Каждый день вносятся те или иные изменения в правила дорожного движения (ПДД) и меняются меры наказаний за нарушения водителями этих правил. Этот процесс бесконечно и связан с тем, что на дорогах постоянно меняется трафик, его особенности, новые машины создают новые неожиданные проблемы и аварии.
В этом мире абсолютно всё развивается и становится лучше. ПДД не являются исключением. Обществу приходиться реагировать на изменение характера движения транспортных средств на дорогах, климатические изменения, модернизацию самих транспортных средств.
Всё это оказывает влияние на характер административных наказаний за правонарушения на дорогах. Характер этих наказаний является гибким. Он зависит от уникальных реалий той или иной дорожной ситуации. Полицейские и юристы следят за дорожной ситуацией и стараются адаптировать КоАП (Кодекс об Административных Правонарушениях) к текущей ситуации на дорогах страны. Этот процесс постоянно совершенствуется. Его анализ является важной частью совершенствования правильного понимания того, каким в идеале должен быть КоАП, чтобы быть максимально удобным для всех участников дорожного движения. В этом и заключается актуальность выбранной мной темы.
Гипотезой данного исследования является тот факт, что постоянное совершенствование КоАП, а также самого поведения водителей на дорогах, системы принуждения водителей к соблюдению ПДД, в перспективе должно привести к полной отмене ПДД и прекращению автомобилей в автопилоты, которые сами не позволят нарушить себе ПДД.
Это очень сложный процесс, который растянется не на одно десятилетие. Однако уже в наше время использование ИИ для фиксации нарушений ПДД и регистрации административных взысканий для водителей является важным фундаментальным шагом на пути к фантастическому будущему.
Научная проблема исследования заключается в том, что ПДД постоянно меняются. В них вносятся корректировки, дополнения, одни обязательства для водителей вводятся, другие отменяются.
Всё это заставляет водителей быть очень внимательными и следить за обновлениями ПДД. В этом и заключается научная проблема исследования.
Данное исследование это попытка взглянуть на современные действующие, обязательные к исполнению для водителей ПДД с научной точки зрения, выявить в них что-то новое, важное, полезное для водителей, то, что не было освещено в предыдущих исследованиях по этой теме. Каждая новая работа по этой теме очень важна потому что она содержит в себе анализ нововведений, которые каждый месяц, в той или иной степени вносятся в ПДД и влияют на поведение водителей на дорогах.
Целью исследования является анализ существующего КоАП и перспектив развития Административной ответственности по вопросам нарушения ПДД в будущем.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть принципы и понятие административной ответственности.
2. Выявить основные виды правонарушений в сфере дорожного движения
3. Проследить влияние правил дорожного движения на поведение водителей на дорогах.
4. Понять законодательную базу Административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения
5. Увидеть перспективы развития Административных взысканий за нарушения ПДД в будущем
Объектом исследования является КоАП России и Административные наказания за нарушения ПДД, которые там прописаны. Предметом исследования являются все те факторы, которые оказывают влияние на КоАП и делают его таким, какой он есть.
Основной метод исследования - системный. Это изучение ПДД и КоАП, как системы, где каждый элемент является частью одного общего целого. Важную роль в достижении цели исследования играет аналитический метод. Он позволяет понять процессы, которые влияют на ПДД и делают их такими, какие они есть. В исследовании применяются общенаучные методы: синтез, дедукция, индукция и сравнение. Хронологический метод позволяет заглянуть в прошлое дорожного движения и составить прогноз на его будущее.
Степень научной разработанности данной темы максимально широка. В её основе лежат ПДД и принятые в разных странах законодательные акты. Однако не стоит забывать и о научной теоретической части данной темы.
В статье Иванова А.Ю. «Об особенностях административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения»[1] представлен анализ того, что представляет собой административная ответственность в сфере безопасности дорожного движения. Автор рассуждает о том, что из себя представляет в наше время административная ответственность и какие перспективы её развития.
Эту тему развивают В.И. Майоров и О.И. Бекетов в статье «Административная ответственность в сфере обеспечения безопасности дорожного движения: современные тенденции и перспективы»[2]. Эта статья продолжает работу А.Ю. Иванова и дополняет его наблюдения.
Тот же В.И, Майоров в статье «Проблемы административной ответственности в сфере дорожного движения»[3] описал слабые места существующей системы дисциплинарных взысканий с водителей и представил методы решения существующих проблем.
С.В. Полякова в статье «Административные правонарушения в области дорожного движения и ответственность за них»[4] представила свой авторский взгляд на проблему исследования. Она описывает положение вещей на дорогах и причины, которые побуждают водителей нарушать ПДД.
А.К. Костылев в статье «Административная ответственность в механизме профилактики безопасности дорожного движения»[5] описывает меры, которые принимают сотрудники ГИБДД для того, чтобы принудить водителей соблюдать ПДД. Это исследование дополняет работы В.И. Майорова в отношении понимания того, что представляют собой будни сотрудников ГИБДД.
Важную роль для понимания проблемы исследования играет статья Ю.Н. Калюжного «Повторность, как квалифицирующий признак административных деликтов в области дорожного движения»[6]. Эта статья рассматривает основополагающий принцип заложенный в КоАП – принцип повторности. Наказания за первые нарушения для водителей мягкие и не строгие. Однако в ГИБДД есть персональная база данных всех нарушений каждого водителя, поэтому, чем чаще водители нарушают ПДД, чем строже санкции, которые к ним применяют. Этот принцип лежит в основе не только КоАП, но и правоприменительной практики, в целом.
В.И. Майоров и С.В. Горовенко также представили статью «Административная ответственность за систематическое нарушение правил дорожного движения: зарубежный опыт»[7], где рассказали читателям о том как борются с нарушениями ПДД за пределами России.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет обогатить и расширить теорию права в области безопасности дорожного движения, а его практическая значимость заключается в том, что юристы и аналитики, ознакомившись с ним, могут задуматься о том по какому пути лучше развивать дорожное движение в будущем. Это новый авторский взгляд на известную проблему безопасности дорожного движения.
Работа состоит из введения, двух глав по три параграфа в каждой главе, заключения и списков использованных источников (законы) и литературы.
[1] Иванов А.Ю. Об особенностях административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения // Вестник Сибирского юридического института МВД России. №3 (28), 2017
[2] Майоров В.И., Бекетов О.И. Административная ответственность в сфере обеспечения безопасности дорожного движения: современные тенденции и перспективы // Сибирское юридическое обозрение. №4, 2019
[3] Майоров В.И. Проблемы административной ответственности в сфере дорожного движения // Сибирское юридическое обозрение. №4, 2017
[4] Полякова С.В. Административные правонарушения в области дорожного движения и ответственность за них // Сибирское юридическое обозрение. №4, 2017
[5] Костылев А. К. Административная ответственность в механизме профилактики безопасности дорожного движения // Правопорядок: история, теория, практика. №1 (24), 2020
[6] Калюжный Ю.Н. Повторность, как квалифицирующий признак административных деликтов в области дорожного движения // Полицейская и следственная деятельность. №2, 2019
[7] Майоров В.И., Горовенко С.В. Административная ответственность за систематическое нарушение правил дорожного движения: зарубежный опыт // Социально-политические науки. №5, 2018