Кто правил кланами и племенами Ирландии?
Кланом правил сам клан. Этот политический режим называется представительной демократией. Главы дэривине — семей, состоявших из потомков одного деда по мужской линии, выбирали главу рода, состоявшего из всех дэривине, происходивших от одного прадеда. Это был с точки зрения кельтской этики самый достойный из родственников — богатый, многодетный и при этом не робкого десятка. Его должность называлась ире кишринг - «кланяющийся хозяин». Ире кишринг не был аристократом, простым членом клана, но зажиточным. В функционал ире кишринга входило представительство в органах власти, организация обороны, общественных работ и сбора дани. При этом за недоимки с родственников ире кишринг отвечал своим имуществом. Ире кишринг заботился о том, чтобы род соблюдал договоры и уважал законы. Оплата этой головной боли была не предусмотрена, и в цене чести ире кишринг, как будто, не подрастал, но становился вхожим в круг знати, и его расположение чего-то, да стоило.
Один раз в год, на праздник Лунаса, приходившийся на начало августа, полноправные члены клана со спутниками собирались на онах — народное собрание всего племени. Это был большой праздник. Происходили пир в складчину, ярмарка, насколько возможна была свободная торговля при отсутствии монетарной системы, спортивные игры и состязания молодёжи, сговоры родителей о будущих свадьбах младшего поколения, заключали контракты на год и один день, платили долги, планировали походы за скотом и другие военные операции, суды и прочие важные дела. В число этих дел входили и выборы руководства племени, происходившие по мере необходимости. Следим за пальцами: управлялось всё племя, то есть союз родственных кланов. На этом уровне индивидуальность клана терялась.
Главы дэривине не участвовали в выборах, только ире кишринг, становившийся выборщиком. Полноправные родичи его напутствовали, выражали свои пожелания, но насколько он этим пожеланиям следовал, доподлинно неизвестно. Голосование было прямое и открытое, по правилам «за кого громче орут».
Собственно, руководством племени были сам король и четверо чиновников, с которыми он взаимодействовал.
Начнём с советника. Он назывлася аре-туис. Аре-туис входил в состав свиты короля и сопровождал его в визитах. Этот человек озвучивал интересы племени и отвечал за внешнюю и внутреннюю политику. Цена его чести составляла 27 нетелей и он имел право на 27 заёмщиков скота — кейли.
Следующий персонаж — аре-форгил. Это был самый богатый человек в племени, располагавший самыми просторными складскими помещениями и большими пастбищами для передержки скота. Аре-форгил концентрировал у себя все виды дани и хранил общественные запасы. Он был казначеем и данщиком, снабжавшим короля и все кланы положенным довольствием, вёл учет и контроль общественного имущества. Естественно, за недостачи отвечал именно он. Цена его чести была 30 нетелей, и он мог одолжить скот 40 заёмщикам.
Третий вид чиновников - арра-эхта. Это просто решала. За неимением полиции и службы судебных приставов, получить положенное с должника было трудно. Можно было пожаловаться арра-эхта, и он улаживал проблему. То же самое с кровной местью, тоже мог. И, самое главное, в случае набега скотокрадов, именно он организовывал погоню и возвращал похищенное, следил за тем, чтобы на дорогах не шалили лихие люди, ловил бродяг и беглецов. Он же отправлялся к соседям во главе карательного отряда, если задержать воров по горячим следам не получилось. Функционал арра-эхта описан в юридическом трактате Uraicecht Becc. Примечательно, что из должности не следовало ни приращение цены чести, ни право давать в долг. Из этого следует, что арра-эхта не был наследственным землевладельцем, либо должность не требовала аристократического происхождения. Племя на весь срок службы выделяло ему ферран для поддержания штанов и довольствия четырёх мордоворотов, необходимых в качестве подручных и военной силы. Благодарности вещественные от тех, кому помог, он тоже получал. Если Вам хочется найти феодала в древней Ирландии — вот он. Служилый дворянин собственной персоной. Только вот дети его должность не наследовали. Кстати, арра-эхта племя содержало столько, сколько нужно, не по одному.
Четвёртый — ри, то есть, сам король. Традиция закрепила за властодержцем древней Ирландии именно это слово, никуда не денешься. Если первые три категории чиновников выбирали за способности либо возможности, к выбору короля подходили более тщательно. Да, наследственной монархии в древней Ирландии не было. Это была президентская республика с институтом пожизненного президентства. В функционал короля входила легитимация, то есть, подтверждение законности, судебных решений, сбор дани и раздача товаров, продуктов и ценностей во время поездок по территории — полюдья, переговоры с соседями, война и внешняя политика, покровительство торговле, ремеслу и искусству, а также вмешательство в конфликты, если они были не на зарплату арра-эхта. Кроме того, будучи фигурой сакральной, король принимал участие в неких религиозных церемониях, описания которых монахи забыли зафиксировать. Король также был главнокомандующим. Кланы признавали главенство короля, поскольку сами его выбрали, но и критерии выбора были очень жёсткими: власть короля - «от доброты его образа [репутации] и семьи, от его опыта и мудрости, от его благоразумия и великодушия, от его красноречия и храбрости в бою, а также от количества его друзей.»
