Найти тему
По улицам Ташкента

Монумент "Мужество" - настоящий памятник великой дружбы народов

Оглавление

Людей всегда объединяло либо общее счастье, либо общее горе - такова человеческая суть. И когда 26 апреля 1966 года в Ташкенте произошло разрушительное землетрясение, вся некогда большая страна объединилась перед общим горем. Город восстанавливали “всем миром”, и лишь спустя десять лет после трагедии, в центре города появился монумент “Мужество”, символизирующий несгибаемую силу воли народов, вставших наперекор большой беде.

Монумент "Мужество" собственной персоной. Фотография автора.
Монумент "Мужество" собственной персоной. Фотография автора.

История создания монумента

26 апреля 1966 года в 5 часов 23 минуты по местному времени Ташкент начали сотрясать мощные подземные толчки, эпицентр которых приходился на древний жилой массив Кашгар. Всего за пару десятков секунд стихия уничтожила около двух миллионов квадратных метров жилой площади, практически стерев с лица земли центральную часть древнего города. Пятая часть населения Ташкента осталась без крыши над головой…

Такую картину в апреле 1966 года можно было увидеть практически по всему Ташкенту. Изображение в свободном доступе.
Такую картину в апреле 1966 года можно было увидеть практически по всему Ташкенту. Изображение в свободном доступе.

Спустя час-полтора после трагедии, по воспоминаниям очевидцев, руководитель Узбекской ССР, Шараф Рашидов обратился к руководителю страны, Леониду Брежневу за помощью. Ещё несколько часов спустя в Ташкенте приземлился самолёт с целой комиссией из ЦК во главе с Генеральным секретарём, а уже на следующий день в город начали прибывать добровольцы и различные гуманитарные и строительные грузы. Вся страна встала перед лицом большой беды, случившейся в Ташкенте и за три с половиной года отстроили большую часть города заново.

Добровольцы прибывают в Ташкент. Изображение в свободном доступе.
Добровольцы прибывают в Ташкент. Изображение в свободном доступе.

Этот подвиг добровольцев останется в памяти жителей Ташкента навечно - очевидцы той катастрофы рассказывали об этом своим детям и внукам, те - своим детям… Но не было в Ташкенте ещё такого места, куда люди могли бы прийти и поклониться этому братскому подвигу народов СССР. Да, были уже многоэтажки, возведённые силами этих добровольцев, уже были целые районы, возведённые ими же. Но вот места, где можно об этом вспомнить, в Ташкенте не было.

Опомнились городские власти лишь спустя девять лет - именно тогда была сформирована рабочая группа по созданию архитектурно-скульптурного комплекса, посвящённого мужеству простых людей, которые приняли город глиняным, а отдали уже целиком построенным из кирпича и бетона.

В состав рабочей группы вошли главный архитектор города Сабир Адилов, скульптор Дмитрий (Даниил) Рябичев и молодой тогда архитектор Валерий Ганиев. Впервые они встретились на пустыре, которому ещё только предстояло стать местом для монумента, 24 октября 1975 года - ровно за полгода до назначенного срока сдачи архитектурно-скульптурного комплекса. Срок был практически нереальным - нужно было создать проект, исполнить его “в натуре” и даже сдать руководству Узбекской ССР. Причём комплекс должен был стать по своему величественным и “целевым”.

Трещина символизирует тектонический разлом, а скульптурная композиция - сплочённый узбекский народ, остановивший разрушительное действие стихии. Фотография автора.
Трещина символизирует тектонический разлом, а скульптурная композиция - сплочённый узбекский народ, остановивший разрушительное действие стихии. Фотография автора.

Тогда, по словам архитектора, он хотел сделать голую площадь, мощёную брусчаткой, на которой будет только один чёрный гранитный куб. Не стесняясь, он признавал, что подсмотрел идею у могилы Джона Кеннеди, 35 по счёту президента США. А центральной фигурой комплекса должен был стать музей Дружбы Народов СССР, над которым собирались установить золотое кольцо - символ бесконечной, крепкой и дорогой дружбы. Остальную часть изначально планировали превратить в парк, создать там прогулочные зоны.

