Освобождение от болезненной ситуации страха происходит в том случае, если ребенок ощущает себя принятым и понятым.
Эмпатия, принятие позволяют ребенку усилить себя, выявить свои уникальные возможности. Разные виды арт-терапии «терапии искусством» посредством движения, рисования, живописи, музыки, импровизации стимулируют личностное развитие ребенка.
Движение в сочетании с осознанием приводят к глубоким переживаниям, которые затем могут быть выражены при помощи цвета, линий, формы или словесных ассоциаций, а также через невербальные средства общения, такие как жесты, мимика, пантомима. Когда ребенок осознает свои переживания, они становятся ключом к дальнейшему самопознанию и саморазвитию.
Психогимнастика, тематические картинки, ролевые сценки, развлечения с использованием музыкотерапии помогают отличить детские психологические конфликты от других личностных конфликтов, которые непросто выявляются в прямом разговоре.
Образы и цвета в картинках на свободную тему отражают подсознательные процессы психики (страх, фантазии, нарушения эмоционально-волевой сферы, конфликты, межличностные отношения, фрустрацию потребностей).
Посредством музыкотерапии, психогимнастики и рисунков происходит осознание себя и освобождение от негативных эмоций, чувств, мыслей.
Для эффективной борьбы со страхами у детей может использоваться и метод игротерапии. Игра является способом выразить чувства, познать и моделировать окружающую действительность ребенка. Игра — это движения, победы, радости, удовольствия. Игра для ребёнка — это серьезное дело, оно, как и рисование, помогает лучше понимать переживания ребенка, его интересы, нужды, характеры, темпераменты.
Это помогает ребенку приобрести собственные навыки в определенных видах деятельности, в том числе и в общении, усвоить нормы поведения в социуме, доставлять ребенку удовольствие, повышать жизненный тонус, улучшать эмоциональное и физическое состояние. Кроме того, игра выполняет терапевтическую функцию, поскольку травмирующие жизненные ситуации условно переживаются в ослабленном виде, и возникают дальнейшие эмоциональные реакции — катарсис.
Главная цель психологически направленных игр заключается в том чтобы снять избыток скованности и страха, которые могут возникать в замкнутом пространстве или темноте, при внезапном попадании в новую, неожиданную для себя ситуацию общения. Вместе с тем это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости или их исправлении, когда они уже присутствуют в характере ребенка.
Не забудем отметить и такой способ корректирования страхов, как сказкотерапия. Содержание сказок вызывает значимый эмоциональный отклик и у детей и у взрослых. Нужно деликатно относиться к ребенку и если он итак уже напуган, например, Бабой Ягой или Волком, то не нужно читать ему страшные сказки с такими персонажами, тем более перед сном. Психологу (родителю, взрослому) нужно таким образом преподнести сказку, чтобы ребенок почувствовал себя сильным и смелым и смог побороть свой страх. Для этого необходимо использовать сказки, либо придуманные психологом с учетом индивидуальных особенностей ребенка, либо подобранные так, чтобы оказать положительное влияние на ребенка.
Сказка позволяет вызвать важные чувства, выявить внутренние противоречия и трудности. Во время прослушивания устрашающих историй или историй с «ужасными» сюжетами ребенок учится освобождать свои страхи, его внутренний мир становится гибким и насыщенным.
Один из способов терапии — использование музыки. Известно, что музыка может оказывать различное воздействие на человека — оживлять или успокаивать. Подобранные с умом музыкальные композиции могут успокаивать ребенка, помогая ему расслабиться и забыть о своем страхе.
Использование музыки в обучении ребенка приемам аутогенной тренировки является новым подходом, который способствует легкому усвоению материала и дальнейшему умению контролировать свои эмоции.
Новым в использовании музыки является то, что ребенку легче освоить методы аутогенной тренировки, которые помогут ему контролировать свои эмоции в будущем.
Психофизиология обогащает эмоциональный опыт ребенка, гармонизирует эмоциональную и нравственную сферы, реализует «зону ближайшего развития» личности, создает запас прочности в связи с возможными эмоциональными и социально-психологическими стрессами.
Танцевальная терапия — это метод психотерапии, сочетающий в себе воздействие телодвижений и музыки, который, отвлекая ребенка от страха, помогает понять язык тела, скорректировать эмоции и чувства.
Ароматерапия — это древний метод, полностью освоенный нашими предками, обрел свою «новую жизнь» и отлмчно зарекомендовал себя сам по себе. Его можно использовать совместно с изобразительной деятельностью или прослушивании музыки.
Ароматерапия улучшает психическое состояние ребенка, улучшает кровообращение, стабилизирует процессы, происходящие в организме, повышает сопротивляемость ребенка вредным воздействиям окружающей среды.
Одним из наиболее действенных методов в арт-терапии детских страхов является системный подход. Какое бы количество методов для коррекции не было бы выбрано (один или сразу несколько), они в итоге принесут только пользу ребенку. Намного проще упредить развитие патологических страхов в самом раннем возрасте, чем уже у взрослого человека лечить навязчивые состояния и фобии.
Используя эти методы для предупреждения, профилактики и коррекции самых различных страхов в раннем возрасте поможет ребенку проще пройти возрастную обусловленность страхов и перестроится к здоровой, жизнеутверждающей деятельности.
По материалам педагога-психолога Е. Сальниковой