Всё лучшее, что есть в мире сделано не на Западе, не в Англии, а руками обычных русских мастеров, у которых нет образования, но есть талант и гений. Именно эта идея обыгрывается в рассказе Николая Лескова "Левша"[1]. Основной смысл рассказа заключается в том, что есть уникальное передовое изобретение - микроскопическая блоха, которая может бегать и прыгать.
Это изобретение считается передовым, активно нахваливается теми, кто считает себя элитой. Однако культ западной технологии раздражает обычного рядового русского крестьянина - Левшу. Он бросает вызов западным технологиям и подковывает гениальное западное изобретение.
В поступки Левши заключён глубочайший смысл. Он полностью раскрывает всю сущность идей славянофилов. Есть западная культура, которую олицетворяет уникальная прыгающая блоха. А есть Левша, который подковывает эту блоху. Зачем? Чтобы этим показать, что это он обычный русский крестьянин есть подлинный гениальный талант и мастер. Не какой-то иностранец из-за границы, а обычный русский крестьянин.
Этот рассказ идеально транслирует все основные идеи славянофилов. Они считали, что всё лучшее, что есть в мире нужно искать не на Западе, не за границей, а в русской провинции, среди глубинного русского народа.
Левша это образ русского крепостного крестьянина, который жил в неволе, не был образован, но вопреки всем трудностям своего быта, обладал уникальными гениальными навыками, равных которым не было нигде на Западе.
В рассказе "Левша" Лесков говорит читателям о том, что всё лучшее нужно искать не на Западе, а среди обычных крепостных крестьян. Автору было присуще распространённое для народной интеллигенции того времени заблуждение, якобы все беты России, только от крепостничества. Что русский глубинный народ настолько всемогущ и талантлив, что если его освободить от крепостной зависимости и создать идеальные условия для работы, то он забить собой весь мир.
Позже эти заблуждения легли в основу идеологии тоталитарного сталинизма, когда марксисты попытались реализовать идеи Лескова на практике. О результатах этого эксперимента каждый должен сделать выводы сам.
Идея Лескова это классика идеи фелькише[2]. О том, что именно русский народ превосходит собой все остальные народы мира. Что именно среди его обычных людей есть такие мастера и гении, которых нет ни у каких других народов мира. Эта идея до сих пользуется популярностью у многих людей в России.
Лесков бросает вызов викторианской элите, вслед за Некрасовым, заявляя о том, что источник идеала нужно искать не среди дворян и образованных людей, а среди рабочих, крестьян, людей труда. Сказ Лескова это путешествие в народную жизнь, в тот образ жизни и быта, который вёл в XIX в. глубинный российский народ[3].
В наши дни работы Лескова представляют собой огромную художественную, культурную, историческую и идеологическую ценность. Они содержат уникальные сведения о жизни русских крестьян XIX в., которую сейчас вообще невозможно себе представить.
Проблема в том, что реформы Петра I и вестернизация Россия практически не затронули глубинный российский народ. Крестьяне носили бороды, ели репу, а не картофель, пили мёд, а не водку и т.д. Лесков использовал в своём произведении "Левша" огромное количество устаревших слов, даже для времени жизни самого Лескова, не, говоря уж, о современности. Работы Лескова это путешествие в допетровскую Россию, в Россию Рюриковичей и первых Романовых. Это уникальный исторический источник о жизни русского народа в разные исторические эпохи, который позволяет взглянуть на генезис образа жизни самых обычных русских людей.
Работы Лескова[4] написаны разговорным, а не научным языком. Автор ставит перед собой задачу совершить путешествие в глубинный русский народ. Это уникальная попытка постигнуть загадочную русскую душу. Особенно важны такие произведения, как "Левша" для иностранцев, которые хотят познать Россию и понять Россию, её историю, культуру, предназначение, смысл существования.
Само себе движение фелькише представляет собой огромную историческую и культурную ценность. Именно оно спасает все народы мира от геноцида. Сторонники фелькише есть среди всех народов мира. И именно эти люди стоят на страже национальных, исторических, уникальных этнических, культурных ценностей каждого народа. Они сохраняют историю и язык каждого народа. Они позволяют сохранить национальное, языковое и культурное разнообразие народов мира в постиндустриальную эпоху смещения различных культур и народов.
Многие слова, сказанные Лесковым, сейчас понимаются только по контексту. Например, дерябнул, приноровлено, откудова, отопрусь, пустяковина, шабаш. Лесков старается писать на том языке, на котором говорили обычные люди. В этом заключена авторская уникальность и неповторимость сказа Лескова.
