Все части книги "Судьба ученого. Откровенные диалоги с профессором А. Н. Ежовым" по ссылке: https://dzen.ru/suite/77df2f26-9e66-40c7-906e-e60137f693b4
Новые возможности
Новое время принесло не только разрушения, но и определенные возможности, которых раньше не было…
В те годы появилась мечта – создать негосударственные системы науки, образования и аттестации, где не было бы бюрократии, чинопоклонства, унижений, коррупции. Чтобы соблюдалось человеческое достоинство, была дружеская атмосфера в коллективе, которая в том числе способствует улучшению результатов совместного труда. Долгие годы такой возможности не было.
В это время Вас избрали депутатом Моссовета?
В 1990 год меня выдвинул в кандидаты наш коллектив. Я этого не хотел, но люди просили. Было два этапа выборов. На первом были 13 кандидатов, на втором двое – я и еще одна женщина из МГУ.
Ее поддерживали такие известные политики того времени, как Гавриил Харитонович Попов, Галина Старовойтова, и знаменитые в то время «сыщики» Т. Х. Гдлян и Н. В. Иванов. У меня, объективно говоря, шансов не было.
Помню последнюю встречу на 360 избирательном округе. Там в основном избиратели были работники кирпичного завода в Новых Черемушках. Выступили моя соперница, Г. Х. Попов, Г. В. Старовойтова. А у меня никакой не было группы поддержки, только мой товарищ из института, который со мной ездил.
Моя соперница тогда на встрече ругала коммунистическую партию, и, достав свой партийный билет, сказала: «Вот, я при вас всех его рву. Отказываюсь от коммунистического прошлого, должна быть демократия». Пришло время мне выступать. Говорю: «Я занимаюсь научной работой, такими-то вопросами. Вот мы ездили везде по стране, по разным регионам, беседовали в коллективах. И у меня возник вопрос: "Вот Вы отказались от членства в партии. Но возьмите Устав партии, что в нем неправильно написано?"» Моя оппонентка растерялась, не ожидала такого вопроса: «Написано все правильно, но ведь не делают…» «Так это не коммунистические идеалы виноваты, а конкретные люди, которые неискренние, обманывают народ, свои личные интересы поставили выше общественных, которые на этих партийных идеалах наживались. А при чем здесь партийные идеалы? Вот Вы искренне вступали в партию?» – «Да» – «А сейчас искренне отказываетесь?» – «Да».
Достаю свой партийный билет: «Я искренне вступал. И не отказываюсь от партийных идеалов. Они все правильные. Если бы они были воплощены в жизнь, мы все жили бы намного лучше. Я этот партийный билет сохраню, детям и внукам его передам. Горжусь тем, что был членом партии».
Все встали, зааплодировали. И встала Г. В. Старовойтова и сказала: «Я пришла вас агитировать за нашего представителя. Но сейчас я вижу, что оба кандидата достойные, а вы выбирайте сами». Г. Х. Попов от выступления отказался. И при голосовании выбрали меня.
Не имея ни команды, ни денег, будучи в долгах, удалось выиграть в предвыборной борьбе и быть избранным.
Чем Вы занимались в качестве депутата?
Став депутатом, отказался от высокой зарплаты депутата Моссовета: у меня на округе было несколько старушек-ветеранов, эту зарплату делил между ними. Находясь в долгах, ни копейки депутатских денег на себя не потратил. Жил на зарплату научного работника, она была около 400 рублей, хорошая по советскому времени. Причем зарплату я не «получал» – она была внебюджетная, а зарабатывал за счет хозрасчетных денег.
В Моссовете я возглавлял чрезвычайную комиссию по проверке жилищных прав граждан, работал в комиссии по науке и образованию. В составе этой комиссии работал Владимир Михайлович Филиппов, который впоследствии стал министром образования РФ, затем возглавлял Высшую аттестационную комиссию при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации. Мы до сих пор сохранили с ним уважительные отношения.
Вы только один срок были депутатом, больше не стали избираться?
Наш срок был прерван в 1993 году. Мы были избраны до 1995 года, но в 1993 году Президент РФ Б. Н. Ельцин распустил все советы. После расстрела Белого дома мы – народные депутаты – обратились в Генеральную прокуратуру РФ о привлечении его к уголовной ответственности. И на следующий день он, не имея на то конституционных полномочий, расформировал все Советы народных депутатов по России. И в силу этого мы остались «вечными» депутатами, потому что наши полномочия были прерваны незаконно. И они стали бессрочными.
Но в это же время удалось реализовать Вашу мечту о создании негосударственных образовательных и научных организаций?
С Маратом Николаевичем Перфильевым, который был председателем в поддержавшей меня во время конфликта с ВАК комиссии ЦК КПСС, мы в порядке эксперимента создали в Москве в 1992 году, до выхода Закона «Об образовании» Высший институт управления. Марат Николаевич работал в отделе науки ЦК КПСС, потом оттуда ушел. Он доктор философских наук, профессор. Его идеи совпали с моими, и мы решили создать негосударственные системы образования, науки и аттестации.
В 1990 году появилась международная общественная организация, которая тогда называлась «Лига возрождения науки России». Впоследствии она стала называться «Лига развития науки и образования». Она была создана в 1990 году в Москве представителями 27 государств. Зарегистрировать ее удалось в 1991 году. Она действует по настоящее время, являясь старейшей общественной организацией в Российской Федерации.
На следующем этапе мы решили создать институт, учредителем которого станет эта Лига. Это был период, когда не было Закона «Об образовании». Мной были использованы те возможности, которые давала работа депутатом Моссовета, Марат Николаевич подключил свои связи в ЦК КПСС. И в порядке эксперимента нам разрешили создать вуз до выхода Закона «Об образовании» – первый негосударственный вуз в Российской Федерации. В 1991 году был создан Высший институт управления в Москве. Базировался он на Волхонке, рядом с храмом Христа Спасителя, в здании Института философии РАН.
Но я всегда был против Москвы. 55 лет прожив в Москве, москвичом не стал и не стану. У меня была мечта создать центр науки и образования на родине Михаила Васильевича Ломоносова в Архангельске. В этом городе я жил с 1955 по 1961 год, учился в 1 средней школе, потом в 4 школе.
Архангельск произвел на меня в детстве очень сильное впечатление, поэтому именно в этом городе мне хотелось создать институт. И после выхода Закона «Об образовании» мы в 1993 году создали в Архангельске филиал Высшего института управления. С этого момента начался отсчет истории нашего института, потому что уже в первичных документах было указано, что филиал является отдельным институтом. Московский институт остался М. Н. Перфильеву, ректором работала его супруга Л. В. Орлова, а его Архангельский филиал стал преобразовываться в самостоятельный институт.