Найти в Дзене
Яндекс Путешествия

Вагоны СВ: как выглядят и чем отличаются от купе

Поезда проигрывают по скорости самолётам, но при этом остаются широко востребованными в нашей стране. Я, как и большинство любителей поездов, готова потратить больше времени на дорогу, лишь бы снова ощутить лёгкое покачивание вагонов и едва слышный стук колёс, понаблюдать за проносящимися пейзажами за окном и прогуляться по пустынным станциям маленьких городов на пути следования. Насладиться сполна поездной романтикой можно в спальном вагоне (СВ). По уровню обслуживания СВ лучшекупе, а набор предоставляемых услуг в нём намного шире. Спальные вагоны встречаются не в каждом поезде и могут выглядеть по-разному: одни выделяются только небольшим количеством мест, а другие похожи на номер в отеле. Сейчас я расскажу, чем СВ отличаются отдругих вагонов, какие услуги в них можно заказать и поделюсь лайфхаками, как покупать билеты в спальные вагоны по цене купе. Билеты на поезда ищите на Яндекс Путешествиях! Особенности спальных вагонов СВ называют «спальный вагон первого класса», каждое помещен
Оглавление

Поезда проигрывают по скорости самолётам, но при этом остаются широко востребованными в нашей стране. Я, как и большинство любителей поездов, готова потратить больше времени на дорогу, лишь бы снова ощутить лёгкое покачивание вагонов и едва слышный стук колёс, понаблюдать за проносящимися пейзажами за окном и прогуляться по пустынным станциям маленьких городов на пути следования.

Насладиться сполна поездной романтикой можно в спальном вагоне (СВ). По уровню обслуживания СВ лучшекупе, а набор предоставляемых услуг в нём намного шире. Спальные вагоны встречаются не в каждом поезде и могут выглядеть по-разному: одни выделяются только небольшим количеством мест, а другие похожи на номер в отеле. Сейчас я расскажу, чем СВ отличаются отдругих вагонов, какие услуги в них можно заказать и поделюсь лайфхаками, как покупать билеты в спальные вагоны по цене купе.

Билеты на поезда ищите на Яндекс Путешествиях!

Особенности спальных вагонов

СВ называют «спальный вагон первого класса», каждое помещение в котором рассчитано на ⁠двух человек. Уединённость и повышенный комфорт — главные отличия СВ от купе. Выше классом идёт только люкс.

Один вагон СВ рассчитан на 16–18 мест (если поезд двухэтажный, то их в два раза больше). Крайнее одноместное купе предназначено для проводника. Из-за повышенной стоимости билеты в СВ раскупают менее активно, чем в купе и плацкарт, поэтому обычно в состав включают не более одного-двух таких вагонов. Если направление не пользуется большой популярностью, вагонов повышенного комфорта в поезде может не быть совсем.

В каждом СВ стандартных поездов РЖД есть два санузла. В некоторых составах можно увидеть индивидуальные туалеты с душем, рассчитанные на одно-два купе.

Планировка вагонов может различаться в разных поездах. Фото: ООО «РЖД Тур»
Планировка вагонов может различаться в разных поездах. Фото: ООО «РЖД Тур»

Пассажиры, путешествующие в СВ, имеют больше свободного пространства, чем другие. Помещения в СВ примерно на метр шире купе, а спальные места на 5–20 см длиннее. Кушетки здесь намного мягче, чем в купе. В длительных поездках эти казалось бы небольшие отличия очень заметны.

Между двумя кроватями всегда установлен складной столик, а на двери висит зеркало. В изголовье коек оборудованы розетки, светильники и кнопки для вызова проводника. В каждом помещении вагона СВ есть индивидуальные зоны для хранения ручной клади и вешалки для одежды. Рядом со спальными местами может стоять дополнительная мебель в виде кресел или тумбочек. Иногда в комнатах имеются небольшие шкафчики для вещей или дополнительные полки.

В СВ для каждого пассажира предоставляется отдельное место для сна и много свободного пространства для хранения вещей. Этим они отличаются от вагонов других типов. Фото: ООО «РЖД Тур»
В СВ для каждого пассажира предоставляется отдельное место для сна и много свободного пространства для хранения вещей. Этим они отличаются от вагонов других типов. Фото: ООО «РЖД Тур»

Классы обслуживания в СВ

Прежде чем выбрать место, путешественнику нужно определиться с классом обслуживания в вагоне. Он указывает на перечень услуг, доступных пассажирам. Класс обозначается буквенно-числовым кодом на билете: 1Э, 1У, 1Т и т.д.

Покупая билет в СВ, человек может ехать примерно в таких же условиях, как в купе, или почувствовать себя постояльцем хорошего отеля. Всё зависит от поезда: чем новее состав, тем больше опций предлагает транспортная компания.

Как правило, в каждом помещении СВ есть телевизор, сейф. Пассажирам предоставляются свежая пресса и дорожный набор. Питание выбирается при покупке билета. Во время путешествия пассажиры могут обратиться к проводнику по всем возникающим вопросам. Проезд с домашними животными разрешён в СВ практически всех классов при соблюдении правил их перевозки.