Ещё один уникальный художественный прием Лескова это искажение заграничных слов. Например, ажидация, бюстры, мелкоскоп. Это делалось автором специально. Основной смысл этого заключался в необходимости противопоставить русский народный образ жизни - западному. Это была своеобразная форма протеста против заимствований у Запада, а также попытка в художественном стиле описать тот факт, что обычные русские люди не могут воспроизводить западные слова правильно, а используют вместо них свои.
В наши дни такого рода слова также используются обычными людьми. Например, океюшки, окейжешь и т.д. Западная культура русифицируется и видоизменяется, теряет свои первоначальные смыслы.
В языке автора преобладают синтаксические конструкции, которые используются в сказе. Они характерны для разговорного стиля. Здесь много неполных предложений, частиц, обращений, междометий, вводных слов, лексических повторов.
Проще говоря, сказ Лескова[5] это путешествие в мир русского простонародья. Это попытка изобразить на бумаге весь тот сложный и многогранный мир, который представлял собой русский народ в то далёкое время.
Чем отличается сказ от других литературных жанров и направлений? Ответ заключён в самом слове. Сказ, сказание. Сказ это изложение тех или иных фактов на обычном разговором языке. Это не научная работа или статья. Это попытка передать действительность в том виде, в каком её олицетворяют самые обычные люди.
Основной принцип сказа подразумевает "Пишу так, как говорят". Лесков старался не искажать простонародную речь и передавать её такой, какая она была. В наши дни художественная и историческая ценность такого стиля работы автора бесценна. Потому что в наше время уже нет носителей того простонародного языка. Современное общество уже не имеет абсолютно ничего общего с допетровской культурой. В нём уже нет старообрядцев, а те, немногие, кто стараются воспроизводить образ жизни далёких предков, всё равно, от него далеки.
Современное общество несёт на уровне глубинного народа, скорее советскую культуру, чем допетровскую. Советская власть, распространив среднее образование на все слои общества, уничтожила тот слой людей, который описывал Лесков.
Основная идея Лескова заключается в том, что именно глубинный русский народ является носителем подлинного гения и креативное силы. Веру в это поддерживало крепостное право. Казалось, что стоит, только освободить народ от рабства, потом дать ему образование, и всё, именно русский народ сможет затмить собой все остальные народы мира. Потому что только у русского народа было в истории крепостничество, и русский народ терпел в своей истории такие лишения, какие не терпели другие народы. И это не помешало гению простонародных мастеров творить великие вещи, подобные тому, что сделал Левша.
Любопытно, что поступок Левши не был одобрен ни кем вокруг. Никто не понял, зачем он подковал блоху и "сломал" европейское изобретение.
Этим Лесков говорит о том, что точно также и в России прозападная элита не понимает душу обычных русских людей. Левша специально "сломал" блоху, чтобы привлечь внимание элиты к своей персоне. Он своим поступком говорит о том, что это он гений, а не западный мастер, придумавший блоху. Тот её только придумал, а он подковал. Левша говорит этим, что его талант и гений выше, чем у западного мастера и это он, а не тот мастер заслуживает поощрения и комплиментов. И, что если развивать его, Левшу, а не западного мастера, то можно получить огромное количество новых уникальных изобретений, которых нет нигде в мире и ни у кого.
Но, Левшу не поняли и не приняли в элите. Как не принимают и не дают раскрыться таланту обычных русских людей. Лесков поднимает проблему гения обычного русского человека, тех унижений, которые он терпит и его реальных возможностей. По идее Лескова если создать максимально идеальные условия для раскрытия талантов обычных русских людей, то именно русские смогут стать народом номер один в мире.
Концептуально с Лесковым сложно поспорить. Потому что очевидно, что если создать идеальные условия для развития личности, то это принесёт оптимальные результаты. Проблема в том, что, даже в советские годы, когда идеи Лескова победили и у власти были, как раз, фелькише, они не смогли создать для обычных русских мастеров идеальных условий, которые бы полностью помощь им раскрыть свой талант.
В наши дни власть снова отворачивается от Запада и поворачивается лицом к своему народу. Это значит, что мы вправе ожидать того, что в нашей стране могут появиться какие-то новые лучшие условия для раскрытия талантов современных русских Левшей, их развития и усиления конкуренции между ними и западными специалистами. Технологическая битва между западными и русскими мастерами продолжатся и в наши дни. В этом заключается актуальность рассказа Лескова "Левша" в наши дни.
В рассказах Лескова говорит не автор, а рассказчик. Этот рассказчик всегда из простого народа. Он говорит от первого лица, что позволяет посмотреть на жизнь глазами обычного русского человека середины XIX в. В этом заключается историческая ценность произведений Лескова.
Сказ Лескова[6] превращается в самостоятельного героя его рассказов. Это отдельный персонаж, который олицетворяет русский дух, русскую культуру, русскую самобытность, русскую уникальность.
