Найти тему
Психология ЗОЖ

Как улучшить ПАМЯТЬ? Все о способности запоминать.

В этой статье раскроем как устроена человеческая память. Поделюсь методами улучшения памяти, а также раскроем тайну феномена такого загадочного явления как дежавю
В этой статье раскроем как устроена человеческая память. Поделюсь методами улучшения памяти, а также раскроем тайну феномена такого загадочного явления как дежавю

Память человека очень сложный механизм, с помощью которого мы сохраняем, а потом воспроизводим информацию. Благодаря памяти мы учимся и развиваемся. Память — это способность мозга кодировать, хранить и восстанавливать информацию. Это целая система, включающая в себя различные механизмы.

Существуют два вида памяти: кратковременная память и долговременная память. Кратковременная память позволяет хранить небольшое количество информации до одной минуты. У неё ограниченный объем, поэтому такая информация быстро забывается. Если эту информацию вы хотите использовать постоянно, то её нужно заучивать.

Долговременная память это способность хранить большое количество информации в течение длительного времени от нескольких минут до десятков лет.

Долгосрочная память подразделяется на явную, включает в себя фактические знания и воспоминания и неявную, которая отвечает за навыки и привычки.

Процесс запоминания очень сложный. Включает в себя кодирование и воспроизведение информации. Все начинается с восприятия информации через наши органы чувств, далее информация кодируется и переносится в краткосрочную память. Далее часть информации переходит в долговременную память, там она хранится до того момента пока нам необходимо будет её вспомнить. Кодирование и запоминания может зависеть от нескольких факторов: внимание, интерес к этой информации и эмоциональное состояние человека в этот момент. После кодирования наступает этап хранения информации. Далее в зависимости от важности информации она остается либо в кратковременной памяти, либо переходит в долговременную. Долговременная память имеет неограниченный объем и может хранить информацию до конца жизни человека. Также наш мозг обладает навыкам воспроизведения запомненной когда-то информации. Он извлекает из памяти нужную информацию, когда это необходимо.

Существуют несколько факторов эффективности нашей памяти:

1.Генетика.

2.Здоровье и физическое состояние человека. Хорошее физическое здоровье, здоровый сон и питание способствует улучшению памяти.

3.Эмоциональное состояние. Стресс и депрессии негативно сказываются на эффективности запоминания и воспроизведения информации.

4.Тренированность мозга. Это способность группировать информацию, повторять, анализировать, представлять эту информацию. Есть много различных техник для тренировки мозга.

5.Интерес и мотивация. Человек лучше запоминает информацию, которая для него важна.

6.Активное участие в процессе обучения и запоминания, например обсуждение и преподавание, применение на практике.

Почему же мы всё-таки забываем информацию?

Забывания — это важный процесс, который позволяет нашему мозгу очиститься от ненужной устаревшей информации. Забывания может быть постепенным, когда мозг забывает ту информацию, которую мы регулярно не повторяем, а может быть блокировка информации из-за психологических проблем, наш мозг нас защищает от этой информации.

Существует несколько теорий забывания. Основные причины:

1.Теория угасания. Со временем воспоминания угасают и теряются, если не повторять их. Угасание в основном характерно для кратковременной памяти.

2.Теория интерференции. Забывание происходит из-за конфликта между новой и старой информацией. Новая информация может мешать воспоминаниям старой или наоборот, когда старая информация мешает усвоению новой.

3.Теория блокировки. Это случай, когда информация остается в памяти, но временно остается недоступна.

4.Теория об отсутствии подсказок. Иногда, чтобы вспомнить какую-то информацию нам требуется подсказки, какая-то наводящая информация.

Причины невозможности запомнить всю изученную информацию:

1. Ограниченные когнитивные ресурсы мозга. Как раз забывания помогает освободить когнитивные ресурсы для более важной информации

2. Эффективность принятия решений. Если наш мозг запоминал бы всю входящую информацию, то не смог бы эффективно принимать решения. Слишком перегружен. Процесс забывания ненужной информации делает процесс принятия решений очень эффективным.

3. Адаптация и обучение. Забывания позволяет нам избавиться от устаревших знаний, либо ошибочных убеждений.

4. Психологическая защита. Забывания служит психологической защитой, которая позволяет защитить от травмирующих воспоминаний прошлых событий.

Процесс забывания способствует психологическому здоровью человека. Понимание процессов забывания может нам помочь более эффективно использовать память для запоминания и управления информацией,

Если хотите больше разобраться в процессах памяти рекомендуем прочитать книгу А.Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти».

С памятью связано такое явление как дежавю. Бывает, что идёшь по улице и такой ощущение, что ты уже это видел, с тобой это было. Это явление держится на механизме записывание информации, а потом осознании ее. И вот если эта запись происходит с небольшими искажениями, то тебе кажется, что это уже было, а на самом деле то, что ты сейчас осознал уже было записано, но записано было с искажением. Поэтому тебе кажется, что это было давно, на самом деле ты только это увидел. Это физиологический феномен нашего мозга, не имеющий никакого отношения к телепатии. Желаю развивать вам вашу память, все в наших руках.

Благодарю, что вы дочитали статью до конца, надеюсь вам это было полезно, благодарю за лайк и подписку.