Найти в Дзене
Яндекс Путешествия

Вагоны СВ: как выглядят и чем отличаются от купе

Оглавление

Поезда проигрывают по скорости самолётам, но при этом остаются широко востребованными в нашей стране. Я, как и большинство любителей поездов, готова потратить больше времени на дорогу, лишь бы снова ощутить лёгкое покачивание вагонов и едва слышный стук колёс, понаблюдать за проносящимися пейзажами за окном и прогуляться по пустынным станциям маленьких городов на пути следования.

Насладиться сполна поездной романтикой можно в спальном вагоне (СВ). По уровню обслуживания СВ лучшекупе, а набор предоставляемых услуг в нём намного шире. Спальные вагоны встречаются не в каждом поезде и могут выглядеть по-разному: одни выделяются только небольшим количеством мест, а другие похожи на номер в отеле. Сейчас я расскажу, чем СВ отличаются отдругих вагонов, какие услуги в них можно заказать и поделюсь лайфхаками, как покупать билеты в спальные вагоны по цене купе.

Билеты на поезда ищите на Яндекс Путешествиях!

Особенности спальных вагонов

СВ называют «спальный вагон первого класса», каждое помещение в котором рассчитано на ⁠двух человек. Уединённость и повышенный комфорт — главные отличия СВ от купе. Выше классом идёт только люкс.

Один вагон СВ рассчитан на 16–18 мест (если поезд двухэтажный, то их в два раза больше). Крайнее одноместное купе предназначено для проводника. Из-за повышенной стоимости билеты в СВ раскупают менее активно, чем в купе и плацкарт, поэтому обычно в состав включают не более одного-двух таких вагонов. Если направление не пользуется большой популярностью, вагонов повышенного комфорта в поезде может не быть совсем.

В каждом СВ стандартных поездов РЖД есть два санузла. В некоторых составах можно увидеть индивидуальные туалеты с душем, рассчитанные на одно-два купе.

Планировка вагонов может различаться в разных поездах. Фото: ООО «РЖД Тур»
Планировка вагонов может различаться в разных поездах. Фото: ООО «РЖД Тур»

Пассажиры, путешествующие в СВ, имеют больше свободного пространства, чем другие. Помещения в СВ примерно на метр шире купе, а спальные места на 5–20 см длиннее. Кушетки здесь намного мягче, чем в купе. В длительных поездках эти казалось бы небольшие отличия очень заметны.

Между двумя кроватями всегда установлен складной столик, а на двери висит зеркало. В изголовье коек оборудованы розетки, светильники и кнопки для вызова проводника. В каждом помещении вагона СВ есть индивидуальные зоны для хранения ручной клади и вешалки для одежды. Рядом со спальными местами может стоять дополнительная мебель в виде кресел или тумбочек. Иногда в комнатах имеются небольшие шкафчики для вещей или дополнительные полки.

В СВ для каждого пассажира предоставляется отдельное место для сна и много свободного пространства для хранения вещей. Этим они отличаются от вагонов других типов. Фото: ООО «РЖД Тур»
В СВ для каждого пассажира предоставляется отдельное место для сна и много свободного пространства для хранения вещей. Этим они отличаются от вагонов других типов. Фото: ООО «РЖД Тур»

Классы обслуживания в СВ

Прежде чем выбрать место, путешественнику нужно определиться с классом обслуживания в вагоне. Он указывает на перечень услуг, доступных пассажирам. Класс обозначается буквенно-числовым кодом на билете: 1Э, 1У, 1Т и т.д.

Покупая билет в СВ, человек может ехать примерно в таких же условиях, как в купе, или почувствовать себя постояльцем хорошего отеля. Всё зависит от поезда: чем новее состав, тем больше опций предлагает транспортная компания.

Как правило, в каждом помещении СВ есть телевизор, сейф. Пассажирам предоставляются свежая пресса и дорожный набор. Питание выбирается при покупке билета. Во время путешествия пассажиры могут обратиться к проводнику по всем возникающим вопросам. Проезд с домашними животными разрешён в СВ практически всех классов при соблюдении правил их перевозки.

