Найти тему
Алиса Селезень

Какие медиумы выбрать художнику? Часть 1: Скульптура

Предисловие

Эта серия статей посвящается всем, кто хочет связать свою жизнь с творчеством, но окромя живописи ничего о самовыражении художника не знает. Зачем я стала писать этот большой труд? Одно из самых частых моих наблюдений в арт-тусовке следующее. Человек хочет рисовать. Человек любит рисовать. Рано или поздно он решается на отважный шаг - стать художником. Он рисует одну за другой случайные идеи (потому что “художник должен рисовать каждый день”), ходит на пленэры (потому что “настоящие художники ходят на пленэры”), а затем знакомится с другими художниками и начинает с ними тусоваться. Он к тому моменту уже имеет портфолио, страницу в соцсетях и даже сайт. Но когда он начинает тусоваться, а делают это обычно на выставках, ярмарках и прочих мероприятиях, рано или поздно он открывает для себя, что искусство - это не только кисть и краски, а огромное разнообразие медиумов и способов самовыражения. И что происходит с человеком в этот момент? Ему становится интересно! Он начинает экспериментировать. Пробует и то, и это, и вот это! В голове все путается, в портфолио - тоже, как и в соцсетях и в общественном позиционировании этого художника - полная каша. А теперь вопрос: стоило ли столько лет мучений, комплексов, обид, труда и споров, чтобы освоить живопись, когда можно было сразу поискать себя в разном? Я считаю, что нет. Более того! Я это часто рекомендую тем, у кого достаточно низкий уровень в живописи, а потребность самовыражаться высокая.

* К каждой из этих шести статей будет одно и то же предисловие, поэтому не теряйте времени! Давайте же приступим!

Скульптура

Кто-то с сожалением смотрит на эту тенденцию, а мне нравится, что на больших выставках становится все меньше живописи и все больше объемных арт-объектов. Оказалось, что скульптура - это не только мрамор и бронза. Это воплощение любой идеи в объеме из любого материала, даже из подручных средств. Скульптура удачно реализована в современной повестке - есть много художников, исполняющих свои проекты из мусора, пластика и тому подобное. Скульптура по-новому раскрылась в файн арте в виде впечатляющих работ из дерева, бумаги, металла и полимерной глины. Скульптура воплощается и в утилитарном ключе в виде игрушек и украшений для дома, она же прочно закрепилась в институциональном совриске. В этой статье мы рассмотрим несколько материалов и несколько воплощений скульптуры - от самый смелых до всем знакомых и популярных.

Ирландский мультидисциплинарный художник Colin Davidson
Ирландский мультидисциплинарный художник Colin Davidson

Давайте начнем с материалов. Одно из прекрасных медиумов для скульптуры - это дерево. Есть умельцы, которые орудуют бензопилой, переделывая старые останки деревьев в сказочных персонажей, мифологических существ, или обыгрывая природную форму освещением, эпоксидной смолой и разными природными материалами. А есть художники по дереву, предпочитающие компактные формы, а из инструментов - стамеску и набор для работы по дереву. Этот подход органичен для любителей деталей, тонкой работы, изысканных миниатюрных форм и узоров.

Художник по дереву William Barsley за работой
Художник по дереву William Barsley за работой

Металл. Я просто обожаю смотреть, как молодые девушки берут ведро каких-то странных запчастей, берут сварочный аппарат и создают из этого что-то невероятное! Или же когда из винтиков и гаечек создается целая вселенная металлических человечков из металлического города. В первом случае есть что-то брутальное, но без сомнения творческое. Второе же - детское и наивное, возвращающее каждого во времена, когда даже гвоздиками и проволокой можно было играть, как настоящими игрушками.

Работа японского художника nutfink(ナット・フィンク)
Работа японского художника nutfink(ナット・フィンク)

Для меня в свое время был настоящим открытием Джим Маккензи - художник, работающий с полимерной глиной. Он создает персонажей, словно сбежавших из фильмов Тима Бертона. Джим работает с несколькими медиумами и надо отдать должное, что он добился известности в том числе благодаря тому, что анимировал и снимал увлекательные ролики со своими скульптурами. Открытый вопрос, должен ли скульптор владеть рисунком и живописью, а художник - лепкой и ваянием? В моей жизни встречались талантливые скульпторы, не умеющие рисовать, а я - тот самый художник, который плохо лепит. Навыки нарабатываются в любом случае так или иначе.

Jim McKenzie и его работа
Jim McKenzie и его работа

Поэтому я хочу коснуться темы 3D-печати. Почему? А вот потому что несколько моих славных друзей, никогда не умевших рисовать, нашли себя в 3D-моделировании. И они в этом великолепны, один тот факт, что они работают на ААА-проектах тому доказательство. Так вот 3D-печать дала возможность реализовать талант объемного видения для любителей CG.

Работа 3D-моделлера Gabriel Soares
Работа 3D-моделлера Gabriel Soares

Кроме того, электронные токарные станки можно подключить к созданию, например, деревянной работы изначально сделанной в программе 3D-моделирования. Как, например, это продемонстрировал несколько лет назад Гога Тандашвили.

