Семейный отдых у многих путешественников начинается с вагона в поезде дальнего следования. Когда все впечатления от качающегося вагона уже прошли, детям надоели взятые с собой игрушки, а интернет доступен только на остановках, задача родителей — чем-то занять кричащую и бегающую по составу младшую часть семейства.
Одним из увлекательных способов переключить внимание может стать игра «Какой вагон за окном?». Удивить эрудицией можно и взрослых соседей-попутчиков. Немногие знают, чем отличаются хоппер и думпкар, вагон-термос и вагон-рефрижератор, транспортёр и платформа.
Виды вагонов РЖД
Чтобы самим быть в курсе дела, попробуем разобраться в видах железнодорожных вагонов. Всего их различают шесть:
- крытые вагоны;
- платформы;
- полувагоны;
- цистерны;
- изотермические вагоны;
- вагоны специального назначения.
Крытые вагоны
Самые многочисленные из мелькающих за окном составов — это крытые вагоныдля перевозки грузов, которые важно защитить от осадков, пыли, мусора и любопытных глаз. В зависимости от материала такие вагоны могут быть деревянными или цельнометаллическими, а по количеству дверей — однодверными или двухдверными.
Ассортимент тарно-упаковочных и высокоценных товаров не перечислить. Это пищевые продукты, промышленные товары, приборы, станки, сыпучие грузы, зерно, автомобили, животные, а также сборные грузы. Здесь можно подключить воображение и продолжить игру вариантами: «Что можно погрузить в крытый вагон?».
К таким вагонам относятся вагоны-рефрижераторы с холодильными и морозильными камерами для скоропортящихся грузов. Крытые вагоны — это и вагоны-термосы с теплоизоляционным покрытием для транспортировки продуктов ограниченного срока годности. Вместимость таких крытых вагонов может варьироваться от 25 до 40 тонн.
Платформа
Платформа как вид вагона получила широкое применение. Из всего разнообразия грузовых вагонов у платформы самое большое количество модификаций.
На платформах перевозят контейнеры, автомобили, а также длинные и громоздкие предметы (лесоматериалы, прокат, строительные материалы). Для транспортировки большегрузных 20- и 40-футовых контейнеров убирают борта платформ, настилы и ставят упоры для крепления контейнера.
Чтобы перевозить легковые автомобили, платформы оснащают кузовом с настилами, площадками, опорами и специальными наклонными стойками. Для перевозки леса на платформу устанавливают специальные стойки и торцевые стенки, чтобы не допустить смещения брёвен в пути.
Полувагон
В полувагонах перевозят сыпучие или штучные грузы, которые не боятся погодных или других внешних факторов. Так как в полувагонах нет крыши, возможна механизированная погрузка. Штучные грузы разгружают через люки на дне, а насыпные — через торцевые стенки вагона.
Назначение полувагонов — перевозка породы, руды, леса, труб. Часто в полувагонах перевозят продукцию металлургической промышленности: прокат, рулонную сталь, арматуру, металлолом.
Новинка вагоностроительных заводов — универсальные инновационные четырёхосные полувагоны грузоподъёмностью до 75,5 тонны.
Цистерна
Выполнены обычно в форме цилиндра. Для удобства загрузки сверху вагона расположен колпак с крышкой, а для выгрузки предусмотрен сливной прибор. Материал цистерн различается в зависимости от жидкостей и порошкообразных грузов в них. Одно дело, когда перевозят продукты нефтяной промышленности: это цистерны общего назначения. И совсем другое — специальные, стойкие к воздействию жидкостей, в том числе химически активных и пищевых. В цистернах также перевозят сжиженный газ.
Специальные цистерны оснащают оборудованием контроля за продукцией, при необходимости покрывают теплоизоляцией или устанавливают нагревательные элементы.
Хоппер
Хоппер — это бункерный вагон, который оборудован системой саморазгрузки. Хопперы бывают открытые и закрытые, последние защищают груз от осадков и других внешних факторов. Особенность конструкции — наличие люка для погрузки на крыше. На разговорном английском hopper — буквально «люк». По сути, это полувагон, похожий на воронку с люками.
Хопперы не предназначены для ручной разгрузки. В основном в них перевозят цемент, песок, зерно, минеральные удобрения и иные сыпучие грузы.
Вагон бункерного типа
Аналог крытого вагона, или крытый хоппер, только здесь на одной раме установлено сразу несколько ёмкостей. В таких бункерах перевозят минеральные удобрения, муку, нефтебитум, гранулированные материалы, а также вязкие, специфические, сыпучие грузы. Грузоподъёмность — 40 тонн.
Думпкар
Думпкар похож на вагон-самосвал. Его используют для перевозки сыпучих и кусковых грузов: угля, руды, щебня, грунта, гравия, песка или зерна, комбикорма и прочего. Особенность думпкара — кузов с откидными бортами, наклоняющийся при разгрузке. Благодаря «самосвальной» конструкции выгрузка из думпкара полностью механизирована.
Слово произошло от англ. to dump и car — «опрокидывать» и «вагон». Когда происходит разгрузка, начинают работать пневматические или гидравлические цилиндры. Корпус вагона наклоняется на 45 градусов. В качестве амортизатора при опускании используют деревянный брус.
Основа вагона произведена из высокопрочной стали. Думпкары различают по виду цилиндров (механизма разгрузки), количеству осей и адаптации к колее определённого размера.
Транспортёры
Транспортёры — это специальные многоосные платформы с количеством осей до 40 штук. Они подходят для транспортировки грузов, масса которых достигает 400 тонн. К ним относят фермы мостовых кранов и трансформаторы. Площадные платформы имеют несущую балку и нижнюю погрузочную площадку, где располагается груз.
