Время чтения: 5-6 минут
Ситуация, когда недавно приобретенный автомобиль вскоре после покупки требует длительного и дорогостоящего ремонта, является крайне неприятной для любого автовладельца.
В таких случаях многие задаются вопросом - как отказаться от автомобиля и вернуть его продавцу? А что делать, если машина постоянно ломается и находится на гарантийном ремонте?
На эти вопросы мы и ответим в нашей статье.
Если же вы уже оказались в подобной ситуации, и хотите получить бесплатную консультацию профильного автоюриста, то обращайтесь в чат на нашем сайте или позвоните по телефонам +7 (800) 500-39-61 и +7 (499) 490-44-52.
Рассмотрим ситуацию
Давайте представим, что некий Александр Б. приобрел в салоне новый автомобиль, а может, и б\у - в целом это неважно. Несколько дней все было хорошо, а потом машина начала ломаться: то дворники заклинит, то печка не работает, подвеска с коробкой стучат, дверь плохо закрывается, стеклоподъемники барахлят.
А автосервис стал для Александра уже вторым домом. Конечно, такая покупка радости не принесет, ведь проблем с ней больше, чем пользы. Что делать? Формально машина ездит, ну, подумаешь, иногда уходит в ремонт на несколько дней или недель. Продавец говорит, что это не его проблемы и возвращать деньги за машину он не станет.
Что делать в таком случае - обратимся к законодательству
В соответствии с Законом “О защите прав потребителей”, а именно со статьей 18, покупатель вправе вернуть новый приобретенный автомобиль в салон в течение 15 дней с момента передачи автомобиля продавцом. То есть не с момента оплаты или подписания договора, а именно со дня, когда покупатель фактически получил автомобиль.
Однако этим правом покупатель может воспользоваться только в том случае, если у автомобиля были обнаружены недостатки, которые не оговаривались продавцом при совершении сделки, даже самые незначительные: сломанные дворники, фары и т.п.
То есть любые недостатки, которые в том числе, не мешают эксплуатации автомобиля.
15 дней с момента покупки уже прошло
Если в первые 15 дней с машиной все было в порядке, а потом тоже что-то пошло не так, то процесс возврата автомобиля будет уже сложнее, и должно быть соблюдено одно из следующих условий:
- Обнаружен существенный недостаток - Например, сломанный двигатель или коробка передач - это существенный недостаток, а перегоревшая фара - нет.
- Нарушен срок ремонта автомобиля - По закону машина может находиться в сервисе не более 45 дней.
- Невозможность использования товара более чем 30 дней в течение гарантийного года - если у машины постоянно что-то ломается.
Нас интересуют последние два пункта, разберем их подробнее.
Нарушен срок ремонта автомобиля
В соответствии с законодательством машина может быть на гарантийном ремонте не более 45 дней. Если этот срок превышен, то основание для возврата есть. При этом если в сервисе нет необходимых для ремонта деталей или деталь долго ждут, то это проблема сервиса, а не клиента.
Обратите внимание: некоторые продавцы прописывают в договоре максимальный срок - 90 дней - такой пункт договора будет считаться недействительным, так как он нарушает права покупателя.
Вернемся к нашей ситуации с Александром Б.
После покупки автомобиля, у него начала стучать подвеска, коробка передач стала барахлить, да и дворники заклинило - клиент отправился в сервис. Машину осмотрели и сказали приезжать через 2 недели.
В назначенный день Александр приехал, быстренько подписал акт приема работ и поспешил по своим делам. Но уже в дороге он заметил, что дворники все также заклинивает, а стук подвески хоть и стал тише, но не пропал.
Важно: пока не убедитесь, что недостатки автомобиля устранены, не подписывайте в сервисе никаких актов. В нашем примере машина непрерывно находилась в ремонте 14 дней, но ее не отремонтировали должным образом. Клиенту придется снова обращаться с этой же проблемой, а срок ремонта будет считаться по новой.
Невозможность использования товара более чем 30 дней в течение гарантийного года
Если у машины регулярно что-то ломается, то и на этот случай имеется установленный законом порядок.
