Найти в Дзене
QualityNews

К НАМ ЕДЕТ АУДИТОР. Часть 2. Обслуживание технологического оборудования

Сегодня мы публикуем новую статью из цикла «К НАМ ЕДЕТ АУДИТОР» - о том, как пищевым предприятиям правильно подготовиться к аудитам торговых сетей. В этой статье речь пойдет о том, как нужно подготовить технологическое оборудование и его документацию к аудиту торговых сетей.
Это довольно кропотливая работа, но она того стоит - во-первых, никакой аудит будет нестрашен, а во-вторых, можно избежать части расходов и сэкономить немалые деньги. Тонкостями и нюансами делится с нами
Константин Деревсков - генеральный директор компании Quality START, эксперт по пищевой безопасности и гуру аудитов.

Известно, что технологическое оборудование - основа основ всего производства, от его бесперебойной и качественной работы зависит выработка, эффективность и многие важные параметры деятельности пищевого предприятия.
Добавлю, что сегодня большинство компаний испытывают сложности с его обслуживанием из-за санкций: не хватает запчастей, нет гарантийного сервиса, а завоз новых деталей - процесс сложный, долгий и дорогостоящий.

-2

Лайфхак. Я рекомендую в текущей ситуации подстраховаться - поручить инженерной службе подготовить резервный запас запчастей, чтобы своевременно производить ремонт и не уходить впростой.

Что в чек-листе

При проверке технологического оборудования аудиторы всех торговых сетей предъявляют ряд требований, которые содержатся в чек-листах:

-3

Оборудование:

- Технологическое оборудование и инвентарь, контактирующие с пищевой продукцией, изготовлены из материалов доступных для проведения мойки, очищения и дезинфекции

- Оборудование содержится в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции

- Наличие автоматизации технологических процессов

- Оборудование, если это необходимо, оснащено соответствующими контрольными приборами.

Поверка измерительных приборов:

- Осуществляется поверка (свидетельства) и калибровка оборудования (записи)

- Есть графики поверки и калибровки измерительных приборов

- Имеются в наличии все действующие метрологические сертификаты на контрольно-измерительное оборудование.

- Организован контроль за функционированием технологического оборудования (имеется утвержденный график ППР; внедрена программа ТО оборудования)

- Имеется внутренняя служба техобслуживания

- Ведутся ежесменные записи о техническом состоянии оборудования, регистрация проводимых ремонтных работ

- Ведется учет времени простоя оборудования

- Ведутся записи о проведении мойки и дезинфекции оборудования после проведения ремонтных работ.

1. Оборудование

Внешний вид

Итак, в первую очередь аудиторы смотрят, из каких материалов сделано оборудование, проверяют его санитарное состояние, презентабельно ли оно выглядит, имеется ли возможность мойки и чистки этого оборудования - есть ли к нему свободный доступ и насколько его конструктивные особенности позволяют осуществлять мойку и дезинфекцию.

Кстати, упаси вас Бог от ржавчины на деталях - это является параметром химической опасности, а также от т.н. скотч-инжиниринга - это и непрофессионально, и части скотча вы потом стопроцентно обнаружите в продукции.

Рекомендую также минимум 2 раза в год проводить инспекцию трубопроводов, если они у вас имеются.

Мы не можете заменить оборудование перед аудитом, но подкрасить, подмазать, в общем, освежить его внешний вид - вполне в наших силах.

Санитарная обработка

Не забываем содержать оборудование в чистом виде и имеем под рукой графики мойки.

-4

Увы, на производстве, особенно там, где используются сыпучие ингредиенты, детали и узлы оборудования постоянно забиваются, как следствие, накапливается огромное количество грязи, плесени и пр. Некоторые счищают это безобразие механически, но по факту выглядит ужасно. Так что чистота оборудования - залог прохождения аудита.

Автоматизация

Тут скажу одно - все, что можно автоматизировать - лучше автоматизировать, потому аудиторы смотрят, как много ручного труда используется на производстве. И чем его меньше - тем выше балл, ведь мы живем в эпоху цифровизации и 4-й промышленной революции.

Кстати, обращайте внимание еще на соответствие мощностей оборудования количеству заявленной производимой продукции. То есть, если вы заявили в ТС, что выпускаете условную тысячу тонн в сутки, а аппаратура позволяет произвести лишь половину, не сомневайтесь, аудитор это увидит и поймет. Поэтому, если вы оказались в такой ситуации, честнее и дальновиднее будет сказать, что вы только собираетесь расширяться, а также показать, куда, когда и сколько оборудования планируете установить дополнительно.

Контрольные приборы

На каждом агрегате, если это предусмотрено инструкцией, должны быть установлены датчики контроля. Естественно, необходимо, чтобы они были в рабочем состоянии. Однако, обращу внимание на то, что работающий датчик еще не означает, что показания отображаются корректно.

