Название заметки громкое, но по факту речь больше пойдёт об осетинских костюмах и некоторых нюансах повседневной жизни начала XIX века.
Хотя к чему ограничиваться только двумя веками? )))
Вот стоит прекрасный памятник древней эпохе (установленный в 2020 году;)) — меч в камне. Это отсылка к скифам. А никак не к никому не известному царьку захудалого островка (тем более, что настоящий меч в камне вообще-то итальянский, и принадлежал он Галгано Гвидотти; а потом идею переиначили под себя завистливые англы).
Ну а здесь и вовсе рукоять выполнена в «зверином стиле», что точно указывает на {минимум} 2000-летнюю историю. Это акинак, скифский меч.
А вот пикник, на который мы сюда, собственно, собрались-то, был почему-то современный. Безо всяких отсылок.
За исключением аутентичной атмосферы, выраженной в изумительном пении группы осетин: 4 мужчины и женщина. Одеты они были в национальные костюмы.
После мы разговорились.
И вот открытие!
…(ну, вдруг кто-то всё-таки верил, а оно вон оно как!)…
Оказалось, что у мужчин в нашитых к груди кармашкам (их бывает от 5 до 8, кстати) не настоящие патроны!! И кинжал (kama) тоже бутафорский.
Да и девушка не вполне в традиции. У неё отсутствует ‒ как полагалось дочерям богатых осетин ‒ «камисоли«. Это такой корсет из кожи, который сдавливает грудь и сохраняет стройность фигуры. Пикантная подробность: раньше жених вспарывал этот корсет в первый день брака своим кинжалом.
Кинжал, как и все горцы на Кавказе, осетины носили постоянно.
И к слову о пикнике вкупе с упомянутой разбойничатостью из [прошлой] заметки о тагаурцах.
=> Каким-то образом осетинский народ сочетал(-ает) в себе несовместимое: лихость и гостеприимство!
Несмотря на грабежи всех подряд (до начала XIX века), гость в доме для осетина священен. И всегда будет защищён, накормлен и напоен.
Когда посторонний человек попадал в дом осетина, тот торопился заколоть овцу. Потом готовил и подавал её целиком. Также, угощали гостя и пивом собственного изготовления.
Осетинское пиво считалось лучшим на всём Кавказе. По-осетински его называют «багани».
Осетин пожертвовал бы всем, чтобы защитить своего гостя и чтобы отомстить за нанесённое ему оскорбление. И он бы не успокоился до тех пор, пока не убил бы его убийцу.
По приезду и нам налили пива. Оно имеет сладкий привкус и совершенно не хмельное.
А вот “кровную месть”, к счастью, наблюдать не пришлось! ;)))
.
.
.