Сделанная на станке по 3D-модели скульптура Гоги Тандашвили
Сделанная на станке по 3D-модели скульптура Гоги Тандашвили

Но, допустим, у вас нет ни станка, ни дерева, ни мастерской, но интерес к объему есть. Обратите внимание на скульптуры из картона. Мне уже неоднократно попадаются на глаза художники, делающие потрясающие скульптуры из картонных коробок. Согласитесь, найти картонную коробку в современном мире не так уж и сложно.

Скульптуры из картона английского художника Josh Gluckstein
Скульптуры из картона английского художника Josh Gluckstein

Очень важно для себя понять, какие тактильные ощущения вы хотите испытывать во время работы. Помню, как Юля Бас, рассказывая о своем новом проекте “My Grandmom’s bag”, сказала очень важную фразу: “В тот момент мне хотелось вязать узлы”. Так, рефлексия и обращение к тактильности вдохновили художника обратиться к скульптуре. И сейчас самое время перейти к инсталляции.

“My Grandmom’s bag” и ее автор Юлия Бас
“My Grandmom’s bag” и ее автор Юлия Бас

Никогда не забуду облака Berndnaut Smilde. Этот голландский художник сделал инсталляцию из воздуха в прямом смысле этого слова. Berndnaut Smilde научился формировать настоящие облака в помещениях, регулируя температуру и влажность, чем завоевал грандиозный успех у публики. Отсюда мораль: на важен материал инсталляции, важна идея.

Арт-объект Berndnaut Smilde
Арт-объект Berndnaut Smilde

Живые цветы, нитки для вязания и крючок, неперерабатываемые отходы, зеркала, светильники, нарезанная на кусочки газета - да что угодно! Инсталляция как музейный проект приветствуется в разных резиденциях. Художники подготавливают презентации, оформляют свои идеи и представляют их в арт-резиденции. И получив одобрение, получают от них место, финансирование и поддержку для реализации проекта. Тем не менее, если позволяют условия, инсталляцию можно сделать своими силами в стенах собственной мастерской. Здесь главное - концепция и зрелищность. Облако в помещении - и зрелищно, и концептуально. И просто красиво.

Скульптура Nettie Sumner
Скульптура Nettie Sumner

Но я не зря оговорилась о тактильных ощущениях. Так, для меня керамика потеряла весь шарм. Как же давно я хотела ее попробовать и сколько же у меня было идей! Но все кончилось, как только я попробовала. Оказалось, я на дух не переношу грязные руки и грязные ногти. Наверное, именно поэтому я терпеть не могу лепить пирожки. Стоило на это обратить внимание. И тем не менее, я знаю нескольких ребят, кто из живописи с головой ушел в керамику и делает потрясные вещи. Да, керамика сейчас на пике своей славы. Благодаря чему можно свободно сходить на мастер-класс для новичков и убедиться, твое это или не твое.

Оммаж на "Любительницу абсента" питерской студии Ceramic Creatures
Оммаж на "Любительницу абсента" питерской студии Ceramic Creatures

Керамика - это не только непосредственно лепка. Это еще и роспись. Так, например, питерская мастерская Yantra Keramika прославилась именно благодаря авторской технике росписи самой ее основательницы Татьяны Богдановой. Тоже хорошая новость - Татьяна проводит периодически групповые мастер-классы у себя в городе.

Набор посуды от Yantra Keramika
Набор посуды от Yantra Keramika

Куклы. Коллекционные куклы - это такой же предмет роскоши, как и настоящая масляная живопись. Куклы точно так же участвуют в выставках и принимаются в качестве товаров в галереи. Занятие для тех, кто любит занятия с мелкой моторикой - работа с мелкими деталями, костюмчиками, паричками, аксессуарами.

Скульптор из Курска Наташа Тараканова за работой над куклой
Скульптор из Курска Наташа Тараканова за работой над куклой

И раз мы заговорили об игрушках, стоит упомянуть елочные игрушки ручной работы. Во-первых, потому что на них пошел какой-то колоссальный спрос. Самое интересное, что не только на сами игрушки, но и на мастер-классы по их изготовлению. А это значит, что обучение более доступно, чем на все вышеупомянутое. Во-вторых, у елочных игрушек не только прикладной характер, они еще являются предметом коллекционирования. И, в-третьих, занятие не требует много места, а значит, не требует мастерской - можно заниматься дома.

Елочная игрушка авторства пользователя (запрещенной в РФ соцсети) cotton_toys_st
Елочная игрушка авторства пользователя (запрещенной в РФ соцсети) cotton_toys_st

Дисклеймер: Друзья, если вам понравилась статья, поддержите лайком. А если хотите больше, подпишитесь, чтобы я знала, что стараюсь не зря. Это очень важно!

Где еще вы меня можете найти:

Instagram alisa.selezen

Telegram t.me/aliceselezen_art

Группа в VK vk.com/alisa.selezen

А также приглашаю вас на свой канал: www.youtube.com/@alisaselezen