У проводника помимо питания, можно попросить утюг, настольные игры, детские книги, игрушки и много других вещей, которые сделают поездку комфортнее. Фото: Пресс-служба ОАО «РЖД»
У проводника помимо питания, можно попросить утюг, настольные игры, детские книги, игрушки и много других вещей, которые сделают поездку комфортнее. Фото: Пресс-служба ОАО «РЖД»

В ретропоезде «Рускеальский экспресс» воссоздана атмосфера вагонов эпохи Российской империи. Стилизованный состав курсирует между карельскими городами Сортавала и Рускеала. Фото: Пресс-служба ОАО «РЖД»
В ретропоезде «Рускеальский экспресс» воссоздана атмосфера вагонов эпохи Российской империи. Стилизованный состав курсирует между карельскими городами Сортавала и Рускеала. Фото: Пресс-служба ОАО «РЖД»

Вагоны 1Б, 1Е и 1Э отличаются самым широким спектром услуг, доступных пассажирам. Им предоставляют мягкое постельное бельё и улучшенное питание. В каждом купе обычно установлена новейшая техника, есть доступ к бесплатному Wi-Fi.

Так выглядит стандартное купе в СВ фирменного поезда «Двухэтажный» (курсирует между Москвой и Адлером). Фото: Пресс-служба ОАО «РЖД»
Так выглядит стандартное купе в СВ фирменного поезда «Двухэтажный» (курсирует между Москвой и Адлером). Фото: Пресс-служба ОАО «РЖД»

Вместе с покупкой места в СВ большинство пассажиров получают бесплатный доступ в бизнес-залы на жд-вокзалах (если они там есть). Этой услугой могут пользоваться пассажиры почти всех поездов дальнего следования, в составе которых имеются спальные вагоны.

Бизнес-зал ожидания на Московском вокзале в Санкт-Петербурге. Его посетители могут не только отдохнуть в спокойной обстановке, но ещё и воспользоваться душевой, переговорной, детской комнатой. Фото: dzvr.ru
Бизнес-зал ожидания на Московском вокзале в Санкт-Петербурге. Его посетители могут не только отдохнуть в спокойной обстановке, но ещё и воспользоваться душевой, переговорной, детской комнатой. Фото: dzvr.ru

Путешественники, которым достаточно базового набора услуг (кондиционер и постельное бельё) и не нужен доступ в бизнес-зал, обычно оформляют билет в класс 1Л, 1Д или 1У. Их выделили, чтобы люди могли ездить в СВ, не переплачивая за лишние услуги.

Вагоны классов 1Ф и 1Х в основном встречаются в поездах «Таврия», курсирующих в Крым. От обычного купейного вагона они отличаются только количеством спальных мест — два вместо четырёх.

Частные перевозчики могут использовать собственную классификацию, отличную от обозначений РЖД. Поэтому перед поездкой на поездах других компаний следует уточнять классы обслуживания спальных и других вагонов.

Буквенно-числовой код на билете обозначает класс обслуживания, а рисунки под ним расшифровывают все включённые услуги. Фото: автора
Буквенно-числовой код на билете обозначает класс обслуживания, а рисунки под ним расшифровывают все включённые услуги. Фото: автора

Цены и особенности покупки билетов в СВ

Комфорт в пути и качественный сервис, характерный для СВ, существенно повышает стоимость билетов. Они всегда на 20–50% дороже, чем в купе.

На цену билетов влияет:

  • Тип поезда и класс обслуживания. Билеты на фирменные поезда всегда стоят в полтора-два раза дороже. К примеру, за билет на обычный поезд из Москвы в Кисловодск в августе 2023 года нужно заплатить около 17 500 рублей, а за аналогичный билет на фирменный поезд «Кавказ» — уже 34 700 рублей.
  • Расстояние до точки назначения. Чем длиннее путь, тем дороже билет. Поездка из Москвы во Владивосток в СВ обойдётся примерно в 53 тысячи рублей (в августе 2023 года).
  • Время поездки и спрос на билеты. На время праздников, школьных каникул и массовых летних путешествий цена билетов всегда выше. Дешевеют они обычно после новогодних каникул и в осенне-зимний сезон. На сайте РЖД есть удобный календарь сезонных изменений цен на билеты в вагоны СВ и купе. Сверяясь с ним, можно неплохо сэкономить.

Дополнительные услуги

Это, например, заказ двух- или трёхразового питания, оформление дополнительного багажа. Для пассажиров СВ, которые хотят ехать без случайного попутчика, в РЖД ввели тариф «сингл». При покупке билета по этому тарифу гарантируется проезд в одиночку, а размер скидки за выкуп всего помещения достигает 15–20%.

Фирменный поезд «Кавказ» состоит из двухэтажных вагонов — нескольких купейных и одного СВ. Фото: Пресс-служба РЖД
Фирменный поезд «Кавказ» состоит из двухэтажных вагонов — нескольких купейных и одного СВ. Фото: Пресс-служба РЖД

Текст: Дана Шевченко для Яндекс Путешествий

Подписывайтесь на наш канал в Дзен, ставьте лайки и путешествуйте лучше всех!