Бывший музей Дружбы Народов, а ныне - музей Олимпийской и Паралимпийской славы Республики Узбекистан. Фотография автора.
Бывший музей Дружбы Народов, а ныне - музей Олимпийской и Паралимпийской славы Республики Узбекистан. Фотография автора.

Чтобы сэкономить время, Валерий Акрамович “позаимствовал” проект Нузета Заидова, который был спроектирован для Джизака, в который за одну ночь внёс соответствующие изменения - он действительно планировал использовать огромное золотое кольцо, включённое в отделку здания. Но то ли стоимость такого элемента отделки (требовалось примерно 20-25 килограмм золота), то ли ещё какой фактор сыграл свою роль - архитектору сказали, что руководство не любит золото, но любит решётки и синий цвет. Намёк был правильно понят - стоимость работ уже превышала допустимые показатели. По этому поводу шутили и работники треста “Высотстрой” (строить музей поручили им) - “Если всё здание обвешать автомобилями “Волга”, было бы дешевле”. Но против указания руководства не пойдёшь - сказано построить, значит надо построить.

С одной стороны я понимаю руководство страны - в Ташкенте, параллельно с монументом “Мужество” ещё и метро строили, что стоило колоссальных денег. Куда ещё излишняя помпезность?

Параллельно со зданием музея (который, кстати, был построен в рекордные сроки), проводились работы по созданию скульптурной части комплекса. Дмитрий (Даниил) Рябичев в довольно сжатые сроки создал проект, а затем воплотил в глине макет будущего памятника, куда включил и чёрный куб, который хотел установить Валерий Ганиев. Скульптурная композиция получилась очень символичной - на ходящей ходуном земле стоит узбекская семья - мужчина и женщина, держащая ребёнка. Мужчина чуть впереди, делает останавливающий жест рукой, словно приказывая стихии остановиться. У их ног архитектор разместил трещину, символизирующую разлом почвы, часто возникающий в ходе таких землетрясений.

Бронзовую скульптуру по частям привозили из Москвы и Ленинграда. Фотография автора.
Бронзовую скульптуру по частям привозили из Москвы и Ленинграда. Фотография автора.
Выполнена скульптурная композиция целиком из бронзы. Фигуры отливали по частям в Москве и Ленинграде, и уже в Ташкенте памятник окончательно собирали.

Основание скульптурной группы, а также основание барельефной группы выполнено из гранита. Вообще гранита в комплексе очень много, и он несёт свою символику - крепость этой породы должна была символизировать нерушимость Дружбы Народов. Стремясь избавиться от безликости, Валерий Акрамович решил использовать красный и чёрный гранит. Такой породы в Узбекистане не водится, и архитектор обратился в организацию “Узбекмрамор”, лично к директору. Там, по словам архитектора, он увидел кусок невиданной красоты чёрного гранита, сказав что для срочного проекта, необходимого “на самом верху” нужен именно такой. Но директор запротестовал, дескать, из такого камня сделан Мавзолей (да-да, тот самый) и если объект по значимости не равен с ним, то такого камня не даст никто. Пришлось останавливаться на чёрном лабрадорите и красном Капустянском и Емельяновском камнях. Причём часть породы, задействованной в создании монумента, пришлось “экспроприировать” у строящегося метрополитена, что привело к срыву сроков сдачи Чиланзарской линии.

Тот самый чёрный куб из лабрадорита, установленный в память о дне, когда случилась трагедия. Фотография автора.
Тот самый чёрный куб из лабрадорита, установленный в память о дне, когда случилась трагедия. Фотография автора.

При установке куба, проект едва не заставили переделать - один из местных партийных деятелей заявил, что в стране нет никакого траура по этому поводу, соответственно чёрный цвет ни к чему. Но Ганиев сумел настоять на своём, и чёрный куб остался на месте, благо уже был удачно вписанным в композицию.