У проводника помимо питания, можно попросить утюг, настольные игры, детские книги, игрушки и много других вещей, которые сделают поездку комфортнее. Фото: Пресс-служба ОАО «РЖД»
У проводника помимо питания, можно попросить утюг, настольные игры, детские книги, игрушки и много других вещей, которые сделают поездку комфортнее. Фото: Пресс-служба ОАО «РЖД»

В ретропоезде «Рускеальский экспресс» воссоздана атмосфера вагонов эпохи Российской империи. Стилизованный состав курсирует между карельскими городами Сортавала и Рускеала. Фото: Пресс-служба ОАО «РЖД»
В ретропоезде «Рускеальский экспресс» воссоздана атмосфера вагонов эпохи Российской империи. Стилизованный состав курсирует между карельскими городами Сортавала и Рускеала. Фото: Пресс-служба ОАО «РЖД»

Вагоны 1Б, 1Е и 1Э отличаются самым широким спектром услуг, доступных пассажирам. Им предоставляют мягкое постельное бельё и улучшенное питание. В каждом купе обычно установлена новейшая техника, есть доступ к бесплатному Wi-Fi.

Так выглядит стандартное купе в СВ фирменного поезда «Двухэтажный» (курсирует между Москвой и Адлером). Фото: Пресс-служба ОАО «РЖД»
Так выглядит стандартное купе в СВ фирменного поезда «Двухэтажный» (курсирует между Москвой и Адлером). Фото: Пресс-служба ОАО «РЖД»

Вместе с покупкой места в СВ большинство пассажиров получают бесплатный доступ в бизнес-залы на жд-вокзалах (если они там есть). Этой услугой могут пользоваться пассажиры почти всех поездов дальнего следования, в составе которых имеются спальные вагоны.

Бизнес-зал ожидания на Московском вокзале в Санкт-Петербурге. Его посетители могут не только отдохнуть в спокойной обстановке, но ещё и воспользоваться душевой, переговорной, детской комнатой. Фото: dzvr.ru
Бизнес-зал ожидания на Московском вокзале в Санкт-Петербурге. Его посетители могут не только отдохнуть в спокойной обстановке, но ещё и воспользоваться душевой, переговорной, детской комнатой. Фото: dzvr.ru

Путешественники, которым достаточно базового набора услуг (кондиционер и постельное бельё) и не нужен доступ в бизнес-зал, обычно оформляют билет в класс 1Л, 1Д или 1У. Их выделили, чтобы люди могли ездить в СВ, не переплачивая за лишние услуги.

Вагоны классов 1Ф и 1Х в основном встречаются в поездах «Таврия», курсирующих в Крым. От обычного купейного вагона они отличаются только количеством спальных мест — два вместо четырёх.

Частные перевозчики могут использовать собственную классификацию, отличную от обозначений РЖД. Поэтому перед поездкой на поездах других компаний следует уточнять классы обслуживания спальных и других вагонов.

Буквенно-числовой код на билете обозначает класс обслуживания, а рисунки под ним расшифровывают все включённые услуги. Фото: автора
Буквенно-числовой код на билете обозначает класс обслуживания, а рисунки под ним расшифровывают все включённые услуги. Фото: автора

Цены и особенности покупки билетов в СВ

Комфорт в пути и качественный сервис, характерный для СВ, существенно повышает стоимость билетов. Они всегда на 20–50% дороже, чем в купе.

На цену билетов влияет:

  • Тип поезда и класс обслуживания. Билеты на фирменные поезда всегда стоят в полтора-два раза дороже. К примеру, за билет на обычный поезд из Москвы в Кисловодск в августе 2023 года нужно заплатить около 17 500 рублей, а за аналогичный билет на фирменный поезд «Кавказ» — уже 34 700 рублей.
  • Расстояние до точки назначения. Чем длиннее путь, тем дороже билет. Поездка из Москвы во Владивосток в СВ обойдётся примерно в 53 тысячи рублей (в августе 2023 года).
  • Время поездки и спрос на билеты. На время праздников, школьных каникул и массовых летних путешествий цена билетов всегда выше. Дешевеют они обычно после новогодних каникул и в осенне-зимний сезон. На сайте РЖД есть удобный календарь сезонных изменений цен на билеты в вагоны СВ и купе. Сверяясь с ним, можно неплохо сэкономить.

Дополнительные услуги

Это, например, заказ двух- или трёхразового питания, оформление дополнительного багажа. Для пассажиров СВ, которые хотят ехать без случайного попутчика, в РЖД ввели тариф «сингл». При покупке билета по этому тарифу гарантируется проезд в одиночку, а размер скидки за выкуп всего помещения достигает 15–20%.

Фирменный поезд «Кавказ» состоит из двухэтажных вагонов — нескольких купейных и одного СВ. Фото: Пресс-служба РЖД
Фирменный поезд «Кавказ» состоит из двухэтажных вагонов — нескольких купейных и одного СВ. Фото: Пресс-служба РЖД

Текст: Дана Шевченко для Яндекс Путешествий

Подписывайтесь на наш канал в Дзен, ставьте лайки и путешествуйте лучше всех!