После Октябрьской революции 1917 года Россия погрузилась в период масштабных социальных и политических преобразований.
Лев Троцкий, один из главных архитекторов революции и идеологом большевизма, занял ключевые позиции в новом государстве. Он был в народном комитете по зарубежным делам, а потом и вовсе стал председателем Реввоенсовета, где его роль в строительстве Красной армии была решающей.
Троцкий был известен своей жесткостью, идеализмом и приверженностью к революционным принципам. Идея установки памятника Иуде шло Искариоту возникла у Троцкого в 1922 году, когда страна находилась в разгаре Гражданской войны.
В это время Советская власть сталкивалась не только с внешними врагами — белогвардейцами и иностранными интервенционистами, но и с внутренними противниками, которые угрожали разрушить её изнутри.
В условиях тотальной мобилизации и жесткой идеологической борьбы, Троцкий искал способы подчеркнуть опасность предательства и напомнить о важности верности революционным идеалам.
Сказочник из Дании
Одним из главных свидетельств наличия мемориала Иуде в Свияжске служит рукопись “Красный Сад”, созданная эмиссаром из Дании Хеннингом Келлером, он работал в период с 1917 по 1920 в России. В своей рукописи он выделяет целое направление для описания открытия этого монумента, подробно рассматривая многие аспекты и детали этого события.
Дискуссии, был ли Келлер все таки в Свияжске, продолжаются до сих пор. Однако, если предположить, что эмиссар находился в Свияжске, то что он описывает, вызывает много вопросов. В его книге Свияжск назван Свиягородом, что добавляет путаницы.
Вдобавок, он предоставляет запутанный рассказ о своей поездке в Свияжск и о самом городе. Памятник, по его словам, был открыт каким-то “красным евреем”, его имени он не сохранил в памяти. Трудно поверить, что политик не был осведомлен о имени Льва Троцкого.
На «еврея» был надет шлем из стали с семиконечной звездочкой бордового цвета и поведение его было эксцентричным. Открытие мемориала сопровождалось артиллерийским фейерверком и всеобщим поцелуем, он, по словам Келлера, шел по порядку от одного участника церемонии к другому.
Как командир бригады стал Иудой
Данная история распространялась в основном через белоэмигрантскую прессу. Эти сообщения часто представляли собой пересказ истории, связанной с Келлером.
Один из таких примеров — книга эмигрантского писателя Вараксина «Дорогами российской смуты», выпущенная в Германии, Берлин в 1923. В этой книге автор подробно описывает повествования Келлера, в то же время вставляя имена Троцкого и еще несколько популярных большевистских деятелей, чтобы усилить эффект.
РПЦ за границей усердно поддерживала легенду о мемориале Иуде, способствуя его распространению. Возрождение этого взяло свое начало с распадом Советского Союза, как только будущее поколение историков стало активно разгадывать «преступления тоталитарного режима».
Основная трудность заключалась в том, что основные доводы подлинности повествования о мемориале Иуде основывались на одних и тех же источниках: «Красный Сад» и эмигрантские публикации. При этом никаких свидетельств, подтверждающих эту историю, в советских архивах найдено не было.
Подведем итоги.
Нет достоверных свидетельств того, что был установлен мемориал Иуде Искариоту в Свияжске, помимо своеобразной рукописи политика из Дании Хеннинга Келлера, не существует. Так неподтвержденная легенда превращается в факт, исходя из которого констатируют выводы о специфике целой исторической эпохи.
Революционеры, конечно, не были ангелами во плоти. И их конфликт с церковью – знаменательная истина. Но все же для истинного понимания и принятия истории следует опираться на подлинные явления, а не на вымыслы, как это происходит.
А как по вашему мнению, был ли все таки поставлен памятник Иуде?