Реальность такова, что порядка 40% пищевых предприятий в России пользуются оборудованием с выработанным ресурсом, хотя оно до сих находится в исправном состоянии и неплохо функционирует. Вместе с тем, большинство таких аппаратов оснащено старыми, порой еще советскими датчиками, показаниям которых сотрудники верят больше, чем себе. А ведь это может быть не только вредно, но и очень опасно - например, если это бак с высоким давлением внутри. Порой видно и слышно, что машина неисправна, издает странные звуки: пыхтит, скрипит и т.д. Но - датчик же в порядке! А потом взрыв, штатная авария, остановка производства, убытки, не дай Бог, пострадавшие работники. Но до момента ЧП никого не смущало, что датчик не проверялся со времен царя Гороха.

-5

Проверка измерительных приборов

Итак, чтобы снизить число возможных аварий и поломок, необходимо тщательно следить за оборудованием.

Придя на производство, аудиторы не только проверяют аппаратуру, но и измерительные приборы, а также требуют подтверждения их правильного функционирования. И здесь имеется два основных блока:

- Поверка - проверка оборудования сторонними метрологическими организациями

- Калибровка - самостоятельная настройка оборудования

Поверка и калибровка

Каждое оборудование и результат каждой поверки, согласно законодательству, должны быть внесены во ФГИС «АРШИН» - это государственный реестр средств измерений.

-6

Лайфхак! Внесите в специальную таблицу гиперссылки с «АРШИНА» по каждому вашему оборудованию. А еще лучше, если вы сделаете это в специальном электронном приложении, которое потом в любой момент сможете предъявить аудитору. Функционал современных программ позволяет, кстати, не только вносить информацию, но и установить напоминания о необходимости вовремя проходить новые поверки.

Что касается калибровки, то меня до сих пор удивляет, что на пищевых предприятиях она отсутствует в 70% случаях: весы, солемеры, газовые датчики и т.д. - большинство приборов живет своей жизнью, и порой весьма независимой от реальности. А ведь это не только приводит к искаженным показаниям, но и напрямую влияет на себестоимость товара.

Ладно, если ваши весы ушли в минус, а если в плюс? Тогда предприятие теряет продукты и, соответственно, деньги. 10, 20, 30 грамм в пересчете на тысячи тонн или единиц продукции - это уже не ерунда, а десятки и сотни тысяч рублей!

Или некорректные показания холодильного оборудования. Только недавно на одном из предприятий сломанный датчик в холодильнике привел к утилизации 13 тонн фарша, а убыток составил более 10 млн рублей. Таких примеров я могу приводить сотни, пожалуй, неисправность измерительных приборов и последующие убытки - самый частый кейс на пищевых производствах.

-7

Вот поэтому должна быть разработана процедура и инструкция калибровки всего измерительного оборудования, вплоть до самого мельчайшего датчика и гигрометра на складе.

Желательно все эти данные занести в единый документ:

- Ссылка на «АРШИН»

- Паспорт прибора

- Правила калибровки

- Инструкция о том, как ее проводить

- Записи о проведенных действиях (периодичность внесения записей определяется в зависимости от прописанных требований в вашей СМК)

- Верификация (подтверждение показаний)

Лайфхак!Держите на предприятии запас измерительных приборов - аудитор, скорее всего, поинтересуется, что вы будете делать, если ваш датчик выйдет из строя. А вы раз - и покажете ему склад. И вас зауважают!

Периодичность проверки, как правило, устанавливает изготовитель, но моя рекомендация - делать не реже чем 1 раз в неделю. Не лишним будет продублировать оборудование дополнительным поверочным датчиком - это не только предотвратит выход из строя и ущерб, но и станет дополнительным плюсом со стороны аудитора.

Кстати, периодичность внесения записей определяется в зависимости от прописанных требований в вашей СМК. Главное, чтобы они велись регулярно, а не только при изменении показаний приборов. Ну и если показания остаются неизменными день ото дня - то это повод насторожиться.Большим подспорьем в этой работе будет подключение специальных цифровых программ, например, приложения Quality CHECK, где можно не только хранить записи и сверять их, но и настроить уведомления о нарушениях в режиме реального времени, которые будут получать все ответственные сотрудники.

-8

Лайфхак! Нанесите на карту-схему вашего производства все измерительное оборудование - это не только поможет вам ориентироваться в случае замены прибора, но и приведет аудитора в восторг!

Техническое обслуживание оборудования

Если хочешь, чтобы оборудование работало хорошо и долго, делай ТО - вовремя и тщательно. Для своего автомобиля эта истина не нуждается в повторении. Однако как дело доходит до любой другой техники, а уж тем более - до рабочей, то пиши - пропало.

За всю свою практику аудитов (400+) я видел максимум десять компаний, которые проводили ТО по всем правилам. Кстати, есть такой миф, хотя, может и не миф - что в Германии сотрудники отдела техобслуживания получают деньги только когда не работают. А если оборудование сломалось - они перестают получать зарплату. Вот такая вот мотивация.

-9

Паспорт

Примерно у половины предприятий паспорта на оборудование просто отсутствуют. А они ведь нужны, даже если вы покупаете оборудование б/у. Тут самая частая отговорка - а где же мы его возьмем, купили не новое. Неважно.

