Многие находят вокруг предвестия апокалипсиса. Дьявольские знаки повсюду. Время непростое…
Хочется верить в лучшее. Мол, всё это предрассудки. В истории постоянно бывают такие периоды, когда кажется, что конец всему близок. Но вновь и вновь неразрешимые противоречия куда-то исчезают. Может, прячутся до поры. И человечество чуть-чуть расслабляется, чтобы через какое-то время опять подойти к последней черте…
Ладно, это всего лишь небольшое лирическое отступление. Навеяно оно весьма странным стечением обстоятельств. Вот стоит только помянуть Гоголя… Почему-то не Мефистофеля, не Воланда, не Люцифера, а именно Гоголя! То ли его «Вечера на хуторе близ Диканьки когда-то разворошили слишком опасное гнездо, то ли сам он постоянно отслеживает тех, кто в теме. Странно.
Кир Булычёв. Витийствующий дьявол (1989)
В общем, в поиске заслуживающей моего жалкого внимания книги я наткнулся на необычный сборник «Витийствующий дьявол»… Кого бы вы думали? Кира Булычёва! Да, фанаты писателя, конечно же, это давным-давно прочитали и снисходительно посмотрят на моё дилетантство. Вначале снисходительно взглянут, а потом обрушат справедливый гнев на мои хрупкие плечи и размажут меня по асфальту, как обычно это делают умные и смелые читатели.
Сборник состоит из двух произведений: собственно рассказа «Витийствующий дьявол» и повести «Ваня+Даша=любовь». История любви двух клонов, написанная в 90-е (конъюнктура имела место), безусловно, интересна, динамична и драматична, но что же рассказ? Неужели Игорь Можейко пошёл по скользкой дорожке, проторённой Гоголем и Гёте, Булгаковым и Брюсовым, Нилом и Пратчеттом, а также многими другими авторами известных и неизвестных дьяволиад?
Во-первых, я так и не понял смысл названия рассказа. Наверное, Булычёв хотел сказать им, что нечистый не дремлет и постоянно ищет всё новые способы получения человеческих душ. Это всё-таки слишком банально. И далеко от сюжета. Перед читателем встаёт галерея продавших свою душу дьяволу людей. Все мелкие, обычные, и желания их тоже слишком простые. Карьерный рост, чужой муж, место в кружке для ребёнка… Деньги, власть… Так было и в тридцатые годы двадцатого века на Патриарших, и в конце восьмидесятых в агонизирующем СССР, и задолго до. И, возможно, ещё много-много раз в будущем.
Кризис советской морали показан также в образе главного героя – столичного бича Сашка («бывший интеллигентный человек» – жарг.), после каждой попойки собирающегося начать новую жизнь. Возможно, борьба за его душу каким-то образом должна была попасть под определение витийства. Мне показалось, что «товарищ Д», так и не одержавший верх над Сашком, всё-таки инопланетянин. На это указывает вопиющее отсутствие дара всеведенья. Он перепутал Сашка с незнакомым парнем. Всего лишь из-за одинаковых курток! И расписку Тамары в его кармане не заметил. А главное, отпустил! Представляете?! Какой-то человечек выстоял в противостоянии с самим дьяволом и остался жив-здоров. Без Божественного вмешательства. Да, либо Кир Булычёв видеокассет с «Оменом» в глаза не видел и классиков не читал, либо просто пошутил. Надеюсь, что пошутил. Уж такой учёный вряд ли был не в теме.
Роберт Шекли. Демоны (1953)
Вот Роберт Шекли точно пошутил над врагами рода человеческого в рассказе «Демоны». А что было бы, если бы исполнение заветного желания потребовал бы у человека демон, а не наоборот? Мне почему-то сразу вспомнился Ааз, герой серии «МИФы» Асприна. Тоже, кстати, Роберта. Роберт Шекли, Роберт Асприн, Роберт Дьявол… Интересная цепочка.
Вроде бы случайно (но мы-то с вами знаем, что ничего случайного не бывает, Аннушка уже купила масло и всё такое) я решил переслушать все аудиокниги «Модель для сборки». Боюсь, что задача невыполнимая. Надо, как минимум, озадачиться и громкую фоновую музыку куда-то убрать. Иначе не осилить: отвлекает, мешает сконцентрироваться. К тому же хочется про каждое произведение что-то на память записать.
Рассказ «Демоны» – первый в серии 1996 года. Прочитан, естественно, Владиславом Коппом. Написан Робертом Шекли в далёком 1953 году. Или даже раньше. «Модель для сборки», кстати, с 1995 года вроде бы выходила, но мне записи раньше 1996-го не попадались.
Демон, внук Вельзевула, хочет того же, чего хочет большинство людей. Угадаете с первой попытки? Он называет это «крутяком». Точнее переводчица Н.Евдокимова так назвала. Для 1966 года весьма оригинально. А где взять то, чего у тебя нет? Конечно же, у демона. И демон для демона – это человек. По несчастливой для Нельзевула случайности – страховой агент. То есть любой демон обречён. Облапошит, объегорит, втюхает – и будешь должен до конца своей жизни. Даже если бессмертен.
Пьер Буль. Когда не вышло у Змея (1970)
Как я недавно узнал, с творчеством П.Буля многие до сих пор не знакомы. Зря. Предлагаю восполнить этот пробел лёгким движением руки. И глаз. То есть прочитать для начала небольшой его фантастический рассказ «Когда не вышло у Змея». Тема, конечно, скользкая. Но рассказ, при всей своей еретичности (уж такая тема), забавный.
Итак, в трёхмиллиардный раз Змей должен искусить очередных Адама и Еву. Однако ребята попались крепкие, морально устойчивые, законопослушные и богобоязненные. В общем, запретных плодов есть не стали. Молодцы. Как пел капитан Врунгель: «Бурные аплодисме!»
Однако нарушен порядок вещей. Безгрешные люди не волю Отца выполнили, а совершили революцию. И Он это не одобрил. И принял меры. Причём не к Змею. А какие – сами узнаете.
Буль, как всегда, неожиданен, остроумен, злободневен. Если рассказ понравится, можете переходить и к другим его произведениям. «Планета обезьян», конечно, шедевральна, но заслуживают внимания и другие его книги: «Сад Канашимы» (японские камикадзе победили в космической гонке и забонсаили Луну), «Игры разума» (всемирное правительство учёных ведёт человечество к светлому будущему в пропасти), «Энергия отчаянья» (в психиатрической больнице выбивают клин клином, так что сестра Милдред Рэтчед от зависти откусывает себе обе губы).
На этом сегодня всё. Нормальные люди летом отдыхают, а не читают всякую ересь в Дзене. Приятного отдыха!
Эх!.. Мне хоть желай, хоть не желай...