Найти тему
Эпонимы и Мы

МАЛИНЧИЗМ

У одного из вождей ацтеков на окраине их владений была рабыня по имени Малинче. Откуда именно она была родом - история умалчивает, вероятно, её родители происходили из знатного рода, живущего в Коацакоалькосе, сеньорами селения Пайнала. Но известно, что за время своего существования эту женщину не раз продавали и покупали, передавали и дарили, в результате чего она обучилась различным наречиям майя и науатль, поэтому вполне могла работать толмачом при господине.

После того как на материк прибыл со своей ватагой доблестный головорез Вернан Кортес, разгромивший войско её хозяина, Малинче вместе с другими аборигенами в качестве законной добычи досталась победителю. И стала делать то, что у неё хорошо получалось - переводить. А ещё - служить своему новому господину. Который, изголодавшись, приблизил её и сделал любовницей. Или женщиной для любовных утех, как угодно. В итоге она ему родила сына.

Что интересно, ацтеки до сих пор не простили Малинче этого "предательства" по отношению к своим, американским. Дескать, как же такое возможно - отдаться врагу, который пришёл на нашу землю с огнём и мечом, убил многих наших и покорил целые народы! Отдаться и работать на него - позор!

Но, на самом деле, стоит напомнить, что Малинче если и была кому-то чем-то обязана, то исключительно как рабыня, а далеко не все рабы боготворят своих хозяев. Вот она-то ацтеков никогда не считала "своими", и всю жизнь ненавидела их как завоевателей, лишивших её личной свободы. А Кортеса воспринимала как освободителя - во всех смыслах этого слова. Кстати, испанцы называли её "донья Марина".

Считается, что она сыграла огромную роль в завоеваниях Кортеса, поскольку помогала не только общаться с местным населением, но и сообщала ему множество полезной информации, работая в роли осведомителя.

-2

Тем не менее, на сегодняшний день в культуре мексиканского народа прочно утвердилось понятие МАЛИНЧИЗМ (или МАЛИНЧИСТА). Это слово они используют для описания других мексиканцев, которые отдают предпочтение иностранным вещам, восторженно отзываются о порядках, которые можно найти за границей, критически относятся к своей Родине и мексиканским обычаям по сравнению с зарубежными.

Если развить эту тему ещё чуть-чуть, можно вступить в очень неприятное и зловонное болото фрейдистских трактований происхождения мексиканцев как народа. Ибо некоторые писатели из истории с Малинче выводят целую теорию о том, что население Мексики, по сути, является потомком предателей, добровольно вступивших к контакт с врагами. Но это, согласитесь, звучит довольно обидно, и при желании можно найти в каждом народе подобные истории, чтобы натянуть сову частного случая на глобус всеобщего предательства.

А в принципе, эпоним очень точно характеризует тех наших соотечественников, которые с придыханием воспевают прелести жизни в других странах, их культуру, порядки, традиции и законы - на фоне всего нашего, унылого и корявого. Возможно, у них в роду тоже была своя Малинче.

Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!