-10

Лайфхак. При отсутствии паспорта на оборудование, делайте его сами и утверждайте в вашей организации.

Как-то же ваши сотрудники работают на нем несколько лет, значит, заглядывали в его техпаспорт за этот период. Аналогично, если какой-то элемент конструкции вы спроектировали самостоятельно.

Технологическое обслуживание бывает нескольких типов:

-11

Виды работ, которые вы проводите, необходимо указать в паспорте, а также вписать в график ППР.

В процедуре проведения ТО также прописываем, какие меры принимаются, чтобы - грязные работы не проводились одновременно с изготовлением продукции - остановка производства на этот период и т.п.

График ППР «здорового предприятия»:

-12

Карта смазки

Обязательно иметь карту смазки, в которой должно быть прописано, какое оборудование, как, чем и кто смазывает.

Важно! Указываем только те масла, которые разрешены в пищевом производстве и никакие другие.

Записи и единороги

Так исторически сложилось, что подавляющее большинство инженеров саботирует ведение записей на пищевом производстве.

Однако инженер должен их вести, и в большом количестве, в том числе, и об истории обслуживания оборудования:

-13

И все эти данные нужно сохранять, а также предъявлять при необходимости как аудиторам, так и другим уполномоченным специалистам. Не лишним будет напомнить, что такие сведения легче, проще и удобнее всего хранить с помощью электронных журналов, которые представлены в Quality CHECK - они не потеряются, не порвутся, будут доступны в любое время для всех, кто заинтересован в информации.

!Важно - после каждого ТО необходимо провести мойку оборудования и внести об этом соответствующую запись. На это аудиторы обращают внимание всегда!

В ППР тоже редко присутствуют все необходимые фиксации - или они не в полном объеме, или чего-то не хватает. А уж увидеть записи о простоях оборудования - это и вовсе из области фантастики, скорее уж больше вероятность увидеть единорога.

А ведь статистика простоев, между прочим, напрямую влияет на расходы, связанные с модернизацией предприятия. По факту собственнику не так важно, какое именно новое оборудование покупать. Но, имея как записи, так и аналитику за определенный период, он мог бы поспорить с инженером и купить то, что нужнее, а не идти на поводу у технического специалиста и не тратить деньги на аппаратуру, которую инженеру просто сложнее ремонтировать и больше возиться.

Поэтому зачастую руководитель делает неправильный финансовый выбор, который потом влияет на производительность и,соответственно, на прибыль.

Лайфхак: устанавливайте цифровую программу Quality CHECK, где можно получить любую аналитику за любой выбранный период с помощью двух-трех кликов.

Диссиденты пищевой безопасности

Да, это опять о наших любимых инженерах. Чем же они страшны?

- Неформальный внешний вид (без формы, открытый волосяной покров и пр.)

- Приносят много опасных веществ (инструменты, гайки, болты и пр.)

Как же их встроить в рамки? Во-первых, у каждого инженера должен быть переносной ящик с описью всего инвентаря.

Во-вторых, необходимо фиксировать, какие запчасти внесли и что именно вынесли после работы с оборудованием - ну как хирурги пересчитывают скальпели, зажимы и т.п. в конце операции. Потому что гайка или болт в продукции - это совсем не шутка, и может быть не менее опасна, чем инструмент хирурга, забытый в животе пациента.

-14

Важно! Аудиторы очень любят заходить в кабинеты инженеров. А там для них, как правило, раздолье - масса запрещенных веществ: моющие средства, бензин, солярка, клеи, смазочные материалы и многое другое.

И вы не докажете, что использовали другие средства, проверяющие видят беспорядок, хлам и мусор. И часто именно инженеры оказываются повинны в том, что аудит не пройден.

Согласитесь, обидно, если к продукции не придерешься, а из-за расхлябанности инженера потом отдуваться всем. Поэтому необходимо прививать этим сотрудникам педантичность и любовь к порядку и чистоте.

Аудиторы также часто вызывают главного инженера и «гоняют» по всем процедурам техобслуживания - поэтому он должен отвечать не только без запинки, но и согласно всем утвержденным требованиям, которые, собственно, он сам и разработал. И значит, как ни крути, ответственность лежит именно на нем.

Итак, подводя итог, подчеркну: максимально важно развивать педантичность во всем, что касается процессов обслуживания технологического оборудования. По сути, желательно фиксировать практически каждое действие! При этом мы понимаем, что у инженеров очень большой объем работ, ведь на производстве постоянно требуется что-то чинить, ремонтировать, заменять и т.д. Поэтому - цифровизируйтесь, господа, цифровизируйтесь. Это сэкономит массу сил, времени и денег. А инженер скажет вам большое спасибо. Ну или не скажет, зато вы сможете его контролировать!

Продолжение следует! В следующей статье я расскажу об управлении качеством в рамках подготовки к аудитам ТС.

А здесь Часть 1. Инфраструктура