В языке Лескова появляются такие слова, которых в общем языке нет, - выразительные, смешные, трогательные, иногда и страшные (вспомните мелкоскоп и Аполлона полведерского, непромокабли и бюстры, а также удивления, приготовленные англичанами и пр.).
В языке Лескова сказ служит инструментом для передачи народного духа, народной воли. Это движение фелькише в его самом лучшем, не фашистском, не разрушительном, а исключительно созидательном, научно-техническом ключе.
Помимо классики Лескова, самые известные сказы в русской литературе это сборник уральских сказов «Малахитовая шкатулка»[7] (1839) Павла Петровича Бажова и сказы наших северных писателей первой половины прошлого века - архангелогородцев Б.В. Шергина[8] и С.Г. Писахова[9].
Само содержание произведения Николая Лескова «Левша» повествует о том, что при Императоре Александре I из Англии в Россию была привезена уникальная танцующая блоха. Она была настолько мала, что увидеть её можно было только в микроскоп. Блоха долгое время хранилась в сокровищнице Русского Царя.
Однако когда на Престол взошёл Император Николай I, он задумался о том, что было бы не плохо, чтобы такие блохи могли делать не только в Англии, но и в России. Был найден мастер Левша, который согласился сделать подобный шедевр.
Однако вместо того, чтобы создать копию иностранного изобретения, Левша принял решение подковать английскую блоху. Это была гораздо более сложная и трудоёмкая работа, чем создание копии самой блохи. Сначала Император расстроился и разозлился, тем фактом, что Левша отказался создавать шедевр, аналогичный английскому, но позже когда осознал, что Левша сделал, нечто более уникальное, чем англичане, послал того учиться в Англию мастерству.
Англичане несколько раз пытались подкупить Левшу и заставить его перейти к ним на службу. Однако тот остался верен России. Левша должен был узнать у англичан тайну английских мастеров и привезти её в России, передать лично Императору. Однако на обратном пути в Россию Левша напился и потерял свои документы.
Теперь никто не верил в то, что Левша это Левша. Он начал вести нищенскую жизнь бродяги и так и не смог пробить чиновничью бюрократическую стену и подтвердить тот факт, что он это Левша. Рассказ заканчивается тем, что он пытается перед смертью передать Николаю I секретную тайну английских мастеров, но эта тайна так и не доходит до Императора.
Среди прочих смыслов рассказа «Левша» огромное значение имеет идея о том, какие права есть в нашем мире у человека, который не может подтвердить свою личность при помощи официальных документов. Это трагедия человека, который зависит от общества, от своих знакомых, своего круга общения, от тех, кто его знает лично.
В произведении Н.С. Лескова "Левша" рассказывается о соревнованиях в изобретательности и умениях русских и заграничных мастеров. Смысл этого произведения заключается в том, что русские мастера намного искуснее иностранных, но правители страны об этом часто забывают и ищут умельцев на стороне (например, как император Александр I), при этом боясь оскорбить достоинство иностранцев, чем те умело пользуются.
Прототипом Левши стал Алексей Сурнин[10] – мастер из Тулы, который одно время учился в Англии, после работал на одном из главных заводов. В дальнейшем Сурнин обучал тульских мастеров.
То есть рассказ "Левша" основан на реальных событиях. Он был написан в 1881 году и ознаменовал собой переход от западнического общества Александра II к русскому обществу Александра III.
В рассказе "Левша" Лесков поднимает тему отношения официальных российских властей к талантам самоучкам. В разные годы наша страна потеряла огромное количество талантов. Большинство их них так и не раскрылись. Кто-то уехал на Запад и работает на другие страны, а не на Россию.
Смысл рассказа в том, что государство должно создавать условия для раскрытия людских талантов в России. Это и есть главный секрет Левши. Лесков просит своих потомков ценить те ресурсы, которые у них есть, раскрывать весь потенциал обычных русских людей. Если мы научимся это делать, то Россия станет самой процветающей в мире страной.
На примере Левши мы видим крайне правого квасного патриота, который готов променять богатство и роскошную жизнь на родную русскую землю. Это идеальный пример истинного фелькише. Такие люди есть во все времена в любых странах мира. Это подлинное сокровище своей нации, её олицетворение. При этом Лесков делает акцент на том, что в России власти не дорожат патриотами (вообще никакими) и никак не способствуют, даже тому, чтобы удержать в своей стране, собственные кадры, не говоря уж, о привлечении в страну талантливых иностранцев.
Рассказ "Левша" несёт в себе глубокой философский смысл. Лесков задаётся вопросом о том, как может счастливо жить страна, которая не бережёт собственных патриотов. Этот вопрос актуален и сейчас. Государство не ценит тех людей, кто ему служит.
