Название на итальянском: Travolti da un insolito destino nell'azzurro mare d'agosto
Название на английском: Swept Away by an Unusual Destiny in the Blue Sea of August
***
Романтическая драма “Унесённые необыкновенной судьбой в лазурное море в августе” поставлена итальянским режиссёром Линой Вертмюллер (Lina Wertmüller). В 2002 году Гай Ричи выпустил “Унесённые” (Swept Away), ремейк с Мадонной в главной роли, основанный на сюжете этого итальянского прокатного хита 70х. Правда, Вертмюллер в титрах указана не была. Но роль моряка, пытающегося самоутвердиться перед богачкой, выброшенной на берег из роскошной жизни, исполнил Адриано Джаннини, сын актёра, который играл ту же роль в оригинальном фильме.
Джанкарло Джаннини, отец Адриано, и Марианджела Мелато, его партнёрша по “Унесённым …”, были музами режиссёра, кого она часто приглашала в своё кино.
Лина Вертмюллер – это первая женщина, которая получила номинацию на премию Oscar 1977 года в категории “Лучший режиссёр”. Её номинировали за драму/комедию “Паскуалино “Семь красоток” (1975, Pasqualino Settebellezze). А в 2019 году она получила почётный Oscar.
Федерико Феллини был её наставником в золотой век итальянского кинематографа, и она завоевала признание международной аудитории и критиков благодаря ряду успешных фильмов, выпущенных в 70-е.
Что забавно, но большинство её фильмов имеют очень длинное название, подобное фильму о приключениях богачки с яхты и бедного моряка. Они сами по себе словно в стиле Twitter дают ёмкое описание сюжета.
Например:
- “Летняя ночь с греческим профилем, миндалевидными глазами и запахом базилика” (1986, Notte d'estate con profilo greco, occhi a mandorla e odore di basilica)
- “Фильм любви и анархии, или Сегодня в десять утра на Виа деи Фьори в известном доме терпимости” (1973, Film d'amore e d'anarchia, ovvero “stamattina alle 10 in via dei Fiori nella nota casa di tolleranza...”)
- “Шутка судьбы, подстерегающей в засаде, словно бандит с большой дороги” (1983, Scherzo del destino in agguato dietro l'angolo come un brigante da strada)
- “Конец света в нашей супружеской постели однажды дождливой ночью” (1978, La fine del mondo nel nostro solito letto in una notte piena di pioggia)
- “Кровавая стычка между двумя мужчинами из-за вдовы – подозреваются политические мотивы” (1978, Fatto di sangue fra due uomini per causa di una vedova - si sospettano moventi politici)
Сюжет романтической драмы “Унесённые...”
Богатая сеньора Рафаэлла Павонна Ланцетти (Марианджела Мелато) арендовала яхту, чтобы отдохнуть в Средиземном море в компании своих друзей.
В экипаже оказался моряк Дженнорино Каррункио (Джанкарло Джаннини), который невзлюбил Рафаэллу за её острые антикоммунистические высказывания и за бесконечные претензии к его труду.
Ни Рафаэлла, ни Дженнорино не думали, что им представиться случай оказаться наедине и выяснить отношения лицом к лицу, но хитрая судьба устроила им такую возможность.
Своевольная Рафаэлла заставила Дженнорино доставить её к бухте, чтобы она могла искупаться. По пути мотор лодки глохнет, и из-за сильных ветра и течения лодку уносит далеко в море. Через три дня они достигают необитаемого острова.
Мысли и впечатления после просмотра
На самом деле, можно привести в пример ещё один фильм, в котором богатая дамочка с яхты попалась в руки простого парня на перевоспитание, это “За бортом” (1987, Overboard) Гэрри Маршалла. Обычный плотник Дин Профитт вступает в конфликт с Джоанной Стэнтон из-за того, что она отказалась оплатить его работу – шкаф для гардеробной. Её не устроило, что он выполнил его из дуба, а должен был использовать кедр, чтобы внутри не завелась моль. Их перепалка завершилась взаимными оскорблениями и тем, что ящик с инструментами и сам Дин оказались в море, потому что их туда вытолкала Джоанна.
Общая черта между историей Вертмюллер и Гэрри Маршалла – это столкновение капиталиста и пролетария, их вселенское непонимание структуры жизней друг друга. Когда они оказываются волею судеб на одной территории, да ещё и вынуждены обменяться репликами, их неприязнь можно потрогать. Капиталист выражает презрение, что потные рабочие портят вид на красивую жизнь, а последние кипят внутри от злости, что их собеседник незаслуженно имеет свои миллионы, на которые приобретает излишества, то есть всё, без чего можно прожить. А самое главное – богач не видит человека в бедняке, использует его как неодушевлённый предмет, включает и выключает как функцию, чем оскорбляет человеческое достоинство.