Обычно продавец дает гарантию на автомобиль, она может отличаться, но обычно составляет от 2 до 7 лет.
При этом если гарантия на автомобиль составляет два года и более, то это правило будет распространяться на весь срок. То есть в первый год машина должна быть на ремонте более 30 дней, во второй год машина должна быть в ремонте более 30 дней в третий год и так далее, пока не закончится срок гарантии. И только тогда у покупателя наступает право требования.
Конечно, постоянно посещать сервис, да еще и в течение всего срока - не очень веселое занятие. Тем более, если гарантия, скажем, 5 лет.
Что делать при возникновении поломки
Если машина на гарантии сломалась, то ее следует направить на гарантийный ремонт.
Однако для начала необходимо поступить следующим образом:
- Не везите машину в первый попавшийся автосервис. Вам не только придется оплатить ремонт из собственного кармана, но вы рискуете и вовсе лишиться гарантии.
- Внимательно изучите договор с продавцом. Там должны быть указаны контакты, куда следует сообщить о поломке и подать заявку на ремонт.
- Уточните адреса СТО-партнеров продавца. Если машина куплена у официального дилера, то СТО, скорее всего, будут находиться в самом автосалоне. Если машина приобреталась не у дилера, то адреса сервисных центров вы можете уточнить по телефону или на сайте салона.
- Передайте машину в ремонт. Это самый ответственный этап - и на нем следует фиксировать буквально все: сфотографируйте поломку “До”, запишите все даты: начало ремонта, примерный срок окончания ремонта. При возможности возьмите заключение, в котором говорится о поломке. Следите за тем, чтобы в сервисную книжку вносились актуальные данные. Храните все полученные в сервисе документы и ничего не выбрасывайте. Эти сведения понадобятся вам, если дело дойдет до суда.
Важно: Если вам кажется, что в сервисе вас обманывают, говорят, что это вы сами сломали машину, настаивают на отсутствии производственного брака или же пытаются убедить вас в том что при продаже с машиной все было в порядке, однако вы уверены в обратном, то автомобиль можно передать на независимую экспертизу, чтобы доказать вашу правоту.
- Не забирайте машину из сервиса, если не уверены, что поломка полностью устранена. Не торопитесь подписывать акт приема работ и покидать сервис. Убедитесь, что ремонт проведен качественно.
Если возникли основания для возврата
Когда становится понятно, что ремонтировать авто смысла нет, или же был обнаружен существенный недостаток, и возникают основания на возврат авто, то необходимо:
- Собрать документы, подтверждающие наличие основания на возврат. Здесь речь идет о технических заключениях, актах, выданных сервисами и т.п. Если проводилась экспертиза, то результаты экспертизы, само собой, тоже необходимо подготовить.
- Обратиться к продавцу. Сперва вы можете связаться с продавцом через горячую линию, например, или отправить электронное письмо, а может, у вас остался телефон менеджера, который оформлял вашу сделку. Сообщите продавцу о возникших проблемах и предъявите свои требования.Важно:Потребитель вправе требовать от продавца:Вернуть деньги за автомобиль;
Заменить автомобиль на новый аналогичный товар - Если продавец идет на контакт - бывает, что продавец признает вину и сообщает, например, о том, что в партии автомобилей был найден производственный брак, то вам без проблем либо вернут стоимость авто, либо заменят машину. Для этого необходимо приехать в офис продавца и подписать дополнительное соглашение.
Обратите внимание: если требование заключалось в возврате средств, то деньги должны вернуть в течение 10 дней.
Важно: Если автомобиль приобретался в кредит, то продавец возвращает деньги банку, а не покупателю. Выплата процентов банку также ложиться на плечи продавца. Если имел место первоначальный взнос, то есть покупатель вносил собственные средства в счет оплаты автомобиля, то эти деньги возвращаются покупателю.
Если продавец не идет на контакт и отказывает в возврате автомобиля
Увы, но чаще всего так и происходит. Продавцы намеренно тянут время, не отвечают на запросы покупателя и в открытую нарушают его права.