Король ирландцев не был самодержцем. Он не мог издавать законы либо менять их, не был ни источником власти, ни источником чести. Король не распоряжался землёй кланов, которыми правил, а казной — лишь в определённых пределах, так как у него хранилась только часть, необходимая для содержания отряда воинов и свиты. Король не казнил и не миловал, но утверждал приговоры. Это просто чиновник, действующий в пределах точно прописанных полномочий. И всё.
Становясь королём, человек заключал магический контракт с землёй, на которой жило его племя. Если земля переставала приносить урожай, случался коровий мор либо эпидемия, народ терпел великие бедствия, король был главным и единственным виновником и ответчиком за эти несчастья. Его убивали, причём нехорошо, посредством специального ритуала, и тело топили в болоте. Но, если король чем-то перестал устраивать, его могли переизбрать и посреди полного благополучия, иногда со смертельным исходом, иногда — нет.
Не впадайте в иллюзию: король в древней Ирландии и король любого германского племени — две большие разницы. Даже слово «король» в ирландском языке заимствованное, и своего властодержца они так не называли. Ри, просто ри. Королём титуловали вождя ирландцев переговорщики из европейских стран, потому что просто не знали, с кем ещё можно обсуждать вопросы государственной важности. Как докладывать своему королю, что вопросы решали с каким-то непонятным выборным ри, который и себе-то не хозяин, не то, что стране, которую, как будто, возглавляет? Да и была ли там страна...
Пятый наш персонаж - танис ри, Второй после короля. Он контролировал транзит власти и выборы следующей пары. Танис ри часто, но не всегда, был преемником действующего короля - выборы вносили коррективы. Функция у него была скорее представительской, пока король был жив, но в случае смерти короля, танис ри приобретал на время всю полноту власти. Что поделаешь, ирландцы в железном веке умирали несколько чаще, чем современные люди, по самым разным причинам. Короли исключением не были, особенно в военное время, и кто-то должен был поддерживать законность и порядок в обезглавленном племени.
Короля и танис ри выбирали из наиболее уважаемых зажиточных семей, составлявших электоральную аристократию. В собственности короля должно было находиться три усадьбы и три феррана (земельных надела) соответственно. Ради такого случая семьи суетились и производили потенциального кандидата в главы новой семьи, заодно скоренько скидывались и перераспределяли имущество. Одновременно соискатель становился достаточно богатым, чтобы ему не помешал имущественный ценз. То же самое действовало и для тана. Арра-форгилу и арра-туису достаточно было принадлежать к наследственным землевладельцам и иметь не меньше трёх поколений благородных предков. Первый должен был проходить по финансовым возможностям и инфраструктуре в хозяйстве, второй — по уму и образованию. Арра-эхта вообще мог быть выходцем из «простых» боире, выдвинувшихся благодаря храбрости, организаторским способностям и уважению своего клана.
А кто же правил самими кланами? Вожди как персональная должность законом предусмотрены не были. Однако, существовала прослойка клановой аристократии, входившая в свиту короля. Конкретный человек назывался арра-ард, то есть благородный [высокий] хозяин. Цена его чести была пониже (20 нетелей), заёмщиков поменьше (всего 20), но в своём клане благодаря такой поддержке, он пользовался авторитетом, и его мнение имело значение. В королевской свите арра-ард находился постоянно и говорил от лица своего клана, а во время онахов ему подпевали «кланяющиеся хозяева». Поскольку количество арра-ардов не регламентировано и определялось только богатством клана, таких людей при короле многолюдного племени могло быть много.
Руководство кланом выглядит аморфным, так как три головы не всегда думают одинаково, случается, что головы три, а мнения — четыре. Кланы одного племени не всегда дружили, и арра-арды об этом всегда помнили. Поскольку арра-ардов при короле было в избытке, коллегиальность управления как-то поддерживалась, но ничего хорошего в этой коллегиальности не было, потому что если у представителя власти не прописан функционал, то и ответственности никакой за любое идиотское решение. Один беспокойный человек, заручившись поддержкой не таких отважных корыстных коллег, был вполне способен блокировать приказы руководства или навязывать своё частное мнение. Так что, брожение в клановой верхушке было всегда почище, чем в польском сейме.
Предусматривала ли такая система управления коррупцию и разнообразные злоупотребления? Она была заточена под них. Должность становилась источником доходов и новых возможностей. Система резко прозревала лишь тогда, когда что-то шло «не так», но до этого семьи чиновников с лихвой возвращали все затраты и получали массу преимуществ - от дохода в виде подарков, до полезных связей, позволявших разруливать сложные ситуации. Риск того стоил.