Анализ ключевых показателей эффективности (KPI) помогает определить проблемы бизнеса, выявить области для развития и принимать обоснованные стратегические решения. Выбор метрик, отражающих эффективность конкретного бизнеса – важная часть анализа данных.
Специалисты Qlever Solutions более 10 лет разрабатывают системы бизнес-аналитики и матрицы KPI для лидеров розничной торговли, ресторанного бизнеса, промышленности и энергетики.
Мы создали справочник KPI, содержащий универсальные метрики, применимые в различных отраслях. Анализ этих показателей поможет выявить возможности для роста прибыли, разработать эффективную стратегию развития бизнеса и принимать своевременные управленческие решения.
Финансовые показатели
Рентабельность активов (ROA)
Рентабельность активов (доходность активов, return on assets, ROA) — показатель, который демонстрирует, насколько эффективно бизнес использует свои ресурсы.
ROA — отношение прибыли бизнеса к стоимости его активов.
Формула расчета ROA
При использовании формулы возникают нюансы:
- Приобретение активов возможно двумя способами: на заемные или на собственные средства. Крупные займы выливаются в уплату больших сумм по процентам. При такой структуре капитала необходимо при расчете чистой прибыли учитывать расходы на уплату процентов.
- Определение общей стоимости активов на конец периода (например, на конец налогового года) может быть ошибочным, так как чистая прибыль получена с использованием активов, которыми компания владела и ранее. Вот почему имеет смысл брать среднюю стоимость активов за данный период
В таком случае, формулу расчета ROA необходимо модифицировать
Данные для расчета ROA берутся из анализа бухгалтерской отчетности, данных управленческого учёта или собственных финансовых отчетов компании.
Какой результат должен получиться
Величина рентабельности активов существенно варьируется в зависимости от отрасли и сектора экономики. Хороший результат - когда значение ROA превышает 5%, отличный - свыше 20%.
Если величина ROA низкая, то это свидетельствует о низком уровне прибыли по отношению к стоимости имеющихся активов.
ROA особенно полезен при сравнении аналогичных прибыльных компаний из одной отрасли. Если ROA компании ниже среднего значения по отрасли, это говорит о неэффективном использовании бизнес-активов.
Для чего считать показатель ROA
ROA позволяет оценить, насколько эффективно активы используются для генерации прибыли.
Активы компании — это все ее материальные и нематериальные ценности, которые могут принести выгоду в будущем. К ним могут относиться деньги, недвижимость, оборудование, запасы, интеллектуальная собственность, дебиторская задолженность и т.д.
По показателю можно определить перспективы масштабирования и развития бизнеса.
Если стоимость активов увеличиваются, но прибыль не растет и ROA снижается, то расширение бизнеса без изменения внутренних процессов нецелесообразно. В случае увеличения стоимости активов и повышения их рентабельности, перспективы масштабирования бизнеса хорошие.
***
Ключевые показатели эффективности (KPI) используются для понимания текущей ситуации в бизнесе: оценки успешных результатов и выявления областей, на которые следует обратить внимание. Грамотная оценка эффективности поможет совершенствовать продукты и услуги, получить новые конкурентные преимущества, своевременно выявлять тенденции и предсказывать события.
Хотите принимать эффективные бизнес-решения?
Команда Qlever Solutions разработает дашборды для детального анализа ключевых KPI