Вечер. Дежурство в роддоме.
В послеродовом планово обходим только свежих и операционных 0-1-2 сутки, остальные - по жалобам либо с температурой.
Дежурю с начмедом. Он любит посещать послеродовое сам - и обходит все палаты: так надёжнее, да и косяки какие-то сразу видны. Шов, например, после кесарева неаккуратный, внахлест. Или же какой врач старой закалки поленился и промежность ушил не косметикой, а тремя отдельными швами капроном. А на утро разбор...
В 10 утра из родзала перевели Кристину. 23 года, первые роды. Рожала часов 10, эпидуральной анестезии не было. На промежности швы.
Звоню вечером акушерке послеродового - все ли нормально? Как самочувствие? Температура? Мочилась?
А акушерка Даша молоденькая, всего месяца четыре работает.
И в трубку мне говорит - да, мол, все нормально. Помочилась. Не сразу, конечно, но водичку ей включила и вроде хорошо все. Ну я и успокоилась - привыкла, что в послеродовом акушерки бдят. Думаю, если начмед обход не сделает вдруг, то спущусь сама через час, всех пробегу. Прям сейчас не могу, потому что в патологии четыре женщины не осмотрены и в родблоке трое в активе. А ординаторов, как на зло, нет, дефицит.
Двух беременных в патологии посмотрела, анамнез собрала, на КТГ посадила. Акушеркам пациенток передала, как писать плёнку закончат - скинут мне фото на телефон. Там все планово должно быть, без сюрпризов - одна с отеками, вторая с плацентарными нарушениями, а фактически обе на дородовую госпитализацию.
Потом сбегала в родзал: третьи роды совершенно неожиданно решили рожать. Ни одного осмотра в родблоке: как на кресле в патологии глянули - 4 см три часа назад, так больше никто и не трогал роженицу. Впрочем, на то они и третьи роды да клизма животворящая.
Девчонка родилась горластая, упитанная - 3900 г 52 см - прям пупсик такой.
Только мы с акушеркой родовые пути осмотрели, за отсутствие разрывов порадовались - звонок от начмеда.
-Анастасия Сергеевна, спустись в послеродовое.
Тон, не предвещающий ничего хорошего. Пока спускаюсь, лихорадочно перебираю в уме все свои возможные грехи последних трех суток. Со швами у меня проблем вроде не было, температурящих в отделении пофамильно знаю, там двое первых суток и одна - третьи, молоко пришло...
В смотровой та самая Кристина, первородка, которую перевели в послеродовое ещё до начала моего дежурства.
Рядом стоит акушерка Даша с мочевым катетером в руке, начинает его ставить.
Мочевой пузырь опорожняется, опорожняется, опорожняется... Итого 1 литр 800 мл.
А родильница совсем не чувствует, что в туалет надо сходить. Вроде бы садилась, но все по капельке. Акушерке сказала, что чуть-чуть пописала. Такое бывает после родов, да - не чувствует наполнение мочевого, соответственно, и опорожнить не может. Иногда случается, что на двое-трое суток приходится катетер оставлять, пару раз даже выписывали с ним.
Кристину мы отпустили в палату, рекомендации дали. Даша пошла её проводить. Ну а мы с начмедом направились в родзал.
-Представь, что было бы, если бы сейчас мочу не вывели?
-Ничего хорошего.
-Правильно думаешь. Ибо разрыв мочевого пузыря хорошим делом точно не назовёшь. И как такое могло случиться?
А я не знаю, что ответить. Потому что в такой ситуации ответственность на враче - это понятно. Вопрос - а как физически я могу проконтролировать каждую родильницу: пописала - или нет? Если пописала - достаточно ли? Никак. Только на слово - беседуя с каждой лично. Даже если их 10-15 свежих за день. А ещё обучать акушерок - подходить к каждой родильнице не поверхностно. Интересоваться. Лишний раз спросить. Объяснить. И все это где-то между заполнением 14 и 15 журнала акушеркой, условно...
P.s.: у Кристины все хорошо было, мочевой уже на утро стал отлично функционировать. Ну а для меня был очередной урок с соответствующими выводами.