Самой важной инновацией в области регулирования дорожного движения является цифровизация[1]. Постиндустриальная эпоха[2] подразумевает, что постепенно вся экономика будет переведена в цифровой формат. Это будет касаться и дорожного движения. Этот процесс будет происходить в несколько стадий.
Сначала дороги будут оснащены камерами, которые будут помогать инспекторам ГИБДД выявлять нарушения правил водителями[3]. А в перспективе все сотрудники этого ведомства будут заменены роботами, а ещё позже все машины перейдут на автопилоты, и не будут нуждаться в живом водителе.
Основная задача роботов как раз и заключается в том, что нужно минимизировать ошибки в деятельности участников дорожного движения. Замена сотрудников ГИБДД на камеры нужна для того, чтобы уменьшить взятоёмкость процесса. В перспективе абсолютно все чиновники должны быть заменены на роботов, чтобы полностью победить многолетнюю российскую беду – коррупцию.
Однако этот процесс будет продолжаться ещё долго. В настоящее время на дорогах уже установлены камеры[4], которые автоматически фиксируют нарушения правил водителями и выписывают им штрафы. Основная проблема этой системы в том, что камеры также, как и инспекторы ГИБДД допускают ошибки. ИИ нельзя считать тем, что работает идеально и без сбоев. Какие-то штрафы могут быть выписаны ошибочно, потому что алгоритм программы может дать сбой. Абсолютно все факторы крайне сложно учесть при разработке программы.
Однако это не отменяет того факта, что цифровизация жизненно необходима, для улучшения ситуаций на дорогах. Именно это и есть главный фронт для инноваций будущего. Конечная задача цифровизации создать идеальный программный алгоритм, который бы регулировал дорожное движение. В самой идеальной перспективе это должна быть специальная программа, которая бы управляла бы машинами и ориентировалась бы на дорогах в любой сложной ситуации. Наличие такого робота сделало бы бессмысленными любой внешний надзор за поведением водителей. Пешеходы бы попадали в ДТП исключительно по своей вине, а водители никогда бы не нарушали правила.
Автомобили на автопилоте стали первой технической инновацией, которая сделала шаг в этом направлении. Однако пока до полного внедрения этой системы очень далеко. Автопилоты[5] дают сбои, не способны правильно реагировать на внештатные ситуации, программы выходят из строя и т.д. А вот жизнь инспекторам ГИБДД, камеры значительно упрощают уже сегодня. Они фиксируют нарушения правил движения и выписывают штрафы водителям. Однако и здесь не обходится без ошибок программы и ложных штрафов.
В будущем цифровизация дорог будет увеличена. Количество камер возрастёт. Инспекторов ГИБДД станет меньше. Камеры научатся распознавать лица и людей в машинах. А в ещё более отдалённом будущем уже сами машины перейдёт на автопилоты и нарушение ими правил дорожного движения, станет невозможным в связи с особенностями работы самой машины. Программный алгоритм будет встроен в автомобиль ещё на заводе. Поэтому нарушить, что бы то, не было на такой машине станет невозможно, даже в теории. В этом и заключается сущность инноваций будущего в автосфере.
Современный мир меняется каждый день, рождаются и создаются новые технологии, жизнь становится прекраснее и красивее. Однако не все инновации работают идеально, поэтому процесс модернизации дорожного движения, переход к обществу нового типа, где никто не будет нарушать ПДД, будет продолжаться ещё не один десяток лет.
[1] Государственная программа РФ "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утверждённая соответствующим Постановлением Правительства РФ от № 313 от 15.04.2014. Электронный ресурс – https://goo.su/SUubRZa
[2] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М.: Академия, 2004
[3] Сервис фиксации нарушений ПДД онлайн. Электронный ресурс - https://goo.su/izDv
[4] Какие нарушения фиксируют камеры ГИБДД в 2024 году? Электронный ресурс - https://goo.su/VqKrvL
[5] Как устроены беспилотные автомобили. Электронный ресурс - https://goo.su/gBYBOH