Что делать:
- Собрать материалы, подтверждающие наличие оснований для возврата.
- Подготовить досудебную претензию - указать в ней все недостатки, обнаруженные у автомобиля, приложить копии экспертиз и заключений из автосервиса, прописать свои требования о возврате автомобиля.
- Распечатать претензию в двух экземплярах и подписать. Один экземпляр впоследствии остается у покупателя, а второй у продавца.
- Передать претензию представителям автосалона. В идеале претензию нужно передать лично юристу компании продавца. Он должен на обоих экземплярах поставить отметку о принятии претензии с указанием даты, а также печать организации.
Если такой возможности нет, то документ можно отправить заказным письмом почтой России, обязательно сохраните квитанцию об отправке. - Ждать ответ от автосалона - ответ должен поступить в течение 10 дней.
Многие продавцы уже на этапе получения досудебной претензии выходят на связь и стараются договориться с покупателем. Претензия для них считается своего рода сигналом о том, что клиент настроен решительно и не готов отступать. Но если этого не происходит и ничего не меняется, то переходим к следующему этапу. - Подать исковое заявление в суд. Суд - это уже последний шаг и последняя возможность отстоять свои права. На этом этапе покупателю необходимо подготовить исковое заявление, приложить к нему все материалы, относящиеся к спору, в том числе и копию досудебной претензии.
Конечно, судебный процесс — дело не быстрое и непростое, поэтому если вы не уверены в своих силах, то лучше обратиться за помощью к юристу.
Что еще можно взыскать с продавца помимо стоимости автомобиля?
Помимо стоимости самого автомобиля, есть еще ряд расходов и издержек, которые покупатель вправе взыскать с продавца.
- Разница стоимости. Предположим, при покупке автомобиль стоил 800 тысяч рублей, а на момент ведения спора машина подорожала и стоит уже 1 миллион рублей. В таком случае покупатель вправе требовать разницу стоимости, и продавец обязан ее выплатить.
Если машина, наоборот, подешевела, то это правило не работает и продавец обязан выплатить стоимость автомобиля на момент совершения сделки.
Кстати, разницу стоимости можно взыскать и при возврате других товаров: мебели, бытовой техники и т.п. - Затраты на эвакуатор. Предположим, машина заглохла посреди пути, и ее необходимо эвакуировать. Поломка произошла не по вине покупателя, следовательно, эвакуация - непредвиденный расход, компенсацию за который можно требовать.
- Убытки. Если машина в ремонте, а ее собственнику срочно нужно транспортное средство и он берет его в аренду, то стоимость аренды также можно взыскивать. Однако, придется доказать в суде, что без автомобиля было просто не обойтись.
- Моральный вред. Согласно российскому законодательству, потребитель, пострадавший от приобретения некачественного товара, имеет право на возмещение морального вреда. В требованиях можно указать примерную сумму, в которую пострадавший оценивает нанесенный ему моральный вред. Но окончательную стоимость вынесет уже суд.
- Стоимость экспертизы. Если покупатель провел за свои деньги экспертизу, результаты которой предоставил в суде, и суд встал на сторону покупателя. То продавец обязан возместить стоимость экспертизы.
- Судебные издержки и расходы на юридические услуги. Все платежи, касающиеся судебного процесса - гос. пошлина, а также юридические услуги (при условии, если покупатель обращался за помощью к юристу), возмещаются за счет проигравшей стороны — то есть продавца.
Если у вас возникли трудности с возвратом или заменой некачественного автомобиля, мы готовы оказать вам профессиональную юридическую помощь.
Наши опытные автоюристы проконсультируют вас по всем аспектам законодательства о защите прав потребителей и помогут грамотно оформить необходимые претензии и исковые заявления.
Мы знаем, как правильно взаимодействовать с официальными дилерскими центрами и готовы отстаивать ваши интересы в суде. Доверьте ведение вашего дела профессионалам!
За помощью и бесплатной консультацией вы можете обратиться в чат на нашем сайте или по телефонам: +7 (800) 500-39-61 и +7 (499) 490-44-52.