И, если “За бортом” – это действительно забавная история с шутками и остроумными ситуациями, то “Унесённые …..” Вертмюллер – очень жёсткая и жестокая месть бедняка. Сценарий романтической комедии Маршалла выстраивает равноценное поступку Джоанны возмездие от Дина. Она несправедливо отвергла его труд, оставив его без оплаты, она выбросила его инструменты, в отместку он заставил её убираться в своём доме и воспитывать своих четверых сыновей (собственно, отработать ту сумму, которую она ему должна за шкаф). Для неё как богачки – это наказание – быть домохозяйкой, но в масштабах жизни – он просто на время показал ей самую обычную жизнь.
Но Вертмюллер предложила очень спорную историю, равнодушной она точно оставить не сможет. Всё начинается безобидно – богатая и красивая Рафаэлла, как и ожидается от женщины её положения, командует, не желает, чтобы оспаривали её желания, не упускает возможности указать прислуге место. Она озвучивает всё, что мешает ей чувствовать комфорт (вообще, это справедливо): подогретый кофе подавать нельзя, нужно сварить свежий; спагетти должны быть аль-денте; от вещей моряков не должно исходить запаха пота; желательно, чтобы они не попадались ей на глаза. Дженнорино злится на Рафаэллу из-за её политических взглядов, он ненавидит (но тайно вожделеет) женщин подобных ей, потому что они ведут себя как мужчины – играют в карты, курят и пьют, а ещё у них есть образование. “Зачем им образование? У них и так язык без костей. Женщине место на кухне”, – заявляет он.
Безусловно, на своей территории каждый человек чувствует себя уверенным. Рафаэлла была хозяйкой положения на яхте. Она оплатила этот круиз, она в себе уверена, она имеет свою точку зрения на жизнь и политику, она не боится об этом говорить. Можно ли её обвинять в том, что она богата? Можно ли ставить ей в вину в целом вселенскую несправедливость, что кто-то имеет меньше денег, чем она, или вообще не имеет? По моему мнению, Рафаэлла не виновата и может жить как угодно. Но Лина Вертмюллер предлагает ситуацию, когда бедный моряк Дженнорино на полную катушку решает использовать ситуацию в свою пользу (при этом дома его ждут жена и дети, которых он готов предать).
Когда они оказываются на необитаемом острове, где, разумеется, нет магистрали, отеля, бутиков и телефона, он становится господином – мистером Каррункио – а она его служанкой, которая должна сносить физические побои, слушать оскорбления, выполнять приказы и благодарить, что он позволяет ей прислуживать ему (Целуй руку хозяину). Как мне показалось, Вертмюллер рассуждает в своей истории о животных разной степени осознанности и воспитания. В её истории выстроена фантазия, когда капиталиста сокрушает пролетарий, он ловит шанс, чтобы отомстить, заставив богача кланяться и целовать руки и ступни ног.
Они привыкают к ситуации и начинают испытывать извращённое удовольствие от происходящего. Сначала Рафаэлла испытывает голод, потому что ничего не ела четыре дня, потом она начинает испытывать голод другого плана, чем Дженнорино тоже с готовностью пользуется. Он может унизить её не только как богачку, которая потеряла свои ресурсы и оказалась на чуждой территории, но и как женщину, превратив в наложницу, которая должна просить его, своего господина, лечь с ней.
Он решает самоутвердиться по максимуму, получить как можно больше от женщины, с которой бы ему никогда не удалось завести отношений на её территории. Как-то странно это выглядит, на самом деле. И мало отличается от поведения маньяка, который насилует бесчувственное тело своей жертвы. Вертмюллер сейчас бы не снискала поддержки своим фильмом, потому что показывает женщину покорным созданием со склонностью к мазохизму. А мужчину она показывает слабаком, который пользуется ситуацией, а не ведёт себя как добытчик или рыцарь. Но она очень смелый режиссёр, такая же неудержимая в своих высказываниях, как и её Рафаэлла Павонна Ланцетти со своими рассуждениями о политическом и социально-классовом расколе, она создаёт ситуации, которые скорее вызовут спор, чем оставят спокойным после просмотра.
В широком смысле этот фильм представляет собой метафору кораблекрушения, когда общественные устои рушатся, и ситуация переворачивается с ног на голову – господа становятся слугами, их “имеют” вчерашние потные пролетарии. А господа, которые, по мнению бедняков, все извращенцы в своих спальнях, конечно, получают удовольствие в новой для себя ситуации. Рафаэлла в одну из их страстных ночей просит Дженнорино заняться с ней содомской любовью, чем и подтверждает догадки. Это всё же комедия отчасти, потому без карикатурных саркастических ноток никак не обойтись. Все друг друга ненавидят и проклинают, но вынуждены общаться и вступать в сотрудничество, каким бы оно ни было.
В итоге эта фантазия, или фантасмагория, заканчивается. Рафаэлла и Дженнорино возвращаются каждый в свой “угол ринга”. Только на необитаемом острове богатые и бедные могут жить вместе в любви. Что и требовалось доказать.