерапии и восстановил свою целостность(объективный показатель измерения целостности)?
В подходах психотерапии, где присутствует идея воссоздания целостности, есть опасность – увлечение воссозданием целостности( непонятно чего) , вместо концентрации внимания на решении конкретных проблем клиента.
Можно встретитить статьи психологов, в которых существование частей личности - внутренний ребенок, внутренний взрослый, внутренний родитель - это и есть, по их мнению, нарушение целостности. А кто-нибудь видел взрослого человека, у которого есть только внутренний взрослый, а другие части личности отсутствуют?
Кроме того, возникает еще интересный вопрос, если целостность это благо, то разделенность – это что, получается - беда?
Но мы же понимаем, что оценки «плохо» и «хорошо», это очень грубая оценка такой сложной системы как психика и процессов, которые в ней протекают.
Диалектика предписывает видеть мир в многообразии проявлений, помнить о Законе единства и борьбы противоположностей. Именно, благодаря дуализму мира и существованию противоположностей(полярностей), возникает сам мир, в котором мы живем и сам человек со своей психикой.
Материальный мир возникает из Единого Начала, развивается и существует, благодаря, именно, разделенности. Полная разделенность сдерживается стремлением к целостности. И то и другое необходимо для существоавния и развития.
Да, иногда, чашка выскальзывает из рук, падает на пол и разбивается. Но на месте разбитой чашки появляется новая чашка. Это о необходимости разрушения старого, прежде, чем вести речь об интеграции частей, создающих новое целое и о разделенности, как необходимости, создающей развитие.
В связи с этим всплывает крылатый афоризм В.И.Ленина: «Прежде чем объединяться, мы должны решительно размежеваться».
Проблема хорошо заметна в психологической практике, когда лучшим решением является развод, а не семейная психотерапия. Семейная система, так сказать, «приказала долго жить» - «покойников не лечат».Или в обществе - расстаться с людьми, рядом с которыми чувствуется постоянный дискомфорт или сменить работу, переехать в другое место жительства. Такие решения подчас бывают наилучшими. А это о разделенности, и никак не о целостности. Психологи постоянно пользуются разделенностью, но почему-то дифирамбы поются только целостности.
Ставя задачу на воссоздание целостности, кто-нибудь задавался вопросом, а части, вообще-то, соединяются?
А если соединяются, насколько оправдано их соединять? Экология при соединении будет соблюдена?
И уж если о психотравмах, то психотравма не возникает так просто, она обусловлена общей тенденцией развития системы - психики индивида. Более того, есть гипотеза о том, что сама психотравма стремится к своему исцелению. Следовательно, в психотравме есть смысл, как вариант получения нового опыта. Такой опыт для индивида может быть, мягко говоря «не очень», но с точки зрения развития системы "Мир", такой опыт может быть весьма плодотворным.
Благодарю за внимание. Наверно на сегодня достаточно.
Какой итог и выводы следуют из текста?
Миф целостности в чем?
В том, что первопричина всех психологических проблемы - упирается в итоге в нарушение целостности. Не следует навешивать ярлыки "нарушения целостности" там, где это не играет никакой роли. Не становитесь «заложниками» идей целостности. Интерпретируйте все в диалектическом развитии и работайте с тем, что есть «Здесь и Сейчас».
С тем, что важно «Здесь и Сейчас».
Желаю Успеха!
Автор: Бочаров Сергей Иванович
Психолог, Системный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru