Сказ - это жанр устного народного творчества[1], который передается из поколения в поколение. В сказе обычно рассказывается о волшебстве, героях, чудесах и приключениях. Часто встречаются элементы фольклора, мифологии и сказочных сюжетов в сказах.
Сказ это легенда, какая-то история, которая произошла в прошлом и передаётся из поколения в поколение. Многие древние легенды и мифы появились на основе сказа. Это известные мифы и легенды древней Греции, скандинавские языческие верования и представления.
Основное принципиальное отличие сказа от рассказа в том, что рассказ это чистый вымысел автора. Это его авторское произведение. Сказ несёт в себе элемент былины, но отличается от неё тем, что былина это попытка автора описать исключительно реальные достоверные события из прошлого, а сказ содержит в себе значительный процент авторского вымысла.
Сказ отличается от рассказа тем, что он основан на реальных исторических событиях. Он подразумевает некое событие, легенду, которая произошла в прошлом. Эта легенда передавалась из уст в уста и была зафиксирована автором и оставлена на бумаге.
Другим важным отличием сказа от других литературных жанров является разговорный стиль написания и изложения текста. Это не художественный стиль. Автор сказа пишет так же, как говорят люди. Это не всегда возможно сделать корректно, но суть сказа и заключается в том, что автор старается сохранить уникальную орфографию и фразеологизмы, свойственные обычным людям.
Сказ тесно связан с такими явлениями, как сказка[2] и сказание. Все они имеют одну ключевую общую черту – они передаются из уст в уста. В какой- то момент находится человек, который закрепляет устный рассказ на бумаге. Сказка это легендарное волшебное произведение, близкое к мифу. Но миф это элемент религиозной составляющей, а сказка это обычная история, которая передавалась долгое время от людей друг к другу из уст в уста.
Сказание так же, как и сказка передавалась из уст в уста. Но оно приближено к былине. Только если былина это описание реальных событий из прошлого, то сказание содержит в себе определённую часть вымысла. Это связано с тем, что оно передаётся из уст в уста, что осложняет историзм в передаче фактов. Сказка, даже не стремится быть былью. Эти два жанра - антитезы. Сказка это вымысел, быль это реальность. Сказ же стремиться описывать реальные события, как и быль, но это не всегда возможно, потому что информация попала к автору из уст другого человека, а всё, что передаётся из уст в уста, содержит в себе субъективные когнитивные искажения подлинного исторического материала.
Тем не менее, сказ это важнейший литературный жанр, который максимально стремится напоминать былину. Однако он содержит в себе определённые неточности, которые не делают его былиной. В любом сказе присутствует вымысел автора.
Важную роль в сказе играет элемент устного народного творчества. В нём, в отличие от сказки, автор специально сохраняет уникальную историческую филологическую орфографию, на языке которой ему когда-то передали этот сказ. То есть автор, стремится показать народный характер своего произведения и подчеркнуть эту народность.
Сказ это всегда произведение рассказанное человеком из народа, очень далёким от образования, который сохранил от предков историю, что запечатлена в произведении автора.
Сказ - это жанр литературно-художественного повествования, который часто сочетает в себе элементы фольклора, фантастики и мифологии. Он обычно написан в простом языке и содержит ярких персонажей, сюжет с волшебством и чудесами. В сказке обычно присутствует моральный урок или нравоучение для читателя. Такие произведения часто читаются как детям, но могут быть интересны и взрослым, благодаря своей фантастической и увлекательной атмосфере.
Николай Лесков (1831-1895) это известный русский писатель, чьи произведения отличаются особым стилем и языком[3]. Лесков использовал богатый словарный запас, образную речь и многослойные ассоциации, чтобы передать насыщенность текста. Автор в своих произведениях активно использовал диалектные выражения, архаизмы и различные языковые особенности, что придавало текстам специфический колорит.
Лесков часто обращался к старинным словам и фразеологизмам, что создавало атмосферу старой допетровской России и придавало его произведениям уникальный характер.
В его текстах часто присутствуют поэтические образы, лирические отступления и метафоры, которые делают его стиль более эмоциональным и выразительным.
Лесков уделял внимание деталям и давал точные описания внешности, поведения и характера своих персонажей, что делало их более реалистичными и запоминающимися. Эти особенности делают язык сказов Николая Лескова узнаваемым и уникальным, придавая его произведениям особый шарм и глубину.
Лесков жил в сложное и важное для мировой истории время. Его детство пришлось на пик противостояния между собой славянофилов и западников.
Это старинное противостояние среди русской интеллигенции, которое продолжается до сих пор. Славянофилы[4] были сторонниками единства между всеми славянами и выступали за то, что Россия должна включить в свой состав все славянские земли и противостоять всей не славянской Европе. Западники считали, что Россия является частью общеевропейской цивилизации и не стоит отделять от неё славянские народы и противопоставлять славян народам северной и южной Европы.
В наши дни противостояние между славянофилами и западниками[5] обычно называют противостоянием либералов и консерваторов. Оно происходит в нашем обществе каждый день. Западники-либералы победили в 1991 году, и долгое время управляли Россией. Однако консерваторы-славянофилы постепенно отстранили их от власти и после 2022 г. полностью вытеснили их из элиты.
Разница между тем, что происходило в России в XIX в. и сейчас, лишь что, что в современной России появилось движение евразийцев, которые стали защищать не славянофильские, а евразийские позиции. В их представлении Россия не столько славянское государство, сколько евразийское, вобравшее в себя культуру народов Азии. Такая позиция очень сильна в исламской среде.
В наши дни ислам оказывает огромное влияние на культурную жизнь России, её облик, чего не наблюдалось в XIX в. Во времена жизни Лескова основная борьба за культурное влияние среди интеллигенции разворачивалась между славянофилами и западниками. Западники олицетворяли собой реформы Петра I и их продолжение, отказ России от древнерусских традиций и переход на западноевропейский образ жизни.
Славянофилы защищали допетровские древние обычаи русского народа, были близки к старообрядцам. Это был голос той России, которая выступала против реформ Петра I в поддержку традиционного русского жизненного уклада и традиций.
В наши дни культурная жизнь России стала богаче, чем в XIX в. Однако ключевое противостояние, по-прежнему, между славянофилами и западниками. Мусульмане и марксисты, как правило, объединяются вместе со славянофилами против западников. На выходе получается не обычное культурное противостояние, где против западников одновременно выступают все остальные культурные и социальные группы.
Нечто подобное происходило в России и в XIX в. Происходит это и сейчас. Детство Лескова прошло в консервативное николаевское царствование, когда у власти были славянофилы. Затем, началось царствование Александра II, когда у власти оказались западники. Затем, Александр III и Николай II продолжили дело славянофилов.
В современной России ситуация сложнее, чем в России XIX в. Однако Ельцин однозначно был стопроцентным западником, даже в большей степени, чем Александр II. В начале XXI в. Россия медленно стала отходить от западничества в сторону славянофилии. В настоящее время у власти находятся люди, которые практически полностью соответствуют по своим взглядам Лескову. В этом контексте данное исследование носит максимально актуальный характер.
Движения и стили подобные лесковскому, обычно называют народническими. Их называют фелькише[6] от немецкого Völkische - народный. Всех их объединяет желание публицистов вырваться из круга интеллигенции, которая жила по викторианским законам в какой-то другой более широкий, более массовый социальный круг.
Особенно актуальным движение Völkische было в XIX в. Оно затронуло не только Россию, а всю Европу и характеризовалось определенной формой протеста части интеллигенции того времени против правил и норм жизни элиты, которые диктовались Королевой Викторией.
Это было движение против празднеств, балов, маскарадов, развлекательных мероприятий. Völkische стыдились существовавшего в то время социального неравенства. Они сами, будучи дворянами, чувствовали свою вину перед обычными людьми за то, что у них есть то, чего нет у них.
Наиболее ярким представителем движения Völkische в русский литературе является Н.А. Некрасов[7]. Это поэт реалист, который активно писал о трудностях и проблемах крестьянской жизни.
Все представители культуры фелькише были едины во мнении, что необходимо обязательно отменить крепостное право, а также они были сторонниками идеи, что именно русский народ является главной опорой России, а не прозападная элита. Поэтому это движение и назвали народным.
Основная идея этих писателей заключается в том, что викторианская культура сеет по миру войну, колониализм, несправедливость, эксплуатацию и унижение человека. В противовес викторианской культуре народники выдвигали идею того, что русский народ это народ богоносец.
Николай Лесков стал одним из множества русских писателей-славянофилов XIX в. В то время движение фелькише было распространено по всей Европе, в каждой стране оно рождало писателей романтиков, которые были готовы умирать за свою Родину, и считали именно её самой большой ценностью в своей жизни.
В жанре сказа, обращает на себя внимание Сергей Тимофеевич Аксаков и его сказка «Аленький цветочек»[8]. Он составил целую серию сказок «ключницы Пелагеи». Это наглядный пример того, что такое сказ и как он формируется. Аксаков рассказывал не собственную авторскую историю, а поведанную ему ключницей из уст в уста.
То есть это была народная сказка, которую люди передавали друг другу на словах уже сотни лет, но, поскольку в те годы люди не умели читать и писать, то никто первым не мог перенести эти истории на бумагу. С.Т. Аксаков стал тем, кто сделал это. В этом и заключается художественный смысл сказа. Сказ это народный рассказ, который уже долгое время передавался людьми из уст в уста. Однако кто-то первым должен был его перенести на бумагу и сделать массовым.
Те люди, которые творят в жанре сказа, обычно позитивно настроены по отношению к обычным людям, у которых нет образования, знаний, способностей и т.д. Они считают, что именно они являются подлинными носителями культуры и знания, а не образованная интеллигенция. После второй мировой войны из-за массовой доступности для всех и каждого культуры и образования движение фелькише утратило свой смысл. В настоящее время его нет. Оно так и осталось движением писателей-романтиков XIX в., которые верили не в образованную интеллигенцию, а в безграмотный простой народ, его гений и труд.
Не лишним будет отметить, что сын С.Т. Аксакова К.С. Аксаков вошёл в историю, как известный сторонник идей славянофилов и один из адептов их философии.
В этом и заключается основной смысл сказа, как литературного жанра. Это путешествие в глубинный народ, в легенды, которые передаются из уст в уста. В наше время сказ, как литературный жанр сохраняет свою актуальность, но уже в другом виде, не в том, в каком он был в XIX в. Сейчас сказ подразумевает передачу на бумаге каких-то лингвистических, разговорных уникальных особенностей людей.
В наши дни сказ существует для того, чтобы передавать какие-то уникальные разговорные лингвистические особенности народов мира, а также имеет важное социологическое и антропологическое значение, чтобы мы могли понять, как именно разговаривают в каждодневном быту представители различных социальных групп.
В XIX в. сказ имел гораздо большее значение, чем сейчас. В те годы существовало огромное количество легенд и историй, которые никто никогда не оставлял на бумаге, но которые сотни лет передавались из уст в уста. Подавляющее большинство населения в Европе не умело читать и писать. В России ситуация усугублялась крепостным правом. Поэтому было очень важно сохранить на бумаге и передать всю ту информацию, которую люди веками передавали из уст в уста. Этим и занимались писатели-народники, которые считали именно безграмотный простой народ носителем высшей культуры и разума, а не образованную интеллигенцию. Самым ярким и известным российским писателем-народником является Н.А. Некрасов.
Однако движение фелькише и литературный стиль сказа это разные вещи, хотя и, во многом, пересекающиеся. Основная сущность сказа заключается в том, чтобы передать читателю информацию от лица обычного человека, представителя простого народа. Движение фелькише не столько литературное, сколько политическое. Это борьба народа за своё существование, за сохранение своей уникальной национальной культуры и самобытности, защиты этой культуры от геноцида и уничтожения.
В XIX в. сказ и народничество пересекались практически во всём. Потому что перед писателями стояла сложнейшая задача – переписать на бумагу все имеющиеся многочисленные народные легенды и сказания. После Второй мировой войны образование стало массовым. Такое уникальное, характерное, исключительно для XIX в. явление, как жёсткое социальное расслоение между обычными людьми и интеллигенцией навсегда ушло в историю. В наше время вообще абсолютно каждый человек может завести свой личный блог в интернете и выкладывать там любые истории. Поэтому сейчас изменилась сама сущность сказа. Теперь это исключительно лингвистический, филологический жанр. Его задача заключается только в передаче человечеству знаний о каких-то разговорных особенностях народов мира.
В XIX в. у сказа были совсем другие функции и задачи. Это было окно в народ для образованной интеллигенции. С помощью сказа писатели создавали культ обычных людей, которые были так не похожи на них. Они так много и усердно работали, что казались интеллигентам живыми богами. В среде народников была твёрдая уверенность, что если всех этих тружеников освободить от рабства и дать им образование, то они станут самыми сильными и великими мира сего. К сожалению, эти ожидания не оправдались. Но это уже совсем другая история……
[1] Маликов Р.Ш., Галиев Р.Р., Шарафетдинова Э.Р. К проблеме актуализации устного народного творчества в эстетическом воспитании и привитии здорового образа жизни // Вестник Майкопского государственного технологического университета. №3, 2014
[2] Намычкина Е.В. Сказка как литературный жанр // Вестник ВятГУ. №3, 2010
[3] Алешина Л.В. Особенности макроструктуры словаря авторских новообразований Н.С. Лескова // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013
[4] Ишутин А.А. Идея целостности в мировоззрении славянофилов // Современные философские исследования. №3, 2018
[5] Кузнецова И.В. Образ Петра Iв оценке петербургских западников (40-50-е годы XIX В.) // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. №1, 2007
[6] Сергеенкова И.Ф. Проблемы фашизма в работах американского историка Джорджа Моссе (1918-1999 гг.) // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. №4, 2022
[7] Красносельская Ю.И. Круглый стол «Поэт Николай Некрасов: поэтика и миропонимание» // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. №2, 2012
[8] Аксаков С.Т. Аленький цветочек. Полный текст сказки. Электронный ресурс - https://goo.su/VzIQe