Актуальность темы "Развитие двигательно-моторных навыков учащихся в фортепьянном классе детских музыкальных школ" очень высока, потому что она сочетает в себе две важные области развития детей - музыкальное обучение и физическое развитие. Исследования показывают, что музыкальное обучение способствует развитию мозговых функций и координации движений. Работа на фортепиано также требует определенной физической выносливости и тонкой моторики. Поэтому изучение взаимосвязи между музыкой и физическими навыками в контексте детских музыкальных школ является важным и актуальным направлением исследований.
Двигательно-моторные навыки важны не только для того, чтобы уметь красиво двигаться, но и для развития выносливости и внимательности. Это отличная тренировка координации, умения владеть своим телом и управлять собой. Это очень важно во время танца, сценической работы. Этот навык незаменим в актёрской работе и в шоу-бизнесе. Это возможность для человека создавать красоту и эстетику при помощи тела.
Конечно, игра на фортепьяно это не балет, но она очень помогает людям развивать способность к пластике и гибкости. В совокупности с развитием музыкального таланта это максимально полезная и нудная вещь для детей. В этом и заключается актуальность этой темы. Изучение этой темы всегда будет важно для науки, потому что оно помогает открыть новые методы и принципы обучения детей игре на фортепьяно в современном динамичном постоянно развивающемся мире.
Степень научной разработанности данной темы очень высока. На фортепьяно люди играют уже давно. Литературы, которая позволяет изучить эту тему и разобраться в ней очень много.
Статья Г.А. Карцевой и Е.Ю. Игнатовой «Анализ техник-методик формирования двигательно-моторных навыков на начальном этапе обучения игре на фортепиано»[1] является классической научной статьёй по теме исследования. Автор раскрывает основные принципы игры на фортепьяно и особенности работы учеников, их прогресса и роста.
В прошлом году учительница музыки Е.Е. Васильчева представила своё авторское «Учебное пособие для учащихся подготовительного класса «фортепьяно» (5-7 лет) под руководством педагога»[2]. Это пособие представляет собой практические материалы для обучения детей игре на фортепьяно. Это очень важный материал, который помогает понять смысл работы музыкального педагога.
В.И. Пастернак представила научному миру свою методико-педагогическую работу «Развитие технических навыков учащихся в классе фортепьяно»[3]. В этой работе собраны методические рекомендации для педагога, который учит детей играть на фортепьяно.
Работа Б. Асафьева «Развитие двигательно-моторных («технических») умений и навыков у учащихся фортепианных классов»[4] дополняет другие аналитику других авторов.
Д.С. Надырова написала книгу «Музыкальное развитие в процессе фортепьянного обучения»[5]. Эта работа посвящена развитию у людей музыкальных навыков. Вся имеющаяся по теме исследования научная литература представлена в двух категориях. Первая группа рассказывает о развитии двигательно-моторных навыков, а вторая о сущности самого процесса обучения.
Объект исследования это ученики, которые обучаются музыке и владению телом. Предмет исследования это творческий процесс обучения музыке при помощи игры на фортепьяно, все системные аспекты этого красивого процесса.
Цель этого исследования заключается в том, чтобы выявить какие-то новые возможности для обучения и развития детей во время игры на фортепьяно, которые ещё не изучены или не открыты другими авторами. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты игры на фортепьяно
2. Ознакомиться с существующими, методическими педагогическими наработками по данной теме
3. Проанализировать сущность двигательной активности детей во время игры на фортепьяно
4. Понять все основные теоретические аспекты проблемы игры на фортепьяно и развития у учащихся двигательно-моторных навыков
5. Понять все основные практические аспекты проблемы игры на фортепьяно и развития у учащихся двигательно-моторных навыков
6. Сделать новые, ранее неизвестные выводы из полученной информации
Научная новизна исследования заключается в том, что игра на фортепьяно и её методики постоянно развиваются. Каждый педагог превносит какое-то своё уникальное видение известных техник и методик. Анализ разнообразных методик всегда позволяет открыть какие-то новые неожиданные авторские методические педагогические разработки для обучения детей игре на фортепьяно.
Практическая значимость исследования заключается в том, что любой педагог, который ознакомится с этим исследованием, сможет подчерпнуть в нём для себя какие-то новые идеи, которые потом сможет применить на практике во время дидактического процесса.
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической) по три параграфа в каждой, заключения и списка использованной литературы.
[1] Карцева Г.А., Игнатова Е.Ю. Анализ техник-методик формирования двигательно-моторных навыков на начальном этапе обучения игре на фортепиано // Аналитика культурологии. №1 (34), 2016
[2] Васильчева Е.Е. Учебное пособие для учащихся подготовительного класса «фортепьяно» (5-7 лет) под руководством педагога. Владимир: Изд-во «Учебно-методического информационного центра по образованию в сфере культуры», 2023. Электронный ресурс - https://goo.su/PxTUl
[3] Пастернак В.И. Развитие технических навыков учащихся в классе фортепьяно. Методический доклад. Сургут: Изд-во «Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств №3»», 2015. Электронный ресурс - https://goo.su/WiTQA
[4] Асафьев Б. Развитие двигательно-моторных («технических») умений и навыков у учащихся фортепианных классов. Электронный ресурс - https://goo.su/zICZyFH
[5] Надырова Д.С. Музыкальное развитие в процессе фортепьянного обучения. Казань: «Изд-во Татарского Государственного Гуманитарно-педагогического Университета», 2008. Электронный ресурс - https://goo.su/RlZ19Uo