Также в рассказе поднимается тема вечного конфликта России и Англии. Он появился не сегодня, и уже в начале 19 века это было серьезное соперничество: то, что Гоголь ранее назвал «англичанка гадит»[11]…
В наши дни тот факт, что премьер-министр Англии Борис Джонсон разрушил мир, достигнутый между Россией и Украиной в марте 2022 года[12], и принудил наши страны к войне, стал общеизвестен на мировом уровне.
Именно Англия разожгла огонь войны на Украине и аннулировала мирные соглашения, которые уже были разработаны в Стамбуле. Так что англичанка продолжает гадить, а рассказ Лескова "Левша" продолжает оставаться максимально актуальным и современным.
В финале рассказа мастер умирает и просит передать секрет англичан царю. Секрет оружия до царя так и не дошёл, погрязнув в традиционной российской бюрократии. Имя Левши тоже потерялось. Осталась только память и легенда о таланте, которому не дали раскрыться и которого не оценили современники, а также любовь народа к Левше и Родине, которая ценнее, чем танцующая блоха.
Рассказ "Левша" это крик души патриотов России, которые хотят сделать процветающей нашу страну, которые хотят сделать нашу жизнь лучше. Это сложнейшее философское произведение, которое продолжает оставаться актуальным в наши дни, потому что Россия продолжает терять свои мозги и таланты.
Лесков своим произведением требует от российских властей раскрывать и сохранять для России её лучшие умы. Это ключевая проблема, которая определяет статус нашей страны в будущем. Для того чтобы улучшить уровень жизни граждан России, нужно создать условия, при которых наши люди сумеют реализовать свой талант на Родине и сделать что-то для улучшения качества жизни любого из нас.
Рассказ "Левша" важен, прежде всего, для чиновников, для государства, короле должно помнить о том, что в России есть огромное количество людей, которые его любят и готовы принять от него любые страдания. Они готовы жить и страдать в России, но не уехать и процветать на Западе. Это уникальная безответная любовь многих граждан России к своему государству.
Левша сам стал архитектором своей судьбы. Он выбрал Россию, а не Англию. Из-за этого он погиб в страшной нищете. Сколько людей в России в разные годы повторили поступок Левши. И тут важно то, что российское государство не ценит своих же патриотов, не дорожит ими, подставляет под удары. До тех пор пока в России будет такая бюрократия, какая показана в книге Лескова, наша страна никогда не будет процветать.
Рассказ Лескова это повод задуматься о проблеме коррупции и личной судьбе любого из нас, нашей зависимости от жалких бумажек, удостоверений личности, которые максимально легко потерять во время любого стихийного бедствия или банального ограбления.
Философский смысл рассказа "Левша" очень глубок. Это посыл автора потомкам о необходимости ценить то, что у тебя есть, дорожить этим и приумножать своё собственное достояние, а не любить чужое и не желать его.
[1] Лесков Н.С. Левша. Полный тест рассказа. Электронный ресурс - https://www.100bestbooks.ru/files/Leskov_Levsha.pdf?ysclid=lsnfx8brfx809841926
[2] Березина О.С. Особенности славянофильской концепции крова в творчестве Н. С. Лескова (по роману «На ножах») // Вестник Марийского государственного университета. №1 (16), 2015
[3] Некрасов С.И., Некрасова Ю.А., Безгодов А.Г. Народ и его духовность или отчего на Руси «По-западному» не живется. . . ? // Таврический научный обозреватель. №3-2, 2015
[4] Волынский А.Л. Н.С. Лесков (1901). М.: Изд-во «Дирет-медиа», 2012. Электронный ресурс - https://goo.su/Je32
[5] Тянь П. Специфика образа рассказчика как повествовательной инстанции в произведениях Н. С. Лескова середины 1860-х – начала 1880-х гг. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. №7, 2019
[6] Новикова О.С. Стилистическая функция окказиональных слов в композиционно-речевом строе сказа Н.С. Лескова «Левша» // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. №4, 2012 Стилистическая
[7] Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. Полный текст сборника. Электронный ресурс - https://azbyka.ru/fiction/uralskie-skazy/2/
[8] Шергин Б.В. Сказки. Электронный ресурс - https://goo.su/xhHSEW
[9] Писахов С.Г. Рассказы. Электронный ресурс - https://goo.su/5H69LON
[10] Алексей Михайлович Сурнин на странице Бренды России. Электронный ресурс - https://goo.su/u6cIt
[11] Англичанка гадит. Откуда пошло выражение? Электронный ресурс - https://proza.ru/2023/01/10/810?ysclid=lsngzdc9ec901900962
[12] Как Борис Джонсон сорвал мир на Украине в 2022 году? Электронный ресурс - https://www.gazeta.ru/politics/2023/11/25/17920411.shtml?ysclid=lsnh1jfkyy178999008