С удовольствием хочу представить вам суперсовременный справочник известного прозаика и литературного критика Владимира Ивановича Новикова «Словарь модных слов», в котором он описывает в словарных статьях слова, появившиеся в 20 – начале 21 века. Это удивительная книга, в которой 200 статей, важные для понимания сегодняшней языковой картины мира.
В этот словарь вошли заимствования из иностранных языков, новейшие научные, экономические и политические термины, жаргонизмы, а также старые слова, у которых появились новые значения.
Книга интересна многим, так как её можно не только использовать в справочных целях, но и с удовольствием читать от начала до конца.
В словаре можно даже найти «неприличное» слово, например, на букву ж.., но, поверьте, в жизни их намного больше. А к неприличным словам надо учить вырабатывать отношение.
Автор разбирает значение слова и поясняет, в каких случаях употребление слова приемлемо, а в каких – бессмысленно, безграмотно и вульгарно. И делает это весело, непринужденно, вспоминая крылатые фразы и слова известных творческих личностей.
С одной стороны, автор дает оценку происходящему в русском современном языке, но, с другой, книга не воспринимается как нравоучение.
Вот фрагменты некоторых статей из словаря:
Амбициозный
Амбициозный – раньше это была отрицательная характеристика человека.
Чрезмерные претензии, болезненное самомнение, агрессивный карьеризм в сочетании сдушевной черствостью – вот что стояло за данным эпитетом. Да и само слово амбиция звучало негативно. «Всю амбицию ему разбили», – говорил зощенковский герой, отождествляя амбицию с мордой и не испытывая особого сочувствия к пострадавшему.
Теперь слово амбициозный под воздействием английского ambitious приобрело новое значение: «претендующий на высокую оценку, на успех».
Чаще всего говорят и пишут об «амбициозных проектах». Гигантские здания, умопомрачительные башни…
В русском языке немало красивых эпитетов для оценки перспективных проектов: изобретательный, смелый, отважный, дерзновенный, новаторский, многообещающий, окрыляющий…
Стоит ли весь этот богатый спектр подменять бесцветным прилагательным амбициозный? А может быть, это слово станет в будущем характеристикой неразумных проектов и начинаний, принесших больше вреда, чем пользы.
Слово БЕСПРЕДЕЛ мы часто употребляем в своей речи, когда видим что-то ужасное, читаем или смотрим новостную ленту.
Вот что говорится об этом слове в словаре:
О значении этого слова Владимир Высоцкий в конце 70-х годов прошлого века справлялся у своего друга Владимира Туманова, человека
с богатым жизненным опытом.
Тот объяснил: «Беспредел – это лагерь, где все были вместе: и политические, и воры в законе, и разные другие уголовники – в общем, зона, где всё и все перемешаны». <...> Высоцкий слушал внимательно, пользовал «на свой, необычный манер», в значении мертвой бесконечности, открывшейся перед лагерными воротами. «Прискакали – гляжу – пред очами не райское что-то: неродящий пустырь и сплошное ничто – беспредел».
Но то поэзия, а беспредел между тем прочно вошел сначала в разговорную речь, потом и в язык прессы. И стали выкрикивать новое словечко по любому поводу.
Дамочку на рынке обвесили – она визжит: «Беспредел!».
<…> но всегда ли надо это обозначать последним, по сути, страшным
словом? Помните сказочку Льва Толстого о мальчике, без причины кричавшем: «Волк! Волк!». А когда волк заявился по-настоящему, то крикам паникера уже не поверили. Так и мы с вами не приберегли жуткое слово для крайних случаев.
Беспредел – это когда захватывают больницу или школу, когда вооруженные подонки заслоняются от пуль женщинами и детьми. <…>
В общем, не стоит бросаться отчаянными словами-сигналами в ситуациях скверных, но обыденных.
Многозначное слово "Грузить"
Когда был изобретен робот, возникли страхи: не победит ли он «натурального» человека, не станем ли мы все роботами?
Вроде бы человечество уцелело. Новые опасения внушает теперь тотальная компьютеризация: мы то и дело сравниваем свой внутренний мир с техническим устройством и начинаем сомневаться в неисчерпаемости нашего сознания. <…>
Становится неприличным делиться с приятелем и даже вроде бы близким человеком своими проблемами – это теперь называется осуждающим словечком грузить.
И о серьезных фильмах тоже говорят: «Слишком грузит».
А многие ли сегодня в состоянии воспринимать Достоевского, который каждого читателя загружает гигабайтами самых глобальных, «проклятых» вопросов?
Будем надеяться на лучшее. На то, что жизнь как-то наладится, что мы подобреем друг к другу.
И в ответ на наши исповеди и жалобы услышим от своих близких не раздраженное «Не грузи!», а участливо-сочувственное «Не грусти!».
Интересно, правда.
Читая книгу Новикова, поражаешься тому, какое количество модных слов существует в нашем повседневном лексиконе, некоторые из них используем постоянно. Но мы просто не задумываемся над их смыслом и точным значением.
В общем, много всего интересного вы откроете для себя в книге Владимира Новикова.
А вы читали эту книгу?
Рекомендую.