Колодцевые платформы предназначены для грузов круглой или квадратной формы. Сцепные платформы состоят из секций, которые соединены автосцепками без поглощающих аппаратов. На сочленённых платформах груз транспортируют между двумя секциями. Такие платформы оснащены системой гидравлических подъёмников.
В международных ЖД перевозках в большинстве случаев рациональнее использовать не вагоны, а контейнеры, установленные на платформах разной грузоподъёмности.
Контейнеры надёжные и прочные, обеспечивают хорошую защиту от осадков, вандализма, хищения. Их параметры стандартизированы, поэтому контейнер удобно использовать для мультимодальной перевозки в любой точке мира.
Пассажирские вагоны
При всём разнообразии товарных вагонов именно пассажирских больше всего. Основная классификация и классы обслуживания пассажирских вагонов:
- мягкие международного сообщения с двухместными купе (СВ);
- жёсткие купированные с четырёхместными купе;
- жёсткие некупированные (плацкартные);
- межобластного сообщения (общие);
- почтовые;
- багажные;
- почтово-багажные;
- вагоны-рестораны;
- вагоны-салоны;
- вагоны-лаборатории;
- вагоны-дефектоскопы;
- вагоны-путеизмерители;
- вагоны-рельсосмазыватели и другие.
Сидячий вагон напоминает салон самолёта или междугороднего автобуса — с мягкими креслами, подлокотниками и откидными столиками. Только в вагоне свободнее. Пример сидячего вагона — скоростные поезда «Ласточка» и «Сапсан».
Плацкартный вагон — это самый популярный тип вагона благодаря адекватной цене на билет.
Вдоль общего коридора расположены шестиместные отсеки. Боковушки короче полок в четырёхместных блоках. Это надо учитывать пассажирам, чей рост больше 175 см. В плацкартном вагоне много места для багажа — это отсеки под нижними сиденьями и полки на дополнительном, третьем уровне.
Общий вагон — это плацкартный вагон, в котором на каждой нижней полке сидят по три пассажира. Как правило, в общий вагон не продают билеты с местом. А значит, кто раньше успел зайти, тот и занял лучшие места. Поездку в общем вагоне сложно назвать комфортной, особенно когда приходится ехать несколько часов. Но это самый бюджетный вариант поездки.
В купейном вагоне обычно 8 или 9 купе по четыре места в каждом. По сочетанию «цена — комфорт» это один из самых востребованных типов вагонов. Здесь значительно меньше соседей, можно отдохнуть в относительной тишине изолированного купе. К тому же не приходится переживать за сохранность вещей, ведь купе можно закрыть на ночь.
При покупке билета можно выбрать женское купе (где едут только женщины) или смешанное (мужчины и женщины). Вид купе определяется по пассажиру, который первым купил билет.
Вагон люкс (СВ) — это спальный вагон. В нём от 8 до 10 купе по два спальных места, расположенных либо оба снизу, либо одно над другим. В люксе удобно путешествовать семьёй, если не останавливает цена билета. Такая поездка обойдётся дороже авиабилета на аналогичное расстояние.
В мягком вагоне может быть 4, 5 или 6 купе. Путешествие в купе, в котором есть кондиционер и биотуалет, душ и умывальник, телевизор и мягкий диван, порадует любителей комфорта. Здесь обязательно кормят горячим завтраком, выдают набор для душа, халат и махровое полотенце, свежую прессу. Всё на уровне бытовых условий трёхзвёздочного отеля. В мягких вагонах оборудован бар.
Советы для путешествующих на поезде
1. Покупать билеты лучше в момент старта продаж. Дата старта — за 90, 60 или 45 дней до отправления, в зависимости от маршрута, в 8 часов утра по местному времени в городе отправления. В первую очередь в продажу поступают самые недорогие билеты, поэтому есть шанс сэкономить и выбрать удобные места.
2. Если дорога длинная, а запасы еды из дома закончились, можно воспользоваться услугой доставки еды к поезду. В крупных городах это распространённая практика, есть много сервисов по доставке, в том числе горячей еды. Главное, назвать точное время прибытия, номер поезда и вагона.
3. Для поездки лучше выбирать регулярные поезда: в них постоянно обновляют вагоны, оборудование, постельное бельё, санузлы. Это поезда с номерами от 1-го до 150-го —круглогодичные скорые. Поезда с номерами от 301-го до 450-го — регулярные пассажирские. Остальные — разовые, сезонные или дополнительные. В них чаще встречаются старые вагоны или устаревшее оборудование.
4. Если в вагоне нет кондиционера, то невозможность проветрить помещение в жаркую погоду будет существенным минусом. При покупке билета нужно учесть, что в плацкартном вагоне в третьем и шестом отсеках (открытых купе) окна не открываются, так как там расположены аварийные выходы.
5. Чтобы занять себя и детей в поезде, можно взять набор для рисования, раскраску (есть медитативные раскраски для взрослых), книгу, настольные игры или отгадывать названия грузовых поездов за окном, воспользовавшись информацией выше.
6. Полезные мелочи в поездке — маска на глаза для сна и беруши.
7. Если в плацкартном вагоне не повезло с попутчиками, а в соседнем купейном вагоне есть свободные места, можно обратиться к начальнику поезда и, доплатив, далее ехать в более комфортных условиях.
Полезные ссылки
В каких поездах бывают двухэтажные вагоны?
Вагоны СВ: как выглядят и чем отличаются от купе
Текст: Лана Ржевская для Яндекс Путешествий
Подписывайтесь на наш Дзен и путешествуйте лучше всех!