Куб, кстати, имел свою историю - добывали гранит в те годы при помощи взрывчатки, и в Ташкент он прибыл уже с трещиной. Архитектор сумел обыграть и этот момент - камень разбили по линии трещины перфоратором, после чего скрепили при помощи строительного раствора. Этот камень и стал исходной точкой повествования скульптуры - чёрное горе, расколовшись от накопленного внутри, сотрясло землю, но остановилось перед мужеством простых людей. На одной из граней куба выбиты часы, показывающие 5 часов 23 минуты, на другой - чёрная дата в истории города. Чтобы никто не забывал о том, что в жизни бывают как светлые, так и тёмные полосы.

Торжественное открытие архитектурно-скульптурной группы произошло 20 мая 1976 года - задержка была обусловлена срочной переделкой. Изначально экспозиция музея была посвящена самому землетрясению, его жертвам - но какой бы это был памятник Дружбы Народов? Тогда “по указанию сверху” экспозицию достаточно быстро переделали, фактически создав её заново.

А что сейчас?

И сегодня монумент “Мужество” находится на своём месте - на пересечении проспекта Шарафа Рашидова и улицы Абдуллы Кадыри. Сохранились и “ковры” - четырнадцать гранитных стел, на каждой из которых выбит уникальный рисунок, символизирующий братский народ, участвовавший в возрождении города. На обратной стороне этих стел сохранились и бронзовые барельефы, к сожалению Валерия Акрамовича, в наши дни окрашенные краской. Вокруг монумента разбит парк, музей Дружбы Народов также находится на своём месте, но уже в виде музея Олимпийской славы Узбекистана.

В жаркий летний день приятно посидеть в тени, под сенью деревьев. Не мешают ни шум дороги, ни прохожие... Но если кому мешает - милости просим на набережную, благо она начинается прямо за комплексом. Фотография автора.
В жаркий летний день приятно посидеть в тени, под сенью деревьев. Не мешают ни шум дороги, ни прохожие... Но если кому мешает - милости просим на набережную, благо она начинается прямо за комплексом. Фотография автора.

В наши дни монумент “Мужество” остаётся излюбленным местом для прогулок - способствуют этому и немаленьких размеров зелёная зона, расположенная на территории архитектурно-скульптурного комплекса, и приятная в летнюю жару набережная канала Анхор, да и близость этнографического парка “Навруз” тоже приносит свои плоды. Помимо этого, частыми гостями комплекса стали жители окрестных домов - многие из них по утрам занимаются в этом парке физкультурой, просто дышат свежим воздухом. Не обходят этот монумент и экскурсоводы - иностранных туристов нередко привозят сюда, рассказывая о важности подлинной Дружбы Народов.,

В тени высоких деревьев, слушая шум воды, невольно погружаешься в воспоминания. Причём даже не свои - кажется, что отголоски трагедии до сих пор в воздухе, а погружаясь в мысли, можно услышать треск ломающихся стен и испуганные крики. Фотография автора.
В тени высоких деревьев, слушая шум воды, невольно погружаешься в воспоминания. Причём даже не свои - кажется, что отголоски трагедии до сих пор в воздухе, а погружаясь в мысли, можно услышать треск ломающихся стен и испуганные крики. Фотография автора.

Стоит об этом задуматься и нам, потомкам тех людей, мужеству которых посвящён этот монумент. Хранить это в памяти своей, и сеять семена этой памяти в головы наших детей, чтобы помнили одну древнюю мысль, которую необходимо донести до будущих поколений:

Беда бывает лишь в одиночестве. Лишь объединившись, люди могут противостоять всему, любой беде.

Заключение

Как я уже сказал выше - сила человеческая заключается в единстве. Встав пред лицом стихии, жители Узбекской ССР, с помощью братских народов смогли возродить полуразрушенный город, придав ему уникальную восточную изюминку - такого больше не встретить нигде в мире.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки публикациям, оставляйте свои комментарии - впереди ещё много интересного!