Необходимо ли вносить плату за НВОС при эксплуатации дизель-генераторных установок?
Отвечает ведущий юрист Центра Зиновкин Никита:
Следует отличать передвижные источники выбросов от мобильных установок, при эксплуатации которых осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества.
Стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника;
Передвижной источник - транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 69.2 указанного Федерального закона объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом на основе анализа раздела II Формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (утв. Приказом Минприроды России от 12 августа 2022 г. № 532) (далее – Форма заявки о постановке на государственный учет объектов НВОС) можно сделать вывод о том, что при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, учитываются исключительно стационарные источники выбросов.
Также следует отметить, что согласно п. 1 ст. 22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Согласно п. 5 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (утв. Приказом Минприроды России от 19 ноября 2021 г. № 871) при проведении инвентаризации выбросов учитываются передвижные ИЗАВ следующих видов:
- автомобильный транспорт, строительная, сельскохозяйственная, дорожная и иная техника, которая относится к передвижным источникам выбросов, постоянно или временно эксплуатирующаяся (функционирующая) на объекте ОНВ;
- самолеты и иные воздушные суда, постоянно или временно эксплуатирующиеся (функционирующие) на объекте ОНВ;
- железнодорожный транспорт, постоянно или временно эксплуатирующийся (функционирующий) на объекте ОНВ;
- водные суда, постоянно или временно эксплуатирующиеся (функционирующие) на объекте ОНВ.
Таким образом, если при выполнении работ выбросы загрязняющих веществ осуществляются не от двигателя транспортного средства, такое оборудование относится к стационарным источникам выбросов.
Следует полагать, что дизель-генераторные установки (ДЭС) относятся к стационарным, а не передвижным источникам выбросов.
При этом согласно п. 1 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Таким образом, плата за негативное воздействие на окружающую среду при эксплуатации дизель-генераторных установок подлежит внесению с учетом категории объекта НВОС, в состав которого включен соответствующий источник выбросов.