Итак, Древний Рим (для примера). Многоконфессиональная империя, в которой жрецы богов боролись между собой за внимания и ресурсы почитателей. Культ Великой матери, Дельфийский оракул, Олимпийские боги, Египетская мультивселенная и многие другие организованные сообщества пытались вовлечь в свои ряды побольше сторонников.
Мы с вами отлично понимаем как рекламировались местные для Рима боги. Величественные храмы должны внушать гражданам простую мысль:
Посмотри какое большое жилище у бога, он всемогущ, пади ниц перед его силой и принеси ему жертву, взамен можешь что-то попросить.
С помощью архитектуры для горожан шла постоянная нативная реклама. Из каждого уголка города был виден Пантеон, говоря населению - принеси жертву и спи спокойно.
Статуи богов выполняли ту же функцию унижения и устрашения. Красивые мужчины и женщины укоризненно смотрели на своих почитателей, формируя в древнем римляне комплексы.
Но, что делать если ты последователь культа нетрадиционного для местных жителей, последователей тебе надо, а денег и влияния тебе не хватает на масштабные сооружения?
Стандартная проблема любого маркетолога - лиды нужны, а рекламный бюджет минимальный. Ответ найден пару-тройку тысяч лет назад - рекламные акции.
Удивить привередливого римлянина можно было хлебом или зрелищами. На хлеб денег нет, первые гивы проходили тогда в основном за счет государства и рекламировали политика, чаще всего главного политика. Остаются зрелища. Можно пойти посмотреть на фанатиков - ребят, бегающих по храму их богини и наносящих друг другу раны (фанатик с др. римского - безумец). Можно выйти на улицу, а там носят статую уже упомянутой Кибеллы (Великой матери), поют песни, играют на флейте.
Реклама Христианства в Древнем Риме хоть и была не срежиссированной, но развивалась по вполне понятным законам. Во-первых привлечение сторонников через прокачку личного бренда, во-вторых гонения как толчок к изучению запретного плода.
Подытожим. Религиозная реклама в Древнем мире была, наряду с политеческой - самой распространенной формой вовлечения населения в общественные процессы.
В следующих статьях я расскажу о рекламе в Древней Руси, культовых режиссерах начинавших с рекламы, первой рекламы автомобиля и т.д..