В результате нашего исследования библейских принципов руководства (вы можете почитать об этом в предыдущих статьях нашего канала ) мы приходим к определенным выводам, которые сформулируем в виде тезисов.
1. Тема «Библейские принципы руководства» обширна, многогранна и не может быть до конца исследована в рамках этого цикла статей. Ее можно рассматривать с разных сторон, на примере конкретных лидеров. Это могут быть библейские герои, исторические личности или наши современники.
2. Библейское руководство – деятельность, которая может осуществляться только верующим руководителем, имеющим отношения с Богом. Такой лидер опирается на Библию в своих убеждениях, подходах и практических действиях. Причем эта опора носит не декларативный, а мировоззренческий и практически действенный характер.
3. Руководитель, чья вера является формальной и поверхностной, не может осуществлять руководство, основанное на библейских принципах. У такого человека не будет шансов реализовать это в своей практической деятельности.
4. Библейские принципы руководства могут быть сформулированы по-разному. Это не заповеди Моисея или заповеди Христа. Главным здесь является не точность формулировок, а их соответствие тем истинам, которые изложены на страницах Священного Писания. Эти принципы не противоречат Библии.
5. Конкретные принципы руководства, а также их практическая реализация зависят от личности лидера, исторического фона, социальных условий и тех задач или проблем, которые приходилось или приходится решать этому человеку.
6. Каждый руководитель, рассмотренный нами, является уникальной личностью. Потому его лидерство носит сугубо индивидуальный характер и не похоже на какое-то другое.
7. Подражать Иисусу Христу легко только на словах. На деле же это подражание сталкивается с проблемами, некоторые из которых носят практически неразрешимый характер.
8. У каждого руководителя, описанного в Библии, из числа тех, что рассмотрены нами, можно взять какие-то принципы, подходы и методы, которые помогут в практической деятельности руководителя. Современный руководитель-христианин может найти то, что поможет ему в его деятельности.
9. Руководство, опирающееся на принципы Библии, берет свое основание в любви к Богу и к людям. Это не гуманизм или мирское человеколюбие. Библейские принципы руководства опираются на христианскую веру, а не на обычные человеческие ценности.
10. Лидерство, основанное на библейских принципах и принципах гуманизма, может иметь схожесть в практической реализации. Но основания здесь кардинально отличаются.
11. Истинные лидеры обладают не только даром, но и зрелым характером, который позволяет им реализовать себя. Дар без характера не принесет нужного результата. Руководителю необходимо много работать над собой как в духовной сфере, так и в сфере практической деятельности.
12. Лидеру нужно сочетать библейское мировоззрение и самостоятельность мышления. У руководителя должен быть собственный взгляд на ситуацию, который не противоречит Библии.
13. У каждого человека есть предназначение на этой земле. Но это предназначение может быть не связано с руководством. Лидерство – это дар, который дает Бог. Не все люди имеют способности к руководству.
14. Церковные лидеры переживают неудачу в своей деятельности не только по причине недостаточной духовности. Зачастую проблема лежит в плоскости неэффективного руководства. Усилий в духовной сфере недостаточно.
15. Светские руководители-христиане вовсе не обязательно будут осуществлять руководство, основанное на библейских принципах. Необходимо, чтобы вера такого человека проявлялась в конкретных делах и подходах, а не оставалась теорией без практического выражения.
16. Некоторые ситуации, виды деятельности и т. п. носят неоднозначный характер. Иногда бывает сложно понять, исполняет руководитель Божью волю или отдаляется от Него. Это может знать только сам человек и Бог. Критерием здесь может служить тот факт, чувствует ли человек осуждение внутри или нет. Это правило применимо к вопросам, которые не описаны в Библии вообще или не описаны четко.
17. Компромисс с принципами Священного Писания в деятельности руководителя не позволяет считать такое руководство библейским. Речь идет о явных нарушениях принципов Священного Писания.
18. Церковное руководство не становится библейским автоматически. Если лидер пользуется мирскими методами, его нельзя назвать руководителем, чья деятельность основана на принципах Библии.
19. Человеческое несовершенство свойственно каждому лидеру кроме Иисуса Христа. Потому библейские принципы руководства могут прослеживаться в деятельности христиан не всегда. Эти моменты могут чередоваться с ошибками, падениями и заблуждениями.
20. Несостоятельность некоторых лидеров и общая духовная деградация современного общества не должны становиться поводом для отхода от библейских принципов руководства.
21. Духовные или светские лидеры могут иметь разный уровень одаренности или зрелости. Важно, чтобы человек продолжал расти и развиваться.
22. Знания, образование, осваивание технологий и прочих инструментов, профессионализм – аспекты, которые важны для становления руководителя.
23. Верующий руководитель имеет преимущество, поскольку может прибегать к помощи Бога, а не уповать исключительно на свои способности.
В завершении следует сказать, что библейские принципы руководства – это наука, которая постигается всю жизнь. Человек может быть пастором, деканом библейской школы, руководителем строительной фирмы или туристического агентства, ему необходимо развиваться и как христианину, и как руководителю. Причем делать это нужно изо дня в день.