Тут упоминали уважаемые читатели фильм «Лучшие в аду». И я не буду рассматривать этот фильм, как творчество Пригожина, не буду говорить о том, что «война – это ад» (это и так почти все знают), но вот про что я скажу – так это про то, что фильм-то этот… довольно вреден с идеологической точки зрения. Интересно? Ну давайте разбираться, так ли это…
Итак, художественный фильм «Лучшие в аду». Повествует он нам о том, как две неких группы лиц (по фильму это «жёлтые» и «белые», различаются только цветом повязок), ведут бой за группу зданий. Просто «белым» нужно прорваться на высотку, чтобы с неё подсветить лазером позицию дальнобойной артиллерии. Если мне не изменяет память – «Пионы». Кстати, я не припоминаю, чтобы в реальности у «жёлтых», «Пионы» были. Хотя, я не эксперт, может, и были – напишите, кто в курсе… И вот тут сразу… ну, конечно, это моё мнение, давнего любителя фантастики, который много чего видел. И лично у меня возникла такая аналогия…
Был такой сериал – «Вавилон-5», который я смотрел с большим удовольствием. И сейчас, он живёт на одном из дисков моего домашнего компьютера. Ну, хороший сериал, чего греха таить. И вот была там такая раса, как «дрази». Такие… ну, рептилоиды, что ли, если можно так выразиться. И вот у этих самых дрази был такой… обычай – раз в некоторое время, все дрази примыкали к одной из двух сторон и жестоко били друг друга. Стороны отличались только цветом повязок – зелёная или пурпурная. И всё. Повязки эти распределялись рандомно! Ну вот такой обычай у них был – никакой идеологии, никаких правил. Просто надевай повязку и иди бей того, у кого повязка другого цвета. Под конец, наша, русская женщина, Сьюзен Иванова, конечно же, разобралась с этой проблемой, конечно же, изящно…
Так вот, я, как человек, который «немного» интересуется политикой, отлично понимаю, что на самом деле означают «жёлтые» и «белые». В курсе, так сказать. Понятное дело, что и большая часть потенциальных зрителей тоже будет в курсе, «кто есть кто». Но – а что будет, если фильм посмотрят… например, через десять лет? Или в другой стране, где вообще никто не знает, что тут творится? Или фильм только «для внутреннего использования»? Простите, а что тогда мешало называть вещи своими именами? С одной стороны, конечно, в нашей стране все про всё знают, а с другой – кто-то ведь говорил в критике фильма, что «непонятно, кто на ком стоял!». Так что, это самая главная, наверное, претензия к фильму. Хотя, и другие будут… не слабее…
Далее – а зачем, собственно, был снят этот фильм? Показать «боевую работу»? Ну, как мне кажется, есть фильм, например, «Солнцепёк», в котором, под конец, очень так хорошо показали именно боевую работу – помните, когда шли танки, на них была организована очень грамотная засада, после чего, один из тех, кто эту засаду устроил, подошёл к ополченцам и сказал, что «вон там, много снаряжения можно взять». А другой книгу про Вагнера взял почитать… Очень хорошо и красиво, на самом деле, получилось. Кстати, снимали те же люди, если я всё правильно понимаю…
А что же нам показали здесь? Есть несколько зданий, надо попасть в крайнее из них, чтобы с его крыши «подсветить» цель. И обязательно успеть ко времени, чтобы сигнал ушёл к взлетающим штурмовикам, чтобы они по нему навели ракеты. Все хорошо и интересно, если не считать того, что фильм сам же себя и портит. Например, гнать людей, чтобы они подсветили цель. В кадре сами же «белые», как и «жёлтые», используют дроны, чтобы следить друг за другом. И любой знает, что на дрон запросто можно поставить оборудование, чтобы точно так же «подсветить» цель. Сбить могут? Могут. А могут и не сбить – особенно, если не увидят. Нет, конечно, если дрон более ценный актив, чем люди – то я всё понимаю. Только вот, что же – смысл фильма в том, чтобы «положить побольше своих людей»? Так это… нам же вроде, показывают именно работу той «конторы», которая и сняла фильм. То есть, они прямо так и говорят, что «смотрите, мы занимается утилизацией людей»? Нет, ну получается-то именно так! Сколько там они людей положили, чтобы добраться до той крыши? А в конце говорят, что всё зря было… Противник отступил, потери артиллерии восполнил, и, как говорится, «на колу мочало – давай сначала!». Нет, ну получается-то именно так!
Знаете, был такой фильм, «Чистилище», про Первую Чеченскую. И вот там буквально под конец, наши проводят атаку – хорошо так проводят, главного злодея, которого играл Нагиев, буквально из АГС расстреливают (ну, после того, что они с танкистом сделали – заслуженно, как мне кажется), и берут ту больницу. Всё хорошо, не так ли? Только вот, под конец идут титры, что всё, оказывается, было зря. Больницу то ли отбили, то ли просто отдали. Тоже, казалось бы, фильм про героизм наших парней – а на самом деле, что всё было зря. И тут – смысл-то, в общем-то, такой же. Что всё, за что бились, за что отдавали жизни наши ребята, оказалось зря…
Знаете, я не буду рассказывать о на самом деле интересных моментах, которые тоже сделаны, как мне кажется, не просто так. Это и эпизод с иконой, про который не говорил только ленивый, и то, что говорят все (и «белые» и «жёлтые») только на русском языке (нет, по слухам, на самом деле, «оттуда» в основном, русская речь звучит, хоть и не всегда!), и то, что «мой дед Берлин брал! – и мой дед тоже Берлин брал!». Вот, как мне кажется (но, я-то, человек, избалованный хорошими фильмами и книгами), эти два человек, по идее, должны были успокоиться, и подумать, что «тут что-то не так», и тот, у кого «тоже дед Берлин брал», должен был понять, что он тем, что воюет за тех, против кого его дед воевал. Хотя нет, тут же нет никакой идеологии! Тут же только «белые» и «жёлтые». Только вот – а при чём тогда деды, что Берлин брали? Ведь опять же, все понимают, что там на самом деле не так, как было показано в этом фильме.
Или что – создатели фильма так сильно хотели показать, что «там», такие же люди, как у нас? Ну, для начала – это очень странно, делать так во время этих событий. Как-то нехорошо это. Что-то я не припоминаю, чтобы во время Великой Отечественной нашим солдатам говорили о том, что «там, по ту сторону прицела, такие же люди, как и вы, не надо их убивать!». Что-то мне другое вспоминается, от Константина Симонова – «Сколько раз увидишь – столько раз его и убей!».
Так какую же задачу ставили перед собой создатели «Лучших в аду»? Конечно, я не эксперт с мировым именем, не великий кинокритик, а просто айтишник широкого профиля, сисадмин по профессии. Но вот лично мне кажется, что смысл у фильма только один – показать, что всё, что там происходит, никому не нужно, что там – такие же люди, как и мы. А то, что они всё русское ненавидят – авторы фильма «тактично» «вынесли за скобки». В общем, не самое хорошее дело было снимать этот фильм.