Всем добрый день! И сегодня у нас еще один поезд с интереснейшим маршрутом - Кисловодск - Ереван. А интересен он тем, что проходит по территории сразу четырех бывших союзных республик - Азербайджана, Армении, Грузии и РСФСР, имея остановки в столицах трех первых. Вот и давайте сегодня отследим маршрут этого поезда образца 1969 года.
Отправлялся он из Кисловодска в 16:25. Для отдыхающих время ну очень близкое к идеальному. Можно в последний день было успеть на утренние процедуры в санатории, пообедать, выселиться из мест массового размещения и спокойно успеть на вокзал.
Кстати, неотъемлемой часть. кисловодского вокзала в первые годы был Курортный зал общества Владикавказской железной дороги. Курзал так называемый. Сейчас там филармония.
Дорогу в эти курортные места повелел проложить еще Александр III. Уде в 1912 году дорога от Минеральных Вод на всём протяжении стала двухпутной! По тем временам это был прямо 100%-ый показатель статуса. А уже в 1936 году ветку электрифицировали и по ней запустили электропоезда.
Давайте еще и внутренним убранством одного из залов кисловодского вокзала полюбуемся и тронемся в путь:
Еще до Минеральных Вод у поезда были остановки в Ессентуках и Пятигорске. Скорость же на этом участке была очень невысокой. На преодоление первых 64 км поезду требовалось 1 час 53 минуты. Вот еще одно красивое здание вокзала на станции Ессентуки:
А вот в Пятигорске всё современное:
А вот и монументальное сооружение в Минеральных Водах:
После 17-минутной стоянки в Минводах, поезд уходил на Георгиевск. Здесь уже он ускорялся. На 29 км уходило 35 минут, после чего пассажиры могли полюбоваться еще одним вокзалом.
На этой станции стоянка была 7 минут, после чего поезд устремлялся на станцию прохладная. Причем остановок между этими пунктами не было. 68 км за 1 час 06 минут - это даже по современным меркам РЖД приличный результат. Впрочем, мы же помним, что 1969-й год - это вообще год рекордных скоростей, после которого началось незначительное в 70-х, а затем и более существенное замедление пассажирского движения в 80-90-е годы.
Далее через 20 минут была станция Котляревская. Вокзал на Прохладной мы уже как-то осматривали. А вот на Котляревской кажется еще нет:
А вот далее мелких остановок становилось больше: Муртазово, Урухский, Дарг-Кох, Беслан. Ну и естественно тут же скорость падает. 68 км от Котляревской до Беслана поезд преодолевал за 1 час 52 минуты.
В 22:59 поезд отправлялся из Беслана и через Додаково и Слепцовскую двигался в направлении Серноводска. А уже в 01:37 был Грозный с 10-минутной стоянкой. 2 часа 38 минут на 106 км маршрута. Из Грозного снова без остановок на Гудермес. 53 минуты на 36 км.
А вот затем всё сплошь названия, которые сразу вызывают в памяти события Чеченской войны: Кади-Юрт, Хасав-Юрт, Кизил-Юрт. И в 05:37 спустя 13 часов 12 минут после отправления поезд прибывал в Махачкалу. И даже в столице автономной республики стоянка была всего 8 минут.
В 08:28 был Дербент. И вот здесь стоянка была прямо продолжительной - целых 12 (!) минут. Поезда из Дербента мы же изучали. Поэтому просто фото вокзала этого города в Дагестане.
Ну а дальше уже вскоре начиналась Азербайджанская железная дорога. Из крупных станций Белиджи, Ялама, Хачмас, Дивичи, Кизил-Бурун, Килязи, Сумгаит, Баладжары и в 14:00 поезд прибывал в Баку. Итого на 246 км от Дербента у него уходило 5 часов 20 минут. Так себе результат, но больше, чем 40 км/ч в среднем и ладно.
По советским меркам поезд в Баку "застревал". Стоянка была аж 30 минут. Очень редко такое встречалось в те годы. Какое-то время до станции Баладжары поезд следовал в обратном направлении (это около 25 минут в каждую сторону крюк до Баку был). А вот затем поворачивал в направлении Тбилиси и в 16:03 прибывал на станцию Алят.
Кстати, немного интересного про Азербайджан. Столица - Баку - это самая низкорасположенная столица из всех стран мира. Если считать по уровню Каспийского моря, то на 28 метров ниже уровня моря.
Здесь расположено около 45% всех грязевых вулканов мира. А вот в советские годы именно здесь производили кондиционеры - единственное место во всей стране.
Где-то между станциями Алят и Кази-Магомед пассажиры могли отметить сутки в пути. На 126 км от Баку время в пути 2 часа 24 минуты. По Азербайджану поезд вообще шел с минимум остановок. Кюрдамир, Уджары, Евлах. И в 21:38 он прибывал в Кировабад. В наши дни - Гянджа. А когда-то - Елисаветполь.
Гянджа по одной из версий означает "город сокровищ". Ну а Елисаветполем он был в честь жены Александра I - Елизаветы.
Далее были станции Алабашлы, Акстафа, и где-то немного за полночь поезд въезжал на территорию Грузии. Начиналась Закавказская железная дорога. И первой остановкой в Грузии была станция Рустави.
И в 01:41 поезд оказывался в Тбилиси. На 549 км от Баку время в пути составило весьма символичные 11 часов 11 минут. Эх, чуть-чуть средняя скорость не дотянула до 50 км/ч.
Стоянка в Тбилиси была 13 минут и в 01:54 поезд трогался далее. Кстати, а вы знаете, как античные греки называли территорию современной Грузии? Страна восходящего солнца. Для них так и было. Ну а самое главное, что я запомнил из своего визита в эти края в глубоком детстве, это то, что у них не десятичная, а двадцатеричная числовая система. То есть двузначные числа делятся не на десятки, а на двадцатки. Например, 49 - это два-двадцать-девять. А 96 - это четыре-двадцать-шестнадцать.
В 06:16 он миновал еще один город, который в те годы назывался в честь Кирова - в этот раз Кировакан. В наши дни это Ванадзор. Этот маршрут от Тбилиси до Еревана мы уже подробно преодолевали на "Дружбе". Поэтому здесь без деталей.
В 08:14 был Ленинакан. И если чуть ранее у нас был Елисаветполь, то теперь Александрополь в прошлом и Гюмри в настоящем.
И, наконец, в 12:18 поезд прибывал в Ереван. Общее время в пути 43 часа 53 минуты. Армения - это одна из первых стран, где христианство стало государственной религией. Интереснейшая страна, где ботаническим символом считается абрикос. Вроде как даже полоса на армянском флаге оранжевого цвета символизирует этот плод.
Назад поезд шел еще чуть дольше - 44 часа 16 минут. Но в целом все сопоставимо. А ведь могли бы здесь и крутой круговой поезд запустить Кисловодск-Кисловодск - из Баку в Ереван, потом в Тбилиси и через Адлер назад в Кисловодск )
Спасибо, что следите за каналом! До встречи на новых поездаХ!